4.3.11. Чистка и проверка состояния блока цилиндров/картера двигателя

Чистка

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

1. Снимите с блока все навесные агрегаты и компоненты, а также электрические датчики и выключатели. Для наиболее полной чистки необходимо извлечь выжимные пробки, просверлите в пробках маленькие отверстия, вверните в них саморезы и, ухвативших плоскогубцами за головки винтов, вытащите пробки из блока.

2. На моделях с алюминиевым блоком извлеките гильзы цилиндров (см. ниже подраздел "Алюминиевый блок с “мокрыми” гильзами", п.1).
3. При соответствующей комплектации выверните крепежный болт и извлеките из блока раздаточную трубку маслораспылителей охлаждения поршней.
4. Соскоблите все следы материала старой прокладки с сопрягаемых поверхностей блока, а при соответствующей комплектации, также с литья крышек коренных подшипников. Постарайтесь не повредить прокладочные/уплотнительные поверхности.
5. Извлеките все заглушки масляных галерей (где они предусмотрены). Заглушки посажены очень туго и, возможно, потребуют высверливания с последующим восстановлением резьбы метчиком. При сборке двигателя замена заглушек производится в обязательном порядке.
6. Если картер сильно загрязнен, потребуется выполнение паровой чистки.
7. После возврата блока из чистки необходимо вновь прочистить все масляные отверстия и галереи. Промойте все внутренние каналы блока теплой водой. Продолжайте промывку до тех пор, пока из отверстий не начнет вытекать чистая вода. Тщательно просушите блок, затем слегка смажьте маслом его сопрягаемые поверхности и зеркала цилиндров во избежание развития коррозии. Если имеется доступ к источнику сжатого воздуха, воспользуйтесь им для ускорения процесса сушки и продувки отверстий, каналов и галерей.

При использовании сжатого воздуха надевайте защитные очки!

8. Если картер двигателя загрязнен не слишком сильно, достаточно будет промыть его горячей мыльной водой с применением жесткой кисточки. Не следует пытаться сэкономить время на мытье блока - отнеситесь к этой процедурой со всей ответственностью. Вне зависимости от выбранного метода чистки, в результате ее все масляные отверстия и каналы должны оказаться абсолютно чистыми, а блок - тщательно высушенным. Во избежание развития коррозии слегка смажьте зеркала цилиндров маслом.

9. Все резьбовые отверстия в блоке необходимо “прогнать” подходящим по размеру метчиком, тщательно удалив из витков резьбы продукты коррозии, старый герметик и прочие отложения. Кроме того, такая “прогонка” поможет восстановить поврежденную резьбу. По возможности, продуйте отверстия сжатым воздухом, удалив из них стружку и мусор.

Из глухих отверстий должны быть полностью удалены все следы смазки и растворителя во избежание разрушения литья блока гидравлическим давлением при затягивании болтов.

10. Смажьте подходящим герметиком новые заглушки масляных галерей и вверните их в свои отверстия в блоке. Прочно затяните заглушки.
11. При соответствующей комплектации установите на место сопла маслораспылителей охлаждения поршней. Закрепите раздающую трубку распылителей болтами, затянув последние с требуемым усилием.
12. Если не собираетесь немедленно приступать к сборке двигателя, заверните блок в чистый полиэтиленовый пакет. Не забудьте также позаботиться о защите сопрягаемых поверхностей и зеркал цилиндров от коррозии (см. выше).

Проверка состояния

Чугунный блок

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

1. Визуально проверьте литье блока на наличие трещин и следов коррозии. Проверьте, не сорвана ли резьба в каких-либо из крепежных отверстий. Если имелись подозрения на внутренние утечки охлаждающей жидкости, возможно, имеет смысл обратиться к специалистам автосервиса, попросив их выполнить тщательную проверку состояния блока с применением специального оборудования. В случае необходимости произведите восстановительный ремонт либо замените блок.
2. Проверьте зеркала цилиндров на наличие царапин и задиров. При обнаружении такого рода дефектов следует проверить состояние соответствующих поршней. На значительный износ цилиндров указывает наличие заметного ступенчатого износа в их верхней части.
3. Для более точной оценки степени износа цилиндров необходимо произвести измерение их диаметров в нескольких точках. Введите нутромер в первый цилиндр и произведите измерение его диаметра в трех различных сечениях параллельно оси коленчатого вала. Одно измерение производится в верхней части цилиндра, непосредственно под краем буртика ступенчатого износа, второе - в центральной части цилиндра и третье - на расстоянии около 10 мм над нижним срезом. Все измерения производятся в плоскости, перпендикулярной оси цилиндров и параллельно оси коленчатого вала.
4. Повторите измерения в прежних сечениях цилиндров, на этот раз перпендикулярно оси вала. Сравните результаты измерений с требованиями Спецификаций (при отсутствии нормативных данных, обращайтесь за консультацией к специалистам фирменного сервис-центра компании Citroёn).
5. Если какой-либо из результатов выходит за пределы допустимого диапазона, цилиндры подлежат проточке с последующей заменой поршней на новые, соответствующего ремонтного размера. Единственной альтернативой проточке цилиндров является полная замена блока в комплекте с поршнями.

