5.1. Техническое обслуживание
Своевременно подтягивайте болты крепления картера рулевого механизма к лонжерону рамы, проверяйте крепление пальцев рулевых тяг, сошки и рычага поворотного кулака. Проверяйте свободный ход рулевого колеса, регулируйте рулевой механизм, смазывайте шарниры рулевых тяг и доливайте масло в картер рулевого механизма (рулевой механизм без гидроусилителя) или в масляный бачок (рулевой механизм с гидроусилителем) согласно указаниям табл. 1.
Рис. 252. Шарнир рулевых тяг: 1 – заглушка;
2 – пружина; 3 – пята; 4 – шайба сферическая нижняя; 5 – шайба сферическая верхняя; 6 – защитное кольцо; 7 – пружинный колпак; 8 – шплинт; 9, 13 – гайка; 10 – шаровой палец; 11 – сухарь;
12 – наконечник; 14 – тяга
|
При появлении зазора в шарнирах рулевых тяг заверните до упора заглушку 1 (рис. 252), затем отверните ее на 1/2 оборота и в этом положении закерните.
Периодически проверяйте затяжку гаек 13 наконечников рулевых тяг.
Не допускайте появления зазоров в конических соединениях рычагов и пальцев 10. Для их устранения расшплинтуйте гайку 9, затяните ее до отказа и снова зашплинтуйте. Несвоевременная затяжка указанных соединений вызывает износ конических отверстий в рычагах, что потребует замены деталей.
Обращайте внимание на состояние крепления подшипников в вилках шарниров карданного вала рулевого управления.
При появлении радиального зазора в шарнире (осевое перемещение крестовины в подшипниках) дополнительно раскерните подшипники в вилках таким образом, чтобы не допустить смятие стакана подшипника. В подшипниках крестовины заложена смазка Литол-24 при сборке на заводе и в эксплуатации добавлять ее не требуется.
Обслуживание системы гидроусилителя рулевого механизма заключается в проверке натяжения ремня привода насоса, герметичности шлангов и их соединений, отсутствия течей уплотнителей насоса и рулевого механизма и уровня масла в масляном бачке.
Проверка и регулировка натяжения ремня привода насоса гидроусилителя
При нормальном натяжении ремня прогиб его в середине между шкивами коленчатого вала и насоса при нажатии на ремень с силой 39 Н (4 кгс) должен составлять:
– 12–17 мм для УАЗ-3160, -31601, -31605;
– 8–14 мм для УАЗ-31604.
При необходимости регулируйте натяжение ремня перемещением насоса по кронштейну его крепления к двигателю. Для этого ослабьте болты крепления насоса к кронштейну, переместите насос натяжным винтом до нормального натяжения ремня и затяните болты крепления насоса. Заменяйте ремень в случае его повреждения или чрезмерного растяжения.
Проверка уровня и замена масла в системе гидроусилителя
Масло доливайте до уровня сетки наливного фильтра масляного бачка или выше не более 5 мм. Масло должно быть предварительно отфильтровано через фильтр с тонкостью фильтрации не более 40 мкм.
Применяемое масло – марки "P" ТУ 381011282-89, объем заливаемого масла – 1,1 л.
Масло заменяйте в соответствии с табл. 1, а также при ремонте или регулировке рулевого механизма.
Систему гидроусилителя заправляйте в следующем порядке:
1. Снимите крышку масляного бачка, залейте масло до его появления над фильтрующей сеткой (не более чем на 5 мм).
2. Не пуская двигатель, поверните рулевое колесо или входной вал механизма из одного крайнего положения в другое до окончания выхода пузырьков воздуха из масла в бачке. Долейте масло в бачок. При прокачке следует отсоединить тягу сошки от сошки или вывесить передние колеса.
3. Пустите двигатель, одновременно доливая масло в бачок. Чтобы предотвратить попадание воздуха во всасывающую магистраль, подача масла во время заправки должна быть не менее 5 л/мин.
Примечание
В случае обильного вспенивания масла в бачке, которое свидетельствует о попадании воздуха в систему, двигатель остановите и дайте маслу отстояться в течение не менее 20 мин (до выхода пузырьков воздуха из масла).
Осмотрите места присоединения шлангов к агрегатам системы гидроусилителя и при необходимости устраните негерметичность.
|
4. Дайте двигателю поработать 15–20 с и прокачайте систему гидроусилителя для удаления остаточного воздуха из рулевого механизма поворотом рулевого колеса из одного крайнего положения в другое, не задерживая в крайних положениях, по три раза в каждую сторону.
