4.2.6. Ремень привода ГРМ - общая информация, снятие, проверка состояния и установка

Общая информация

Посредством газораспределительного ремня осуществляется привод распределительного вала, ТНВД и водяного насоса. Вращение передается через зубчатые колеса от переднего конца коленчатого вала. Помните, что обрыв или проскальзывание газораспределительного ремня при работающем двигателе приводит к серьезным повреждениям головки цилиндров в результате удара тарелок клапанов о днища поршней.

Замена газораспределительного ремня должна производиться строго в соответствии с графиком текущего обслуживания автомобиля (обратитесь к Главе Текущее обслуживание). Внеочередная замена ремня должна производиться в случае загрязнения его маслом, а также при возникновении скребущих звуков, свидетельствующих о неравномерном износе ленты или зубьев.

Одновременно со сменой ремня следует проверить водяной насос на наличие признаков утечек.

Снятие


Снятие ремня привода ГРМ

8 — Квадратное отверстие
9—11 — Болты

12 — Осевая гайка натяжителя
13 — Регулировочный болт


 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

1. Добейтесь совмещения отверстий для блокировки коленчатого/распределительного валов и ТНВД, проденьте в отверстия металлические стержни соответствующего диаметра (см. Фиксация коленчатого/ распределительного валов и ТНВД с целью предотвращения случайного попадания клапанов в контакт с поршнями в процессе выполнения процедур обслуживания автомобиля). Ни в коем случае не допускайте попыток проворачивания двигателя после введения блокировочных стержней.
2. Снимите крышки газораспределительного ремня (см. Снятие и установка крышек газораспределительного ремня).
3. Снимите сферический ресивер с главного гидравлического аккумулятора (см. Главу Единая гидравлическая система) и отболтите нижнюю крышку трансмиссии. Попросите помощника заблокировать шестерню стартера отверткой с широким жалом, затем выверните болт шкива коленчатого вала. Снимите шкив.
4. Снимите металлическую пластину и кронштейн правой опоры силового агрегата (см. Снятие и установка компонентов правой опоры силового агрегата и натяжителя газораспределительного ремня), затем ослабьте осевую гайку и регулировочный болт натяжителя газораспределительного ремня. Для ослабления ремня разверните кронштейн натяжителя против часовой стрелки. Вновь затяните регулировочный болт, зафиксировав натяжитель в данном положении. В случае необходимости проденьте 10-миллиметровый привод торцевого ключа в предусмотренное в кронштейне отверстие квадратного сечения с целью облегчения преодоления сопротивления пружины (см. иллюстрацию Снятие ремня привода ГРМ).

5. Пометьте стрелкой исходное направление вращения ремня и снимите последний с двигателя.



Проверка состояния

Внимательно осмотрите ремень на наличие расслоений, признаков неравномерного износа и следов загрязнения маслом. Особое внимание следует уделить состоянию корней зубьев. Дефектный ремень подлежит замене. Если двигатель нуждается в проведении капитального ремонта, либо его пробе с данным ремнем составляет более 60 000 км (36 000 миль), ремень также подлежит замене вне зависимости от его состояния. Помните, что стоимость нового ремня несоизмеримо мала по сравнению с затратами на ремонт двигателя в случае выхода его из строя в результате обрыва ремня во время движения. В случае выявления следов замасливания в обязательном порядке выясните источник утечки и устраните ее причину. Тщательно протрите поверхность двигателя и сопутствующих компонентов в районе установки ремня, полностью удалив с низ следы масла. Проверьте свободу вращения ролика натяжителя, в случае необходимости произведите его замену (см. Снятие и установка компонентов правой опоры силового агрегата и натяжителя газораспределительного ремня и Снятие и установка промежуточного ролика газораспределительного ремня).

Установка

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

1. Удостоверьтесь в присутствии на своем месте 8-миллиметровых болтов, блокирующих зубчатые колеса распределительного вала и ТНВД, а также стержня, блокирующего маховик (см. Фиксация коленчатого/ распределительного валов и ТНВД с целью предотвращения случайного попадания клапанов в контакт с поршнями в процессе выполнения процедур обслуживания автомобиля).
2. Наденьте газораспределительный ремень на зубчатое колесо коленчатого вала, проследив за соблюдением исходного направления его вращения.
3. Зафиксируйте ремень на колесе коленчатого вала и аккуратно наденьте его на оставшиеся зубчатые колеса/ролики в следующем порядке (см. иллюстрацию Снятие ремня привода ГРМ):
   a) Промежуточный ролик;
   b) Зубчатое колесо ТНВД;
   c) Зубчатое колесо распределительного вала;
   d) Ролик натяжителя;
   e) Зубчатое колесо водяного насоса.

4. Старайтесь при установке чрезмерно не перекручивать и не перегибать ремень. Для гарантии правильности посадки ремня посадите его сначала на половину ширины зубчатого колеса ТНВД, затем заведите на колесо распределительного вала, следя за правильностью зацепления зубьев на колесе коленчатого вала и не ослабляя натяг ленты. Добившись желаемого результата, окончательно посадите ремень на все колеса.

5. Выверните фиксирующие распределительный вал и ТНВД болты, извлеките стержень блокировки маховика (см. Фиксация коленчатого/ распределительного валов и ТНВД с целью предотвращения случайного попадания клапанов в контакт с поршнями в процессе выполнения процедур обслуживания автомобиля).
6. При отпущенной осевой гайке, вручную удерживая кронштейн натяжителя, ослабьте регулировочный болт. Медленно отпустите кронштейн так, чтобы ролик прижался к внутренней поверхности ленты ремня. Затяните регулировочный болт и осевую гайку.
7. Проверните коленчатый вал на два полных оборота в нормальном направлении (по часовой стрелке). Проворачивание вала в обратном направлении недопустимо, так как ремень должен оставаться натянутым на участках между зубчатыми колесами коленчатого вала, ТНВД и распределительного вала.
8. Ослабьте регулировочный и осевую гайку болт натяжителя, позволив пружине плотно прижать ролик к ленте ремня, затем затяните болт и гайку с требуемым усилием.
9. Удостоверьтесь в правильности совмещения блокировочных отверстий путем продевания в них стержней соответствующего диаметра (см. Фиксация коленчатого/ распределительного валов и ТНВД с целью предотвращения случайного попадания клапанов в контакт с поршнями в процессе выполнения процедур обслуживания автомобиля). Если ввести стержни не удается, следовательно ремень установлен неправильно и всю процедуру необходимо повторить.
10. Дальнейшая сборка производится в порядке, обратном порядку демонтажа компонентов.