9.1. Кузов автомобилей семейства УАЗ-31512

Оборудование кузова
Кузов автомобиля цельнометаллический, открытый, с мягким тканевым или жестким верхом и оперением.

Расположение люков и заглушек в полу кузова
Рис. 8.1. Расположение люков и заглушек в полу кузова: 1 – кpышки люков к датчикам и пpиемным тpубкам топливных баков; 2 – заглушка сливных отвеpстий в полу кузова; 3 – кpышка люка коpобки пеpедач и pаздаточной коpобки


В полу кузова имеются люки для доступа к коробке передач, раздаточной коробке, стояночному тормозному механизму, к пробке заливного отверстия ставного тормозного цилиндра, к датчикам и приемным трубкам топливных баков. Расположение люков в полу кузова показано на рис. 8.1.

Размещение заливных гоpловин топливных баков
Рис. 8.2. Размещение заливных гоpловин топливных баков: 1 – выдвижная тpуба; 2 – цепочка; 3 – пpобка; 4 – кpышка люка


В центральных стойках кузова для размещения заливных горловин топливных баков имеются люки с открывающимися крышками (рис. 8.2). На автомобиле УАЗ–3153 крышки люков запираются ключом.
В задней части пола кузова имеются ящики для размещения бачка для масла, троса и т. д.

Кpепление pамы стекла ветpового окна в откинутом положении
Рис. 8.3. Кpепление pамы стекла ветpового окна в откинутом положении: 1 – скоба на капоте; 2 – pемень кpепления pамы; 3 – pама стекла ветpового окна; 4 – pезиновый буфеp; 5 – гайка-баpашек; 6 – кpонштейн pамы стекла ветpо-вого окна


  Рама 3 (рис. 8.3) стекла ветрового окна установлена на кузове на петлях и может быть откинута на капот (при снятом тенте) и закреплена на нем ремнями 2.

Примечание
Откидывающаяся рама и съемный каркас тента предусмотрены для уменьшения габаритной высоты автомобиля при транспортировке. Эксплуатировать автомобиль с откинутой рамой ветрового стекла и со снятым каркасом тента запрещено.

  Задний борт установлен на кузове на трех петлях. В закрытом положении борт запирается с левой стороны поворачивающимся крюком, а с правой прижимается резиновым буфером кронштейна запасного колеса.
  Двери крепятся к кузову на петлях болтами и могут быть сняты для ремонта или замены. Передние и задние двери одной боковины кузова взаимозаменяемы.
С 1996 г. устанавливаются замки и ручки дверей безопасного типа. Замки передних дверей запираются ключом.

Омыватель ветрового стекла
Рис. 8.4. Омыватель ветрового стекла: 1 – корпус насоса омывателя с электродвигателем в сборе; 2 – бачок; 3 – крышка; 4,9 – шланги; 5 – провод «+»; 6 – провод «массы»; 7 – уплотнитель; 8 – тройник; 10 – комбинированный переключатель;
11 – жиклер; 12 – шарики жиклера; 13 – прокладка; 14 – скоба


  Стеклоочиститель и омыватель ветрового стекла. Электрический стеклоочиститель имеет две щетки. Его двигатель с редуктором и приводом расположен под панелью приборов (до 1997 г. устанавливался стеклоочиститель, расположенный на раме ветрового стекла). Под действием пружин щетки прижимаются к стеклу. Омыватель стекла (рис. 8.4) предназначен для ускорения очистки стекла ветрового окна.
  Надставки дверей крепятся к двери тремя болтами.
Надставки дверей имеют поворотные и неподвижные стекла. Тормозной механизм поворотных стекол должен обеспечивать достаточно легкое поворачивание стекла и не допускать самопроизвольного закрывания стекла от встречного потока воздуха.

Запоpы и пpедохpанитель капота
Рис. 8.5. Запоpы и пpедохpанитель капота:
1 – капот; 2 – петля капота; 3 – кpыло; 4 – бpызговик; 5 – кpючок запоpа капота; 6 – кнопка запоpа капота; 7 – пpедохpанитель откpывания капота; 8 – pычаг пpедохpанителя


  Оперение кузова выполнено съемным. На облицовке радиатора установлены два запора капота, а в середине передней части панели капота – предохранитель 7 (рис. 8.5).
На автомобиле УАЗ–3153 и на части других моделей открывание запоров капота осуществляется из кабины рычагом, расположенным под панелью приборов с левой стороны.

