4.3.3. Снятие, расчленение и установка силового агрегата - модели с РКПП

Снятие

Демонтаж двигателя с автомобиля возможен только в сборе с трансмиссией. Расчленение силового агрегата с целью проведения капитального ремонта двигателя может быть произведено позже.


Крепеж правой опоры силового агрегата (двигатель 2.0 л)


Крепеж правой опоры силового агрегата (двигатель 1.8 л)



 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

1. Запаркуйте автомобиль на ровной горизонтальной площадке с твердым покрытием с таким расчетом, чтобы вокруг оставалось достаточно свободного места. Подоприте противооткатными башмаками задние колеса, затем поддомкратьте передок автомобиля и установите его на подпорки. Снимите оба передних колеса.
2. Поднимите капот в вертикальное положение, затем снимите батарею, ее установочный поддон и крепежную планку (см. Системы запуска и заряда).
3. Откройте вентиль сброса регулятора давления и переведите рукоятку управления гидравликой подвески в крайнее нижнее положение (LOW) при соответствующей комплектации снимите защиту картера.
4. Снимите оба приводных вала (см. Главу Приводные валы).
5. Снимите кожух воздухоочистителя и/или рукав воздухозаборника (см. Система питания - бензиновые модели или Система питания - дизельные модели).
6. Снимите резервуар гидравлической жидкости (см. Главу Единая гидравлическая система).
7. Отсоедините трос газа от корпуса дросселя или ТНВД.
8. На бензиновых моделях снимите корпус дросселя (см. Система питания - бензиновые модели).
9. Снимите компоненты, установленные с левой стороны головки цилиндров, включая клапан стабилизации оборотов холостого хода.
10. При соответствующей комплектации отдайте крепежные гайки и сдвиньте в сторону гидравлический модулятор управления ABS. Снимите кронштейн модулятора.
11. Высвободите всасывающую и возвратную трубки гидравлической системы (см. Главу Единая гидравлическая система) из фиксаторов в передней части двигателя и отсоедините их от насоса. Сразу же закупорьте открытые концы трубок/штуцеров во избежание попадания в систему грязи.

12. Отболтите регулятор гидравлического давления и распределитель потока с передней стороны силового агрегата. Подвяжите снятые узлы проволокой к кузовным элементам (см. Главу Единая гидравлическая система). Альтернативно, отсоединенные компоненты могут быть уложены на подпорки.

13. Если двигатель будет разбираться, слейте с него моторное масло и снимите масляный фильтр (обратитесь к Главе Текущее обслуживание). Тщательно протрите, установите на место и прочно затяните сливную пробку.
14. Слейте трансмиссионное масло из коробки передач (см. Ручная коробка переключения передач). Протрите, вверните на место и затяните с требуемым усилием заливную и сливную пробки (см. Спецификации к Главе Трансмиссия).
15. Отсоедините от коробки передач всю электропроводку, включая подведенную к датчику-выключателю огней заднего хода. Не забудьте также про шину заземления.
16. Отсоедините от РКПП трос привода спидометра/электропроводку датчика скорости.
17. Поддевая отверткой с плоским жалом, аккуратно расчлените сферические шарнирные соединения тяг механизма переключения передач на коробке передач. Отведите тяги в сторону от картера РКПП.
18. Снимите направляющую троса, металлический кронштейн и датчик ВМТ.

19. В двигательном отсеке отпустите фиксаторы сердечника и оболочки троса на рычаге выключения сцепления и опорном кронштейне. Высвободите трос из картера коробки передач.

20. Снимите генератор (см. Системы запуска и заряда).
21. На моделях с К/В отболтите компрессор и отведите его в сторону от силового агрегата. Подвяжите компрессор к кузовному элементу, стараясь не допустить чрезмерной нагрузки на подведенные к нему линии. Ни в коем случае не отсоединяйте рефрижераторные линии (см. предупреждения в Главе Текущее обслуживание)!
22. Снимите радиатор (см. Главу Системы охлаждения, отопления). Заметим, что требование снятия радиатора не является необходимым для всех моделей, однако, во всех случаях позволяет существенно расширить рабочее пространство и свести к минимуму повреждения теплообменника.
23. На бензиновых моделях выполните следующие процедуры (см. Система питания - бензиновые модели):
   a) Сбросьте давление в системе питания и отсоедините шланги подачи и возврата топлива;
   b) Рассоедините разъемы электропроводки системы питания;
   c) Снимите приемную трубу системы выпуска отработавших газов.
24. На дизельных моделях снимите блок управления преднакалом (см. Система преднакала - дизельные модели) и выполните следующие процедуры (см. Система питания - дизельные модели):
   a) Отсоедините шланг подачи топлива от сборки топливного фильтра/кожуха термостата, также отсоедините возвратный шланг;
   b) На моделях с турбонаддувом одновременно с радиатором снимите встроенный охладитель турбокомпрессора;
   c) На двигателях D6B без турбонаддува снимите кожух воздухораспределителя.
25. Отпустите хомуты и отсоедините шланги теплообменника отопителя от своих патрубков на задней переборке двигательного отсека (см. Главу Системы охлаждения, отопления).
26. Пройдитесь по жгуту электропроводки от двигателя до электрического разъема(ов) в двигательном отсеке. Также пройдитесь по косе до монтажного блока предохранителей/реле, расположенного вблизи батареи; отсоедините провода.

