2.8.1. Снятие

Предполагается, что перед проведением операций с коленчатым валом сняты зубчатый шкив ремня привода распределительного вала, сцепление, маховик, поддон картера, маслоотражатель, масляный насос, маслоприемник, уплотнительные манжеты коленчатого вала вместе с корпусами, поршневая группа. Если условия проводимого ремонта не требуют снятия/установки поршней или шатунов, не требуется снимать головку цилиндров и поршни, достаточно лишь переместить поршни в цилиндрах так, чтобы шатуны не соприкасались с шейками коленчатого вала.

Измерение осевого люфта коленчатого вала стрелочным индикатором
Рис. 2.26. Измерение осевого люфта коленчатого вала стрелочным индикатором


Перед снятием коленчатого вала следует проверить его осевой люфт. Если в вашем распоряжении есть стрелочный индикатор биения, установите стрелочный индикатор таким образом, чтобы его наконечник располагался параллельно оси коленчатого вала и касался торца вала. Сдвиньте до упора вал вдоль его оси, установите индикатор на ноль и переместите вал до упора в противоположном направлении. Зафиксируйте значение осевого люфта (рис. 2.26). Также для измерения осевого люфта коленчатого вала вы можете использовать набор плоских щупов. Для этого сдвиньте коленчатый вал до упора в сторону маховика, а затем щупами измерьте зазор между щекой коренной шейки цилиндра № 2 и упорной шайбой коренного подшипника (рис. 2.27). Сверьте полученные результаты с приведенными в табл. 2.8 и примите решение о необходимости установки новых или ремонтных упорных шайб.

Измерение осевого люфта коленчатого вала с помощью плоских щупов
Рис. 2.27. Измерение осевого люфта коленчатого вала с помощью плоских щупов


Извлечение коленчатого вала из блока двигателя проводится следующим образом:
— убедитесь в наличии и читаемости маркировки на крышках коренных подшипников. Номер указывает положение подшипника в картере, если считать со стороны ремня привода распределительного вала;
— аккуратно отпустите болты крышек коренных подшипников по 1/2 оборота за проход, до тех пор, пока они не будут выкручиваться от руки. Выверните болты, затем отделите крышки от картера. Снимите нижние вкладыши коренных подшипников и сохраните для последующего осмотра;
— извлеките коленчатый вал из блока двигателя, следя за тем, чтобы не уронить верхние вкладыши коренных подшипников, которые могут оказаться на коленчатом вале. Затем извлеките оставшиеся верхние вкладыши коренных подшипников из шеек на блоке цилиндров и сохраните для последующего осмотра;
— снимите упорные вкладыши по обе стороны от третьей коренной шейки.