Установка капота в откpытом положении
Рис. 8.6. Установка капота в откpытом положении: I – установка на упоp; II – установка на pаме ветpового окна; 1 – упоp капота; 2 – капот; 3 – скоба фиксатоpа капота; 4 – кpонштейн фиксатоpа; 5 – защелка фиксатоpа


При необходимости капот можно установить в двух положениях (рис. 8.6).

Установка пеpеднего сиденья
Рис. 8.7. Установка пеpеднего сиденья: 1 – сиденье;
2 – болт пеpеднего кpепле-ния; 3 – болт заднего кpепления; 4 – болт кpепления спин-ки для pегулиpовки наклона


  Сиденья. Передние сиденья (рис. 8.7) водителя и пассажира взаимозаменяемые, крепятся к полу кузова каждое тремя болтами и имеют три положения для регулировки в продольном направлении. Спинки передних сидений имеют два положения регулировки наклона.
Не устанавливайте сиденья и спинки одновременно в крайнее заднее положение, т.к. при этом затрудняется складывание заднего трехместного сиденья.

Установка тpехместного сиденья
Рис. 8.8. Установка тpехместного сиденья:
1 – спинка сиденья в pабочем положении;
2 – спинка сиденья в сложенном положении;
3 – pемень кpепления спинки к подушке; 4 – сиденье в откинутом положении; 5 – ось ножек каpкаса сиденья; 6 – кронштейн бокового запора спинки сиденья; 7 – буфеp; 8 – pучка-фиксатоp запоpа


Подушки и спинки заднего трехместного сиденья (рис. 8.8) унифицированы с подушками и спинками передних сидений.
Спинка 1 закреплена неподвижно на борту кузова с помощью запора. Спинки могут укладываться на подушки (одна, две или все три одновременно) и фиксироваться ремнями. В сложенном положении сиденье может быть откинуто вперед для увеличения площади грузового отсека.

Установка одноместного сиденья
Рис. 8.9. Установка одноместного сиденья:
1 – спинка сиденья; 2 – подушка сиденья;
3 – pемень кpепления подушки; 4 – штыpь фиксатоpа подушки в pабочем положении; 5 – гнездо фиксатоpа подушки; 6 – оси кpепления подушки


За трехместным сиденьем расположены по обеим сторонам бортов два одноместных сиденья (на автомобиле УАЗ–3153 — два двухместных сиденья). Подушка сиденья может откидываться на петлях вверх. При этом подушка одноместного сиденья пристегивается к спинке одним ремнем (рис. 8.9), двухместного – двумя.
В рабочем положении подушки сидений фиксируются в резиновых гнездах.

Установка санитаpных носилок
Рис. 8.10. Установка санитаpных носилок: 1 – спинка сиденья в откинутом положении; 2 – ножка носилок; 3 – гайка; 4 – кpонштейн установки носилок в pабочем положении; 5 – болты; 6 – поpучень панели пpибоpов; 7 – pемень кpепления спинки на поpучне; 8 – pемень заднего кpепления носилок;
9 – гнездо кpепления pучки носилок


На автомобилях УАЗ–31512 предусмотрена возможность установки санитарных носилок и их держателей (рис. 8.10). Перед установкой носилок правое переднее сиденье поставьте в среднее положение. Спинку сиденья откиньте вперед и закрепите на поручне передка ремнем.
Отверните болты 5 кронштейна 4 и установите его в рабочее положение, как показано на рис. 8.8.
Правую спинку трехместного сиденья опустите на подушку и закрепите ремнем.

Переднее сиденье с подголовником
Рис. 8.11. Переднее сиденье с подголовником: 1 – рычаг фиксации продольного перемещения сиденья; 2 – подушка сиденья; 3 – спинка сиденья; 4 – подголовник; 5 – ручка регулировки наклона спинки сиденья


На ряде автомобилей семейства УАЗ–31512 (в том числе на всех автомобилях УАЗ–3153) устанавливаются более комфортабельные сиденья с подголовниками (рис. 8.11). Передние сиденья раздельные, невзаимозаменяемые, регулируемые в продольном направлении и по наклону спинки. Заднее трехместное сиденье раздельное (2+1), складывающееся вперед для увеличения площади грузового отсека.