27. Удостоверьтесь, что вся электропроводка отсоединена, а жгуты и провода высвобождены из промежуточных фиксаторов и обвязок и не способны помешать извлечению силового агрегата.

28. Заведите лебедку в рабочее положение и подсоедините стропы к рымам, привернутым к головке цилиндров. Включив лебедку, вывесьте агрегат на стропах.
29. Отдайте центральную гайку левой опоры силового агрегата. Снимите шайбу. Отдайте две гайки крепления опоры к ее кронштейну (опять-таки, не забудьте про шайбы). Извлеките опору из двигательного отсека, затем снимите дистанционную втулку (если таковая предусмотрена). С целью расширения рабочего пространства, по возможности, выверните два крепежных болта и снимите кронштейн опоры с кузова автомобиля.

30. Работая под автомобилем, отдайте гайки и болты крепления стойки задней опоры к сборке опоры и подрамнику. Снимите стойку.

31. Отпустив фиксаторы, снимите пластмассовую крышку с верхней части сборки правой опоры силового агрегата (см. иллюстрации Крепеж правой опоры силового агрегата (двигатель 2.0 л) и Крепеж правой опоры силового агрегата (двигатель 1.8 л)).

32. Отдайте крепежные гайки/болты и снимите кронштейн опоры. Извлеките из сборки опоры резиновую буферную пластину и уберите ее вместе с кронштейном в надежное место.

33. Удостоверьтесь, что никакие компоненты и коммуникации не мешает извлечению силового агрегата из двигательного отсека. Проверьте надежность фиксации таких отсоединенных компонентов, как шток выбора передач.
34. Поднимите силовой агрегат и осторожно извлеките его из автомобиля. При извлечении агрегата очень пригодится помощь ассистента, так как сборку придется постоянно наклонять или поворачивать во избежание зацепов. На моделях, оборудованных системой антиблокировки тормозов, постарайтесь не повредить при извлечении агрегата гидравлический модуль ABS.
35. Высвободив агрегат из двигательного отсека, перенесите его через панель передка автомобиля и опустите сборку на землю.

Отделение коробки передач от двигателя

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

1. Установите извлеченный из автомобиля силовой агрегат на пару деревянных блоков или прочный верстак.
2. При соответствующей комплектации, выверните крепежные болты и снимите с картера РКПП пластину нижней крышки маховика.
3. На моделях с вытяжным механизмом привода сцепления (см. Главу Сцепление) выбейте крепежный палец, либо выверните крепежный болт и снимите рычаг выключения с верхнего конца оси вилки выключения. При этом должна появиться возможность свободного вращения оси с целью высвобождения ее из выжимного подшипника в процессе отделения коробки от двигателя. Чертилкой или маркером пометьте положение середины оси относительно картера РКПП (см. Ручная коробка переключения передач).
4. Выверните крепежные болты и снимите с коробки передач сборку стартера.
5. Проверьте надежность подпирания двигателя и коробки передач, затем выверните болты крепления картера коробки к блоку двигателя. Запоминайте установочное положение каждого из извлекаемых болтов и фиксируемых ими кронштейнов и держателей. При сборке все компоненты должны быть установлены строго на прежние места, в случае необходимости наносите посадочные метки.
6. Аккуратно отделите коробку передач от двигателя. Следите, чтобы коробка не повисала всем свои весом на цапфе первичного вала до тех пор, пока последний окончательно не высвободится из ступицы ведомого диска сцепления.
7. Извлеките из своих гнезд в сопрягаемых поверхностях картера двигателя или сцепления свободно посаженные направляющие штифты и уберите их в надежное место.
8. На моделях с вытяжным механизмом привода сцепления нанесите вторую посадочную маркировку на картере РКПП, пометив положение метки вилки вывключения после снятия. При помощи данной маркировке определяется угол, под которым вилка должна заправляться на место при сборке с целью правильного ввода ее в зацепление с выжимным подшипником.