5. При необходимости долейте масло в бачок.
6. Закройте бачок крышкой и затяните гайку крышки усилием руки.
Через каждые 100 000 км пробега или два года эксплуатации заменяйте фильтр в масляном бачке.
Проверка свободного хода рулевого колеса
Состояние рулевого механизма считается нормальным и не требующим регулировки, если свободный ход рулевого колеса в положении прямолинейного движения не превышает 10°.
При наличии гидроусилителя свободный ход рулевого колеса проверяйте при работе двигателя в режиме холостого хода, покачивая рулевое колесо в ту и другую сторону до начала поворота передних колес.
На автомобиле без гидроусилителя (рулевой механизм с передачей червяк–ролик) свободный ход проверяйте с прикладывания усилия 7,5 Н (0,75 кгс) на ободе рулевого колеса в ту и другую сторону.
Свободный ход 10° соответствует
40 мм при измерении на ободе рулевого колеса.
Если свободный ход более указанного, проверьте сначала крепление рулевого механизма, состояние шарниров рулевых тяг и шарниров рулевой колонки, затяжку болтов крепления вилок шарниров, гаек крепления сошки и рычага и крепление рулевого колеса, убедитесь в отсутствии зазора в шлицевом соединении карданного вала. К регулировкам приступайте после устранения неисправностей.
Регулировка рулевого механизма с передачей червяк–ролик
Регулировку рулевого механизма необходимо проводить для устранения зазоров в подшипниках червяка и между червяком и роликом.
Регулировку начинайте с проверки осевого зазора в подшипниках червяка. При наличии зазора в подшипниках червяка при покачивании рулевого колеса червяк перемещается в осевом направлении. Перемещение червяка может быть отмечено, если обхватить горловину картера ладонью, а большим пальцем касаться торца вала червяка или дистанционной пластмассовой втулки, устанавливаемой на вал червяка. Если осевое перемещение червяка отсутствует, регулируйте только зацепление ролика с червяком.
Рис. 253. Рулевой механизм типа червяк-ролик: 1 – картер; 2, 27 – втулки; 3 – манжета; 4 – сошка; 5 – шайба; 6 – гайки; 7 – сальники; 8,14 – подшипники; 9 – пробка; 10 – вал рулевого механизма; 11 – червяк; 12 – нижняя крышка; 13 – регулировочные прокладки; 15 – ось ролика; 16 – ролик вала сошки;
17 – вал сошки; 18 – болты крепления картера; 19 – шарнир; 20 – регулировочный винт; 21 – колпачковая гайка; 22 – стопорная шайба; 23 – штифт; 24 – подшипник; 25 – боковая крышка картера; 26 – прокладка
|
Регулировку подшипников червяка проводите с помощью прокладок 13 (рис. 253), установленных между картером 1 и нижней крышкой 12 картера рулевого механизма, в следующем порядке:
1. Снимите рулевой механизм с автомобиля.
2. Слейте масло из картера.
3. Закрепите рулевой механизм в тисках.
4. Отверните колпачковую гайку 21 и снимите стопорную шайбу 22 с регулировочного винта 20.
5. Отверните болты крепления боковой крышки 25.
6. Легко ударяя медной или алюминиевой выколоткой по торцу вала 17 сошки, выньте вал сошки вместе с роликом 16 и крышкой и осторожно снимите прокладку 26.
7. Отверните болты крепления нижней крышки 12 и снимите крышку.
8. Осторожно отделите и снимите тонкую бумажную прокладку 13.
9. Установите нижнюю крышку на место, затяните болты и проверьте осевое перемещение червяка.
10. Если осевое перемещение не устранено, вновь снимите нижнюю крышку, снимите толстую прокладку, а на ее место установите ранее снятую тонкую. Не снимайте сразу более одной прокладки.
11. Вращением червяка 11 окончательно проверьте затяжку подшипников 8 и 14. При правильной затяжке роликовых подшипников момент вращения червяка должен быть 0,5–1,0 Н·м (0,05–0,10 кгс·м) (без установленного вала сошки), что соответствует усилию 2,2–4,5 Н (0,22–0,45 кгс), приложенному на радиусе 212,5 мм (на ободе рулевого колеса).
Регулировку зацепления ролика с червяком (можно не снимая с автомобиля) проводите в следующем порядке:
1. Установите рулевое колесо в положение, соответствующее прямолинейному движению автомобиля.
2. Отсоедините рулевую тягу от сошки.
3. Отверните колпачковую гайку 21 и снимите стопорную шайбу 22 с регулировочного винта 20.
