3.8.1. Общие сведения

Схема турбокомпрессора
Рис. 3.12. Схема турбокомпрессора: 1 — ротор компрессора; 2 — ротор турбины; 3 — регулятор давления наддува; 4 — трубка, соединяющая регулятор давления с впускным коллектором


Ряд дизельных двигателей, устанавливавшихся на автомобили Golf III/Vento, оборудован системой турбонаддува. Основным элементом данной системы является турбокомпрессор, создающий избыточное давление за счет кинетической энергии отработавших газов (рис. 3.12). Он установлен на выпускном коллекторе.
Смазка и охлаждение ротора турбокомпрессора обеспечиваются через масляную магистраль, которая подсоединена к масляному фильтру двигателя. Масло возвращается в поддон через возвратную трубку, которая подсоединена к блоку цилиндров сбоку.
Турбокомпрессор включает в себя встроенный перепускной клапан и исполнительную вакуумную диафрагму, которая используется для управления давлением наддува, подаваемым во впускной коллектор.

Узлы и детали системы турбонаддува двигателя «AFN»
Рис. 3.13. Узлы и детали системы турбонаддува двигателя «AFN»: 1 — впускной трубопровод; 2 — выпускной коллектор; 3 — подвод воздуха от воздухо-воздушного теплообменника; 4 — прокладка впускного трубопровода; 5 — прокладка выпускного коллектора; 6 — теплозащитный экран; 7 — клапан ограничения давления наддува; 8 — турбокомпрессор; 9 — от системы вентиляции картера; 10 — подвод воздуха от воздушного фильтра; 11 — сливной маслопровод; 12 — кронштейн крепления турбокомпрессора; 13 — к воздухо-воздушному теплообменнику; 14 — приемная труба глушителей; 15 — вакуумный шланг; 16 — напорный маслопровод; 17 — кронштейн


На двигателях 1Z и AFN давление наддува ограничивается электромагнитным клапаном в соответствии с программой электронного блока управления. Величина активного сопротивления клапана составляет 24—28 Ом (1Z) и 14—20 Ом (AFN). На двигателе AFN применена конструкция турбины с изменяемой геометрией (рис. 3.13). За счет такой конструкции оптимизируется частота вращения турбины, что позволяет получать быстрое достижение необходимой величины наддува, соответственно, и крутящего момента на малых оборотах, что делает двигатель значительно эластичнее.

        ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Будьте внимательны в процессе эксплуатации и ремонта дизельных двигателей с системой турбонаддува: ряд неисправностей ошибочно может быть отнесен к неисправностям турбокомпрессора.

В двигателях 1Z и АFN применен теплообменник («intercooler») для охлаждения поступающего в двигатель сжатого воздуха.
До замены/ремонта турбокомпрессора убедитесь в исправной работе следующих систем и регулировок двигателя: момента впрыска, снабжения топливом, ограничителя полной нагрузки, воздушного фильтра, а также утечек во впускном и выпускном тракте и наличии надлежащей компрессии в цилиндрах. Возможными признаками неисправности системы турбонаддува являются снижение мощности двигателя, черный или синий дым на выходе системы отработавших газов, чрезмерный расход масла, шум в турбокомпрессоре, неполное сгорание топлива, утечка масла наружу из турбины. Основные сведения о турбокомпрессорах даны в табл. 3.1.

        ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Частота вращения турбины турбокомпрессора доходит до 130 000 мин-1,поэтому к моторному маслу, используемому для турбокомпрессора, предъявляются особые требования. Избегайте его недостатка и несвоевременной замены, попадания в турбокомпрессор предметов, своевременно производите техническое обслуживание турбокомпрессора.

Чтобы уменьшить вероятность поломки турбокомпрессора, выполняйте следующие правила:
— не допускайте даже кратковременного его масляного «голодания»;
— не производите резкой остановки двигателя на (или сразу после) высокой частоте вращения, поскольку турбина продолжает быстрое вращение без смазки;
— не давайте двигателю полную нагрузку раньше, чем он поработает на частоте вращения холостого хода хотя бы минуту;
— после длительных поездок дайте двигателю поработать на частоте вращения холостого хода хотя бы несколько минут: турбина должна остыть;
— не допускайте работы двигателя при отсоединенном впускном воздуховоде турбонагнетателя: разрежение на впуске может внезапно резко увеличиться при росте частоты вращения двигателя, что связано с риском всасывания посторонних предметов и приходом турбины в полную негодность.