9.1.7. Управление системой зажигания

Элементы системы управления зажиганием
Рис. 9.4. Элементы системы управления зажиганием: 2/14 — системное реле двигателя; 3/1 — выключатель зажигания; 4/1 — блок системы управления двигателя Fenix 5.1; 4/17—1, 4/17—2 — катушки зажигания; 8.20 — конденсатор зажигания; 11/2 — блок предохранителей в пассажирском салоне;
24/20 — 22-х контактный разъем жгута пассажирского салона (С) жгут отсека двигателя (А) (серый); 24/27 — 12-контактный разъем жгута отсека двигателя, (А) жгут модуля управления двигателя (ЕСМ); 31/25 — контакт заземления у модуля управления системы впрыска топлива


На рис. 9.4 представлены элементы управления системой зажигания Fenix 5.1 и ориентировочное место их расположения.
Электрическая схема соединения элементов показана на цветной вкладке.
Блок управления рассчитывает угол опережения зажигания и управляет работой коммутатора, получая сигналы с нижеперечисленных датчиков. Коммутатор прерывает ток первичной обмотки катушки зажигания 4/17 (рис. 9.4), наводя высокое напряжение во вторичной обмотке. Высоковольтные импульсы распределяются и подаются на свечи зажигания.
На БУ посылают сигналы следующие датчики:
— датчик частоты вращения и положения коленчатого вала двигателя;
— датчик положения распределительного вала;
— датчик давления во впускном трубопроводе;
— датчик температуры воздуха;
— датчик температуры охлаждающей жидкости двигателя;
— датчик положения дроссельной заслонки;
— датчики детонации;
— БУ автоматической коробкой передач.
Угол опережения зажигания постоянный во время пуска двигателя. Когда двигатель уже работает и автомобиль начинает движение, БУ рассчитывает оптимальный угол опережения на основе данных о частоте вращения двигателя, нагрузке и температуре. БУ не контролирует работу датчиков детонации до тех пор, пока двигатель не прогреется до рабочей температуры. Если в цилиндре начинается детонация, угол опережения зажигания уменьшается до ее прекращения, после чего происходит восстановление опережения до нормального значения или до возвращения детонации.
Если эти меры оказались недостаточными для прекращения детонации, количество впрыскиваемого топлива увеличивается, за счет этого снижается температура сгорания. Перед переключением передачи автоматическая коробка передач посылает на блок управления запрос на управление крутящим моментом, на что БУ реагирует кратковременным уменьшением угла опережения зажигания. БУ также посылает сигнал подтверждения на блок управления коробкой передач, который в свою очередь обеспечивает переключение передачи. Изменение угла опережения зажигания может составлять от 3° до 27° в зависимости от значения нагрузки двигателя. Вместе с коммутатором БУ выполняет функцию по регулированию тока катушки зажигания, обеспечивая постоянно оптимальное накопление энергии, независимо от частоты вращения двигателя.