Алюминиевый блок с “мокрыми” гильзами

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

1. Где требуется, снимите фиксаторы гильз, затем при помощи выколотки из твердого дерева выбейте гильзы из блока. Высвободив гильзы из цилиндров, переверните блок на бок и извлеките гильзы из цилиндров вручную. По мере извлечения гильз, наклеивайте на их левые стенки (со стороны трансмиссии) полоски скотча, на которых сразу надписывайте номер соответствующего цилиндра, считая первым ближайший к маховику/приводному диску.

2. Снимите с оснований гильз уплотнительные кольца.

3. Проверьте гильзы на наличие глубоких царапин и задиров, указывающих на чрезмерный износ их зеркал.
4. При наличии под рукой измерительного оборудования, замерьте внутренний диаметр гильзы первого цилиндра в трех сечениях параллельно оси коленчатого вала (см. выше подраздел "Чугунный блок", п.3).
5. Повторите измерения в тех же сечениях, но перпендикулярно оси вала. Сравните результаты с требованиями Спецификаций.
6. Действуя в аналогичной манере, оцените степень износа оставшихся гильз.
7. В случае износа гильз свыше допустимого предела, либо при наличии глубоких дефектов их зеркал, придется приобрести сменный комплект. При отсутствии уверенности в оценке состояния гильз не стесняйтесь обращаться за помощью к специалистам.
8. Замена гильз цилиндров производится в комплекте с поршнями и поршневыми кольцами. Замети, что приобретение гильз в индивидуальном порядке не представляется возможным.
9. С целью сохранения заводских допусков комплекты сменных поршней и гильз разделены на три размерных группы. Идентификация размерной группы поршня производится посредством литерной маркировки (А, В или С), которая наносится на их днища. Гильзы маркируются рисками (от одной до трех), которые наносятся на из верхние губки. Гильзы с одной риской используется в комплекте с поршнями группы А, с двумя - В и с тремя, соответственно, - С. Допускается установка в различные цилиндры поршней и гильз разных групп, однако внутри каждого цилиндра гильза в обязательном порядке должна соответствовать по группе своему поршню.
10. Перед установкой гильз тщательно протрите сопрягаемые с ними поверхности блока цилиндров. При помощи мелкозернистой наждачной бумаги заполируйте заусеницы и задиры, способные привести к повреждению новых уплотнительных колец. Насухо протрите гильзы, затем установите на их основания новые уплотнительные кольца, предварительно слегка смазав последние.
11. При установке на место старых гильз следите за тем, чтобы они были посажены строго в прежние цилиндры и были правильным образом сориентированы в блоке (по наклеенным полоскам скотча). Постарайтесь при заправке гильз в цилиндры не повредить уплотнительные кольца. Окончательно гильзы застукиваются в блок молотком через выколотку из твердого дерева. Удары должны быть легкими и наноситься до тех пор, пока гильза не упрется своими посадочными плечиками. Тщательно протрите выступающие поверхности гильз и слегка смажьте их маслом во избежание развития коррозии.
12. Закончив установку гильз, проверьте величину их выступания из блока при помощи циферблатного измерителя плунжерного типа (альтернативно можно воспользоваться измерителем плоскостности и щупом лезвийного типа). Сравните результаты измерений с требованиями Спецификаций. Максимальная разница величины выступания между любыми двумя гильзами не должна превышать оговоренное допустимое значение.
13. При установке новых гильз допускается перестановка их из цилиндра в цилиндр с целью приведения в норму контрольного значения (по разнице величин выступания). Помните, что поршень должен переставляться вместе с гильзой.
14. Если добиться удовлетворительного результата не удается, обращайтесь за помощью к специалистам автосервиса.