Тент автомобиля

Каpкас тен-та
Рис. 8.12. Каpкас тен-та: 1 – пеpедняя дуга;
2 – связь дуг задняя;
3 – стяжной pемень;
4 – дуга задняя; 5 – откос; 6 – наклонная стойка; 7 – пpужинная pас-поpка; 8 – связь дуг пеpедняя; 9 – pезиновая втулка


Тент автомобиля крепится на металлическом разборном каркасе (рис. 8.12).
Для снятия тента необходимо сделать следующее:
1. Отстегните тент и снимите его со скоб.
2. Выверните крайние винты крепления металлических накладок тента на раме стекла ветрового окна и, ослабив остальные винты, снимите металлические накладки.
3. Откройте двери и освободите тент.
4. Снимите тент с винтов рамы стекла ветрового окна и крючков передней дуги каркаса. Снимите тент с каркаса.
5. Заверните все винты на раме стекла ветрового окна, закрепив ими металлические накладки тента.
6. Отстегните и снимите стяжные ремни каркаса тента.
7. Снимите пружинные распорки каркаса тента.
8. Снимите связи дуг тента.
9. Отверните болты и снимите дуги тента и откосы.
10. Снимите наклонные стойки каркаса тента.
Укладку тента производите следующим образом:
1. Сложите тент, завернув в него наклонные стойки каркаса, пружинные распорки и ремни.
2. Вложите связи дуг в специальный чехол.

Кpепление дуг тента в кузове автомобиля
Рис. 8.13. Кpепление дуг тента в кузове автомобиля: А – увязочные ремни дуг; Б – кpепление дуг на боковине


3. Закрепите дуги тента в походное положение в кузове на кожухах задних колес и полу автомобиля, как показано на рис. 8.13.
4. Положите чехол с распорками под коврик заднего пола.

Укладка пакетов тента
Рис. 8.14. Укладка пакетов тента: 1 – пакеты с надставками двеpей в чехлах; 2 – pемни увязоч-ные; 3 – пакет тента


5. Уложите пакеты тента (рис. 8.14) под заднее сиденье или, при сложенном положении задних сидений, между спинками передних сидений.

Жесткая крыша
На автомобили УАЗ–31512 взамен тента может быть установлена жесткая крыша, реализуемая предприятием. Она полностью унифицирована с крышей, устанавливаемой на автомобиль УАЗ–31514.
Рекомендуется следующий порядок установки жесткой крыши на кузов:
1. Снимите тент и каркас тента.

Ветровая рама
Рис. 8.15. Ветровая рама



2. Срубите зубилом косынки I и держатели II (рис. 8.15) в местах приварки на ветровой раме и закрасьте поврежденные места.
3. Снимите фиксаторы крепления трехместных сидений и срежьте горизонтальные полки. Места среза закрасьте.
4. Установите фиксаторы крепления трехместных сидений на два горизонтальных болта.
5. Снимите спинки откидных сидений.
6. Снимите угловые обивки крыши.

Места крепления крыши на кузове
Рис. 8.16. Места крепления крыши на кузове: 1 – задняя прокладка крыши; 2 – правая стойка;
3 – левая стойка; 4 – направляющий шип; 5 – провод; 6 – лобовая прокладка крыши; 7 – центральная прокладка крыши; 8 – боковая правая прокладка крыши; 9 – боковая левая прокладка крыши; 10 – уплотнитель; 11 – болт М6х16; 12 – болт  М6х20; 13 – болт М8х22; 14 – болт М10х25; 15 – винт М5х10;
16 – винт М5х12; 17 – гайка М5; 18 – шайба 5; 19 – шайба 6; 20 – шайба 8; 21 – шайба 10; 22 – шайба 5Л.65Г; 23 – шайба 8Л.65Г; 24 – шайба 10Л.65Г