Установка

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

1. Если трансмиссия была отделена от двигателя, выполните процедуры, описанные в пп. 2—10. В противном случае, переходите непосредственно к п.11.
2. Смажьте тугоплавкой смазкой типа Molykote BR2 Plus шлицы первичного вала коробки передач. Старайтесь не наносить слишком много смазки во избежание риска загрязнения ведомого диска сцепления.
3. Проследите за правильностью установки направляющих штифтов в гнездах в сопрягаемых поверхностях двигателя или трансмиссии.
4. На моделях с вытяжным механизмом привода сцепления перед установкой разверните выжимной подшипник таким образом, чтобы метка в виде стрелки указывала вверх (пазы вилки подшипника должны оказаться развернутыми вперед по двигателю). Добейтесь совмещения нанесенных в процессе демонтажа метки оси вилки выключения и второй метки на картере трансмиссии (вилка выключения должна оказаться развернута под 60° к поверхности купола сцепления). Такое расположение компонентов дает гарантию правильности ввода вилки в зацепление с подшипником.
5. Осторожно подведите коробку передач к двигателю и посадите ее на направляющие штифты. Следите, чтобы сборка коробки всей массой не повисала на цапфе первичного вала после ввода последней в ступицу ведомого диска сцепления.
6. На моделях с вытяжным механизмом привода сцепления при окончательном сочленении агрегата проследите за правильностью ввода в зацепление вилки выключения и выжимного подшипника (метка на вилка должна совместиться с оригинальной меткой на картере коробки передач (см. Ручная коробка переключения передач).
7. Вверните болты крепления коробки передач к двигателю. Проследите, чтобы под соответствующие болты были установлены снятые при демонтаже кронштейны и фиксаторы. Затяните крепеж с требуемым усилием.
8. Установите на место стартер, прочно затянув болты его крепления.
9. На моделях с вытяжным механизмом привода сцепления закрепите на верхнем конце оси вилки рычаг выключения. Закрепите рычаг пальцем или болтом (в зависимости от комплектации).
10. При соответствующей комплектации установите на свое место на картере РКПП пластину нижней крышки маховика. Прочно затяните крепежные болты.
11. Подсоедините к подъемным рымам силового агрегата стропы лебедки. При помощи ассистента вывесьте сборку над двигательным отсеком автомобиля.
12. Наклоняя и поворачивая агрегат таким образом, чтобы он не цеплялся за расположенные в двигательном отсеке компоненты, заведите сборку на свое штатное место.
13. Расположив силовой агрегат в двигательном отсеке, установите на место кронштейн его правой опоры. Затяните крепежные гайки/болты, пока только от руки.
14. Если снимали, установите на свое место на кузове автомобиля кронштейн левой опоры силового агрегата. Затяните крепеж с требуемым усилием. Установите резиновую подушку опоры, затем наверните крепежные и центральную гайки сборки (не забудьте про шайбы) и слегка их затяните.
15. Работая под автомобилем, установите стойку задней опоры и вверните оба болта ее крепления.
16. Покачав агрегат, добейтесь адекватной посадки его на опорах, затем последовательно затяните гайки и болты всех опор с требуемым усилием. Где требуется, после затягивания гаек кронштейна правой опоры установите на место резиновый буфер и изогнутую крепежную пластину. Затяните с требуемым усилием болты их крепления. Теперь подъемный такелаж может быть отсоединен от двигателя.
17. Дальнейшая установка производится в порядке, обратном порядку демонтажа. Обратите внимание на следующие моменты:
   a) Проследите за правильностью прокладки и надежностью крепления в промежуточных фиксаторах жгутов электропроводки;
   b) Перед введением приводных валов в дифференциал коробки передач замените их сальники (см. Ручная коробка переключения передач);
   c) Проследите за правильностью подсоединения и надежностью крепления шлангов охладительного и отопительного трактов;
   d) Не забудьте выполнить регулировку троса привода сцепления (см. Главу Сцепление);
   e) Отрегулируйте также трос газа (см. соответствующий раздел Главы Системы питания и выпуска);
   f) Залейте в двигатель и коробку передач необходимое количество масла требуемого сорта (см. Ручная коробка переключения передач).
   g) Заправьте систему охлаждения (обратитесь к Главе Текущее обслуживание);
   h) На дизельных моделях не забудьте удалить воздух из системы питания (см. Система питания - дизельные модели).