2.8.3. Осмотр вкладышей коренных и шатунных подшипников

Основные виды дефектов вкладышей подшипников
Рис. 2.28. Основные виды дефектов вкладышей подшипников


Как уже упоминалось, даже если вы планируете использовать новые вкладыши, что настоятельно рекомендуется, сразу же после снятия не выбрасывайте старые — их тщательный осмотр может дать ценную информацию о состоянии двигателя и причинах возникших неисправностей. Признаки основных дефектов можно увидеть на рис. 2.28.
Дефекты, вызванные попаданием посторонних частиц в двигатель, выглядят как продольные риски на коренных и шатунных вкладышах. Абразивные частицы иногда остаются в деталях двигателя после восстановительного ремонта, в особенности, если детали не были тщательно очищены с применением надлежащих способов. Часто это металлические частицы, появившиеся после механической обработки и в результате износа двигателя по мере эксплуатации. Они могут попасть в масло, а из него, пройдя через фильтры, — в подшипники. Лучший способ предотвратить появление таких дефектов — поддержание безукоризненной чистоты всех деталей двигателя как в процессе сборки, так и в процессе эксплуатации двигателя.
Производите, как указано в инструкции по эксплуатации, регулярную замену моторного масла и фильтра.
Дефекты из-за недостатка смазки выглядят так, как будто материал вкладыша протерт, выкрошен или выдавлен со стальной основы. Причиной этого являются перегрев (который вызывает разжижение масла, зачастую вкладыши получают синеватый оттенок), чрезмерная нагрузка (которая приводит к выдавливанию масла с покрытия подшипника, как следствие, выкрашиванию и появлению трещин). Недостаток смазки может также быть вызван чрезмерными зазорами в масляном насосе или постоянной эксплуатацией двигателя на высоких оборотах, закупоркой каналов масляной системы (применение несоответствующего масла, несвоевременная его замена).
Электрохимическая коррозия вкладышей подшипников может быть вызвана постоянными поездками на небольшие расстояния. В этом случае тепла, вырабатываемого при краткой поездке двигателем, оказывается недостаточно для удаления водяного пара и вызывающих коррозию газов. Эти вещества накапливаются в моторном масле, образуя кислоту и отстой. Поскольку масло поступает к подшипникам двигателя, кислота воздействует на материал вкладышей и вызывает коррозию.
Неправильная установка вкладыша при сборке также ведет к его отказу. Слишком плотно установленные вкладыши оставляют недостаточные рабочие зазоры, что приводит к недостаточной смазке. Грязь или посторонние частицы, попавшие на обратную сторону вкладыша, приводят к его выпучиванию и отказу. Поэтому не прикасайтесь к внутренней рабочей поверхности вкладышей пальцами при сборке — вы можете поцарапать поверхность, которая требует осторожного обращения, или оставить на ней частицы грязи.
Как уже упоминалось, рекомендуется при любой разборке двигателя производить замену вкладышей — поступая иначе, вы получаете лишь кажущуюся экономию.