7.2. Тестирование и замена компонентов систем контроля токсичности выхлопных газов

Контроль вентиляции картера

Компоненты данной системы не требуют особого внимания, кроме проверки через регулярные интервалы состояние шланга (шлангов) на загрязнение и повреждения.

Система рециркуляции отработавших газов (EGR)

Тестирование

При возникновении неисправности системы рециркуляции отработавших газов (EGR) код неисправности записывается в электронное управляющее устройство (ECU) LH-Jetronic, а на приборном щитке загорается сигнальная лампа. Проверьте надежность крепления всех проводов и шланговых соединений системы рециркуляции отработавших газов (EGR). Если это не поможет исправить неисправность, обратитесь за советом в представительство фирмы SAAB.

Снятие и установка на место

Датчик температуры воздуха

Для снятия датчика температуры всасываемого воздуха отсоедините провод и вывинтите датчик из впускного трубопровода. Установка производится в порядке, обратном порядку снятия.

Вакуумный ресивер

Вакуумный ресивер расположен в левой передней части двигательного отсека. Сперва снимите измеритель воздушного потока (Глава Топливная и выхлопная системы).

Отсоедините вакуумные шланги и снимите вакуумный ресивер вместе с опорной скобой.

Снимите опорную скобу и установите ее на новый вакуумный ресивер.

Установка в порядке, обратном порядку снятия.

Распределительный клапан

Распределительный клапан расположен в линии между вакуумным бачком и клапаном рециркуляции отработавших газов (EGR).

Отсоедините провод и шланги, запомнив способ их расположения и снимите клапан.

Установка производится в порядке, обратном порядку снятия.

Лямбда-зонд

Тестирование

Лямбда-зонд может быть проверен с помощью тестера, который может быть подсоединен к проводу, как в правом конце впускного трубопровода (модели с системой LH-Jetronic), либо в правой части переборки (модели системы Trionic).

Подсоедините между 1 и 2 клеммой электрического разъема датчика омметр. Не подсоединяйте омметр к проводам электронного управляющего устройства (ECU). Величина сопротивления должна находиться между 2.9 и 4.0 Ом для 12 ваттного лямбда-зонда (неэтилированный бензин) или около 2.1 Ом для 18 ваттного лямбда-зонда (этилированный бензин и турбо класс 1). Значение сопротивления изменяется с температурой и может достигать 10 Ом.

После проведения тестирования подсоедините провод на место.

Снятие

Лямбда-зонд является сложным устройством и легко может быть выведен из строя при ударах, падениях, прекращении подачи питания или при использовании на нем чистящих материалов. Замена лямбда-зонда должна производиться каждые 90 000 км.

Ранние модели

Отсоедините электрический разъем в правой части впускного трубопровода.

Высвободите из зажима на головке цилиндров провод и протяните его через переднюю часть двигателя.

Поздние модели

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

1. Снимите уплотнительную полосу и крышку сложной переборки в задней части двигательного отсека. Поднимите правую часть крышки и отсоедините электрический разъем лямбда-зонда.
2. Отдайте винты от плиты переборки, затем оттяните провод лямбда-зонда в переднюю часть двигательного отсека, при необходимости подняв трубку воздушного кондиционера.
3. Там, где необходимо, высвободите провод из зажима на трубке охладителя и отдайте болты держателя проводов.
4. Там, где необходимо, ослабьте зажим возле нижнего крепежного болта компрессора системы кондиционирования воздуха.

Все модели

Вывинтите датчик из приемной трубы выхлопной системы и снимите его. Датчик может оказаться туго затянутым, в этом случае для его вывинчивания полезно вначале попытаться повращать его вперед назад в резьбе. Обратите внимание, что для вывинчивания и завинчивания датчика, может быть применена специальная накидная головка с прорезями, которая надевается на датчик таким образом, что не допускает повреждения проводов.

Установка на место

Установка на место производится в порядке, обратном порядку снятия. Перед тем, как устанавливать на место датчик, нанесите на его резьбу немного высокотемпературной смазки. Затяните датчик с требуемым усилием. Провод должен быть проложен правильным образом и не касаться выхлопной системы.