4. Поворачивая регулировочный винт 20 по часовой стрелке, устраните зазор в зацеплении.
5. Наденьте стопорную шайбу. Если отверстие в шайбе не совпадает со штифтом, совместите их, проворачивая регулировочный винт.
6. Навинтите гайку 21 на регулировочный винт и, покачивая рукой рулевую сошку, проверьте отсутствие зазора в зацеплении.
7. Проверьте усилие, необходимое для проворачивания рулевого колеса. Рулевое колесо должно проворачиваться от среднего положения, соответствующего прямолинейному движению, при усилии 9–16 Н (0,9–1,6 кгс),
на рулевом колесе, что соответствует моменту вращения 1,9–3,4 Н·м (0,19– 0,34 кгс·м).
Регулировка рулевого механизма с гидроусилителем
Для выполнения регулировки рулевого механизма его нужно снять с автомобиля.
Регулировку рулевого механизма выполняйте в следующей последовательности:
1. Закрепите рулевой механизм в тисках так, чтобы нагнетательное и сливное отверстия были внизу. Поворачивая вручную входной вал (ротор) рулевого механизма, слейте масло из механизма.
2. Слегка нажимая рукой на входной вал вдоль его оси, покачайте сошку. Если при этом ощущается осевое перемещение входного вала, выполните регулировку натяга подшипников винта:
Рис. 254. Рулевой механизм с гидроусилителем: 1 – гайка; 2, 19, 21, 22, 35, 39 – уплотнительные кольца; 3 – стакан; 4, 10 – упорные подшипники; 5, 6 – уплотнители; 7 – рейка-поршень; 8 – винт;
9 – картер; 11 – штуцер нагнетательного шланга; 12 – штуцер сливного шланга; 13 – гильза; 14 – манжета; 15 – торсион; 16, 38 – штифты; 17 – шариковод; 18 – шарики; 20 – канал в картере; 23 – сошка;
24 – гайка сошки; 25 – крышка защитная нижняя; 26 – стопорные кольца; 27 – регулировочные шайбы; 28 – опоры вала сошки; 29 – ролик; 30 – вал сошки; 31 – крышка защитная верхняя; 32 – ротор; 33 – защитный колпак; 34 – корпус распределителя; 36 – канал в корпусе распределителя; 37 – болт крепления корпуса распределителя к картеру
|
– с помощью бородка и молотка осторожно, не применяя чрезмерно сильных ударов, выправьте буртик стакана 3 (рис. 254);
– поворачивая стакан 3 по часовой стрелке, устраните зазор;
– проверьте момент проворачивания входного вала, который должен быть не более 3 Н·м (0,3 кгс·м). Момент замеряйте на протяжении не более одного оборота входного вала от любого крайнего положения;
– закерните край стакана в пазы стенки картера.
3. Если осевое перемещение ротора не ощущается или устранено, а в среднем положении вала сошки при покачивании за сошку ощущается зазор, выполните регулировку зубчатого зацепления:
– отверните гайку 24 и снимите сошку 23;
– снимите верхнюю 31 и нижнюю 25 защитные крышки;
– снимите стопорные кольца 26 и регулировочные шайбы 27;
– выпрямите регулировочные шайбы;
– поворачивая одновременно опоры 28 вала сошки против часовой стрелки (если смотреть со стороны шлицевого конца вала сошки), устраните зазор в зацеплении. Регулировку проводите в положении вала сошки, соответствующем среднему положению зубчатого сектора;
– проверьте момент проворачивания вала сошки, который должен быть в пределах 35–45 Н·м (3,5–4,5 кгс·м) при переходе вала сошки через среднее положение.
Если после регулировки натяга подшипников и зазора в зубчатом зацеплении зазор устранить не удается, значит зазор вызван износом передачи шарик–винт. В этом случае рулевой механизм подлежит ремонту;
– установите регулировочные шайбы, загните один из усов в обеих регулировочных шайбах в паз опоры вала сошки (при несовпадении одного из усиков с пазом опоры вала сошки снимите регулировочную шайбу, поверните ее на 180° и установите на место) и установите стопорные кольца.
4. Установите рулевой механизм на автомобиль, затем установите сошку и заверните от руки гайку сошки.
5. Присоедините вилку карданного вала, нагнетательный и сливной шланги, не допуская их скручивания и резких перегибов, залейте масло в гидросистему (см. выше).
6. Присоедините тягу сошки, затяните и зашплинтуйте гайку шарового пальца, затяните гайку сошки.