10.2. Уход за кузовом

Кузов является одним из самых дорогих агрегатов автомобиля, от его состояния во многом зависит удобство эксплуатации и рыночная стоимость при последующей продаже автомобиля. Основные силовые элементы каркаса кузова, а также элементы, подверженные особому воздействию атмосферных явлений, обработаны на заводе-изготовителе специальными методами и материалами. При сохранности заводской обработки кузов обладает большим ресурсом и ремонтопригодностью. Имейте ввиду, что проведение ремонтных работ по восстановлению поврежденных или запущенных элементов кузова значительно сложнее, чем просто выполнение ремонта механических компонентов и осуществление своевременной профилактики коррозии. Не рекомендуется оставлять надолго автомобиль стоящим на солнце, а если это все-таки неизбежно, то старайтесь прикрывать чем-нибудь освещенные участки кожаной обивки сидений панели приборов.

Операции по уходу за кузовом сводятся:
— к уходу за лакокрасочными покрытиями наружных панелей, очистке пассажирского салона и поддержании размещенного в нем оборудования в исправном состоянии. Не реже, чем раз в полгода обрабатывайте кузов и хромированные элементы его отделки рекомендуемыми полиролями. Помните, что при использовании для зачистки хромированных поверхностей очистителей вместе со следами коррозии будет также сниматься и часть хромировки — старайтесь не слишком обильно применять такие растворы. Используйте исключительно качественные шампуни, очистители и полироли для обработки наружных панелей кузова;
— к сохранению и возобновлению один раз в 1—2 года антикоррозионных покрытий днища, колесных арок и скрытых полостей кузова;
— к уходу за подвижными элементами кузова и его арматуры (петли, тросы приводов, замки и т. п.):
не реже чем раз в полгода смазывайте шарнирные и подвижные элементы кузова при помощи пластичных и жидких смазок, что позволяет не только легко закрывать и открывать двери и капот кузова, но и сохранит элементы подвижных соединений.
— к своевременной мойке кузова. Не злоупотребляйте услугами механических моек, поскольку это приводит к быстрому «затиранию» краски, потере блеска, а иногда даже местному разрушению лакокрасочного покрытия. Пользуйтесь полиролями, повышающими водо-, грязеоталкивающие свойства лакокрасочных покрытий.
В регионах, где для устранения гололеда в холодный сезон используются химические реактивы, при первой возможности смывайте грязь с открытых поверхностей.
Используйте номерные ремонтные эмали для быстрого восстановления небольших поврежденных участков лакокрасочных покрытий (см. далее).
При своевременном выполнении описанных рекомендаций кузов может эксплуатироваться длительное время без дорогостоящей его перекраски (стоимость полной и качественной перекраски кузова сопоставима со стоимостью всего автомобиля, а для недорогих модификаций автомобилей составляет около трети их полной стоимости).
Рекомендуется также регулярно производить паровую чистку внутренних поверхностей кузова. После удаления всех следов грязи, масла и смазки поверхности необходимо осмотреть на наличие следов коррозии, повреждений тормозных линий, изнашивания изоляции электропроводки, повреждений приводных тросов и прочих неисправностей. По завершении данной работы необходимо смазать компоненты передней подвески.
Проводите паровую чистку или промывку обезжиривающим составом внешних поверхностей двигателя и двигательного отсека.
Пристальное внимание должно уделяться аркам колес, так как защитное покрытие может отделиться от внутренних поверхностей и вылетающие из-под колес мелкие камешки и песчинки вызовут повреждение краски и, как следствие, развитие коррозии панелей. При обнаружении следов коррозии (ржавчины) они должны быть удалены до чистого металла, а поверхность покрыта антикоррозионной краской или соответствующим составом.
Пятна гудрона или асфальта, попадающие на кузов с разогретого дорожного покрытия должны быть удалены при помощи смоченной в растворителе ветоши.
Не реже раза в несколько месяцев снимайте коврики и производите чистку внутренних панелей салона автомобиля (в случае необходимости данная процедура может производиться и чаще). Для уборки пыли и мусора, а также для чистки ковриков и матов можно воспользоваться жесткой щеткой. После коврики и внутреннюю обивку необходимо тщательно пропылесосить, в особенности вдоль швов и складок.
Большая часть внутренних панелей салона покрыта виниловой обивкой, для ухода за которой выпускается множество специальных очистителей и шампуней. Следуйте инструкциям изготовителей и прежде, чем приступать к глобальной чистке, опробуйте новый состав на скрытом участке обивки (например, на нижней поверхности подушек или нижнем краю спинок сидений), определив его способность вызывать изменение окраски и прочие нежелательные последствия. После чистки виниловая обивка должна быть обработана защитным составом.

        ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Перед применением состава для обработки сидений прочитайте аннотацию — не все из них пригодны для этого, делая сиденья слишком скользкими. Ни в коем случае не обрабатывайте защитными составами виниловую оплетку рулевого колеса.

Кожаная обивка требует специального ухода. Чистка ее должна производиться регулярно с применением специальных чистящих составов.

        ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Ни в коем случае не следует производить попытки удалить пятна с поверхностей кожаной обивки при помощи спирта, бензина, средства для снятия лака с ногтей или растворителя для обработки кожи.

После чистки регулярно обрабатывайте кожаную обивку специальными средствами, которые следует втирать мягкой хлопчатобумажной тканью. Ни в коем случае не пытайтесь обработать кожу обивки воском для ухода за панелями кузова.