Демпфер дроссельный заслонки

Тестирование

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

1. Прогрейте двигатель до нормальной рабочей температуры и проверьте содержание СО и обороты холостого хода (там, где требуется).
2. Отсоедините и закупорьте вакуумный шланг распределителя и шланг рециркуляции отработавших газов (где установлен).
3. Запустите двигатель и поднимите его обороты до 2500 - 2700 об/мин. Удерживая двигатель на этих оборотах, удостоверьтесь, что плунжер демпфера лишь касается упорного пальца дросселя. Если нет, ослабьте контргайку и произведите регулировку положения демпфера. После проведения регулировки затяните контргайку.
4. Увеличьте обороты двигателя до 3000 об/мин, затем с помощью секундомера удостоверьтесь, что понижение оборотов двигателя при отпускании дросселя до оборотов холостого хода происходит в течение 3 - 5 секунд.
5. При необходимости проведения регулировки уменьшение времени может быть произведено путем вывинчивания демпфера из заслонки дросселя, а удлинение интервала времени путем ввинчивания демпфера в заслонку дросселя.

Снятие

Отдайте контргайку и снимите демпфер со скобы на корпусе дросселя.

Установка на место

Установка на место производится в порядке, обратном порядку снятия. Произведите регулировку в соответствии с инструкциями, приведенными в §§22-26.

Адсорбер и клапан продувки

Тестирование

Если появились подозрения на неисправность системы, в первую очередь проведите процедуры, описанные в §§30-32. С помощью продувки удостоверьтесь, что шланги, идущие от угольного адсорбера и клапана продувки являются чистыми. При появлении подозрения на неисправность угольного адсорбера или клапана продувки, они должны быть заменены.

Снятие

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

1. Взведите ручной тормоз, затем поддомкратьте передок автомобиля и установите его на осевые опоры (обратитесь к Разделу Поддомкрачивание, буксировка и смена колес). Снимите правое переднее колесо.
2. Снимите пластиковый молдинг правого переднего крыла, а затем переднюю секцию локера арки колеса.
3. Промаркируйте положение шлангов на адсорбере, затем отсоедините их.
4. Отсоедините адсорбер от установочной скобы и выньте ее из-под крыла.
5. Отсоедините и снимите клапан продувки, обратите внимание, что стрелка указывает на присоединительный конец адсорбера.

Установка на место

Установка на место осуществляется в порядке, обратном порядку снятия. Следите за тем, чтобы шланги присоединялись в их первоначальное положение, а стрелка клапана продувки указывала в правильном направлении.

Каталитический преобразователь

Тестирование

Качество работы каталитического преобразователя может быть проверено только с помощью определения состава выхлопных газов с использованием тщательно откалиброванного анализатора выхлопных газов хорошего качества (см. Главу Текущее обслуживание).

В случае высокого уровня СО в выхлопных газах автомобиль должен быть отогнан в представительство фирмы “SAAB” для тщательной проверки с использованием специального оборудования систем зажигания и впрыска топлива, включая лямбда-зонд. В случае, если проверка показала полную исправность перечисленных выше систем, неисправность должна находиться в самом каталитическом преобразователе, который должен быть заменен.

На некоторых моделях в каталитический преобразователь включается также датчик температуры, сигнализирующий на приборный щиток посредством сигнальной лампы.

Снятие и установка на место

Снятие и установка на место каталитического преобразователя описаны в Главе Топливная и выхлопная системы в составе процедур снятия и установки на место компонентов выхлопной системы.

Датчик температуры каталитического преобразователя

Снятие

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

1. Для снятия датчика температуры сперва полностью сдвиньте вперед правое переднее сиденье и отсоедините электрический разъем датчика.
2. Для облегчения установки на место подвяжите провод куском струны.
3. Взведите ручной тормоз, затем поддомкратьте автомобиль и установите его на осевые опоры (обратитесь к Разделу Поддомкрачивание, буксировка и смена колес).
4. Отболтите и снимите тепловой экран, находящийся под каталитическим преобразователем.
5. Вывинтите датчик из каталитического преобразователя, затем протяните провод сквозь пол и отвяжите струну. Оставьте струну на месте для облегчения протаскивания провода сквозь пол при установке его на место.

Установка на место

Установка на место производится в порядке, обратном порядку снятия. Для протягивания провода сквозь пол воспользуйтесь струной.