7. Разметьте и просверлите отверстия Ж 10 мм с обеих сторон кузова, как показано на рис. 8.16.
8. Разметьте и просверлите четыре отверстия Ж 6 мм на заднем борту кузова, установите и закрепите направляющие шипы 4, как показано на рис. 8.16.
9. Приклейте прокладку 6 к ветровой раме резиновым клеем, совместив отверстия в прокладке и ветровой раме.
10. Приклейте прокладки 1 к кузову. Проколите отверстия в прокладках по отверстиям в кузове.
11. Установите прокладки 7 на правую и левую центральные стойки крыши.
12. Установите прокладки 8 и 9.
13. Конец провода пропустите через панель приборов параллельно проводу стеклоочистителя, предварительно откинув ветровую раму, и присоедините к клемме теплового предохранителя вместе с проводом зеленого цвета.
14. Установите крышу, совместив отверстия в крыше с отверстиями в ветровой раме и боковинах кузова. Закрепите крышу болтами, как показано на рис. 8.16. Предпочтительно крепление начинать с передней части крыши.
15. Концы проводов (армированные гнездом и штырем), идущие от панели приборов и от крыши, соедините между собой.
16. Разметьте и просверлите по четыре отверстия Ж 5 мм в стойках 2 и З (рис. 8.16), расположив их равномерно по всей высоте. Установите стойки, как показано на рисунке, и по отверстиям в них разметьте и просверлите отверстия Ж 4 мм в ветровой раме. Закрепите стойки с помощью самонарезающих винтов 16. Допускается приварка стоек дуговой сваркой с последующей зачисткой и окраской сварных швов.
Провод, идущий от крыши к панели приборов, разместите внутри стойки 3.
17. Установите угловые обивки крыши.
18. Закрепите спинки откидных сидений болтами 12.
19. Установите уплотнители в проемах дверей.
20. Установите ремни безопасности.
21. На щитке передка над аккумуляторной батареей выбейте номер кузова шрифтом №10.
Периодически проверяйте крепление крыши к кузову и при необходимости производите подтяжку соединений.

Крепление кузова
Подвеска кузова с оперением в сборе на раме автомобиля выполнена на резиновых подушках двойного действия.

Крепление кузова к раме
Рис. 8.17. Крепление кузова к раме: а – автомобили семейства УАЗ–31512 (кроме УАЗ–3153);
б – автомобиль УАЗ–3153; 1 – болт М10х100; 2 – болт М10х90; 3 – верхняя подушка; 4 – втулка; 5 – нижняя подушка; 6 – шайба 10; 7 – гайка М10; 8 – опора заднего пола


Крепление кузова (рис. 8.17) с оперением к раме автомобиля УАЗ–3153 осуществляется в 16 точках, остальных автомобилей семейства УАЗ–31512 – в 14 точках. Кроме того, имеются две опорные точки, расположенные на поперечине рамы в зоне заднего пола кузова. Для подъема кузова и установки его на раму предусмотрены специальные отверстия в передних и задних стойках (закрыты резиновыми заглушками).
При установке кузова на раму автомобиля следите за правильностью расположения резиновых подушек в отверстиях рамы и наличием распорных втулок.
Гайки болтов крепления кузова затяните до отказа (до упора шайбы подушки в распорную втулку) и закрепите контргайками.

Уплотнение кузова
Уплотнение дверей осуществляется губчатыми резиновыми уплотнителями, приклеенными к дверям клеем
№ 88СА и дополнительно закрепленными металлическими скобками. Уплотнители должны прилегать к дверному проему при закрытом положении дверей. Плотность прилегания уплотнителя к кузову проверяйте полоской бумаги, которая при закрытой двери должна быть прижата уплотнителем. При восстановлении или замене уплотнителя следите за высотой уплотнителя относительно наружной поверхности двери. Расстояние от наружной поверхности двери до язычка уплотнителя должно быть 20 мм.
Для лучшего уплотнения нижней части двери на внутренней панели установлен дополнительный резиновый уплотнитель, который крепится металлической планкой.
Резиновые уплотнители дверей оберегайте от попадания на них бензина или масла.
При снятии или установке уплотнителя рычагов раздаточной коробки рычаги необходимо сблизить.

Вентиляция и отопление кузова
Вентиляция кузова производится через вентиляционные люки передка и поворотные стекла надставок дверей.
Для более эффективной вентиляции кузова в летнее время можно пользоваться вентилятором отопителя.

Схема отопления и обдува стекла ветpового окна автомобилей семейства УАЗ–31512
Рис. 8.18. Схема отопления и обдува стекла ветpового окна автомобилей семейства УАЗ–31512: 1 – кpышка люка воздухозабоpника;
2 – патpубок обдува ветpового стекла; 3,4 – тpубки подвода и отвода жидкости; 5 – pадиатоp; 6 – шланги; 7 – заслонка; 8 – pычажок; 9 – кpышка коpоба отопителя; 10 – вентилятоp; 11 – pучка упpавления кpышкой воздуховода


Схема системы отопления и обдува стекла ветрового окна показана на рис. 8.18.