3.1. Турбокомпрессор

Между передней стенкой и задней частью двигателя ниже выпускного коллектора расположен турбокомпрессор.

1 — турбокомпрессор;
2 — тяга и рычаг регулятора давления наддува;
3 — регулятор давления наддува;

4 — шланг высокого давления впускного
коллектора.

Турбокомпрессор состоит из 2 находящихся на одном вале дисков с лопастями. Через один из дисков проходят отработанные газы двигателя, которые увеличивают или уменьшают частоту вращения вала в зависимости от частоты вращения двигателя. Второй диск, находящийся на этом же валу, направляет впускаемый воздух под давлением в камеры сгорания, что повышает эффективность работы дизеля. Топливный насос высокого давления регулирует количество подаваемого топлива. Это происходит посредством впрыска в нагнетаемый воздух (в зависимости от давления наддува) большего или меньшего количества топлива (подробнее это описывается в разделе Система впрыска дизеля).

Регулятор давления наддува

Рассматриваемый тип турбокомпрессора хорош тем, что подает в цилиндры воздух под давлением уже при относительно низких оборотах двигателя. Из этого следует, что при высоких оборотах количество нагнетаемого воздуха может быть намного больше, чем это необходимо. Давление в системе компрессора при этом поднялось бы до величины, которая могла бы отрицательно сказаться на сроке службы двигателя. Для того, чтобы не допустить этого, установлен регулятор давления наддува. Он обеспечивает посредством закрытия клапана то, что только лишь часть отработанных газов проходит через турбинные лопасти компрессора. Благодаря этому снижается степень сжатия, и давление в системе компрессора не поднимается выше 1,26 бар.

Продувочный клапан

Предохранительный клапан при испорченном или перегруженном регуляторе давления наддува предотвращает повышение давления наддува выше 1,26 бар. Этот клапан находится непосредственно во впускном канале и выводит при избыточном давлении воздух через воздушный фильтр.

 Рекомендация: дизель с турбокомпрессором оборудован дополнительным электрическим насосом, который обеспечивает циркуляцию охлаждающей жидкости при перегреве турбокомпрессора, а также при остановке двигателя. Для турбокомпрессора противопоказана немедленная остановка двигателя после длительной поездки на полном «газу». Это может привести к преждевременному коксованию подшипников и смазочных каналов компрессора; подшипник вала турбинного колеса может при этом раскалиться так сильно, что все масло в подшипнике выгорит и спечется. Закупоренные смазочные каналы приводят к поломке компрессора. Поэтому после более длительной езды, при полной нагрузке, дайте двигателю некоторое время поработать на холостом ходу, перед тем как выключить его. Прежде чем заменить неисправный турбокомпрессор, проверьте следующие причины неисправностей: начало подачи воздуха; подача топлива, ограничитель максимальной нагрузки, давление в системе турбокомпрессора, воздушный фильтр и, возможно, имеющиеся неплотности во впускном и выпускном трубопроводах.

При работе с турбокомпрессором необходимо соблюдать чистоту. Поэтому: тщательно очистите перед разборкой места соединений; снятые детали складывайте на чистую поверхность, накройте куском чистой ткани, устанавливайте только чистые или новые детали, не работайте со сжатым воздухом в месте проведения работ и не передвигайте автомобиль.

Снятие турбокомпрессора

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Отсоедините провод «массы» от клеммы аккумуляторной батареи.
  2. Снимите пластмассовый кожух турбокомпрессора.
  3. Отсоедините выхлопную трубу от турбокомпрессора.
  4. Снимите опору, расположенную между двигателем и турбокомпрессором.
  5. Отсоедините от турбокомпрессора нижний маслопровод.
  6. Ослабьте хомут шланга охлаждающей жидкости и отсоедините шланг от турбокомпрессора. Раздвиньте зажимные скобы кусачками и при сборке замените эти хомутики на закручивающиеся зажимы для шланга.
  7. Снимите поперечную распорку между стойками амортизаторов.
  8. Снимите прибор управления устройством предварительного подогрева.
  9. Снимите шланг вакуумного насоса усилителя тормозного механизма и отведите его в сторону.
  10. Открутите и снимите шланг рециркуляции охлаждающей жидкости и верхний шланг охлаждающей жидкости с хомутами.
  11. Снимите корпус воздушного фильтра и выньте его из моторного отсека.
  12. Снимите вентиляционный канал впускного коллектора.
  13. Снимите крепление между отводом турбокомпрессора и трубопроводом, ведущим к радиатору.
  14. Открутите верхний маслопровод. Чтобы иметь лучший доступ к болту, открутите при необходимости болт крепления регулятора давления наддува.
  15. Открутите 4 болта крепления турбокомпрессора к выпускному коллектору глушителя.
  16. Выньте турбокомпрессор с отводом выхода компрессора из моторного отсека. Для этого осторожно протащите компрессор между бачком радиатора и вакуумным насосом.
  17. Установка турбокомпрессора осуществляется в последовательности, обратной снятию. При этом не забудьте поменять стяжные хомуты на завинчивающиеся зажимы и воспользуйтесь новыми самоконтрящимися гайками.
  18. Перед тем как подсоединять верхний маслопровод, залейте в соединительный штуцер турбокомпрессора немного масла.
  19. Запустите двигатель и на холостом ходу проверьте все места соединений на герметичность.

 Рекомендация: чтобы обеспечить необходимую смазку турбокомпрессора после его снятия или замены, воспользуйтесь следующим советом. Перед пуском двигателя отсоедините провод выключателя двигателя от топливного насоса высокого давления и проворачивайте двигатель несколько секунд стартером, до тех пор, пока не погаснет лампочка давления масла на приборной панели.

Моменты затяжки

Элементы конструкции
H•м
Гайки выпускного коллектора глушителя и выпускной трубы турбокомпрессора
45
Болты крепления регулятора давления наддува к турбокомпрессору
15
Контргайка системы тяг и рычагов регулятора давления наддува
6—8
Болты трубопроводов подвода и отвода охлаждающей жидкости
20—30
Болты шлангов подачи масла
15—25
Болты шлангов отвода масла
 40