6.8. Система турбонаддува - общая информация

Турбокомпрессор - общие сведения, снятие и установка

Общая информация

Конструкция турбокомпрессора (на примере двигателя 603.971)

137а — Пневмопривод клапана, управляющего давлением наддува
А — Всасываемый воздух
В — Нагнетаемый воздух
С — Отработавшие газы, вращающие рабочее колесо турбины
D — Выход отработавших газов
Е — Перепускной клапан турбокомпрессора
Н — Напорный маслопровод
J — Обратный маслопровод

а — Перепускной клапан турбокомпрессора
b — Шток
с — Корпус компрессора
d — Рабочее колесо компрессора
е — Соединение с управляющей магистралью
а — Корпус турбины
g — Рабочее колесо турбины
h — Корпус турбокомпрессора


Турбокомпрессор предназначен для увеличения мощности двигателя путем повышения давления воздуха во впускном трубопроводе. Воздух не просто поступает в цилиндры, а подается в них под давлением. В соответствии с увеличением подачи воздуха, ТНВД увеличивает подачу топлива.

Функциональная схема управления наддувом (двигатель 603.971)

В5/1 — Датчик давления
1 — ТНВД
103 — Анероидный компенсатор (ALDA)
110 — Выпускной коллектор
137 — Турбокомпрессор
137а — Пневмопривод клапана управляющего давлением наддува

138 — Впускной трубопровод
А — Всасываемый воздух
В — Нагнетаемый воздух
С — Отработавшие газы, вращающие рабочее колесо турбины
D — Выход отработавших газов


Турбина компрессора приводится во вращение отработавшими газами. Газы, проходя через специальный кожух (кожух компрессора), подаются к турбине компрессора. Турбина вращается на вале, на другом конце которого находится компрессорное колесо в отдельном кожухе. Именно он подает воздух под давлением в трубопровод.

Между компрессором и трубопроводом установлен промежуточный охладитель сжатого воздуха (интеркулер). В интеркулере воздух охлаждается, сжимаясь при этом. Парциальное давление кислорода увеличивается, что приводит к увеличению мощности двигателя.

Давление воздуха в трубопроводе ограничивается специальным датчиком. При достижении предельного давления датчик открывает заслонку, ограничивая тем самым подачу отработавших газов к турбине.

Вал компрессора смазывается двигательным маслом, которое подается по специально предназначенному шлангу. Вал постоянно «плавает» в масле. От компрессора масло отводится в поддон по возвратному шлангу.

Турбокомпрессор является составной частью выпускного коллектора и не может быть отделен от него.

Меры предосторожности

Скорость вращения турбин компрессора огромна, а рабочая температура очень велика. Для того, чтобы избежать получения травм, а также не повредить турбокомпрессор, соблюдайте следующие меры предосторожности:
  • Не запускайте двигатель после снятия какого-либо компонента турбокомпрессора. Попадание посторонних предметов на лопатки турбин может привести к выходу последних из строя. Вы также рискуете получить травму от выброшенных из турбины предметов;
  • После снятия каких-либо компонентов турбокомпрессора или шлангов воздухозаборника накрывайте его чистой ветошью;
  • Не давайте газ сразу же после запуска двигателя, особенно если он не прогрет. Масло не может мгновенно смазать вал турбины;
  • Никогда не выключайте зажигание сразу же после остановки автомобиля. Не нажимайте на педаль акселератора перед остановкой двигателя. Сразу же после выключения зажигания масло перестает подаваться к валу компрессора и некоторое время он будет вращаться без смазки;
  • Перед тем, как заглушить двигатель, дайте ему поработать на холостых оборотах несколько минут, в течение которых скорость вращения турбины значительно снизится;
  • Регулярно меняйте масло, масляный фильтр и воздухоочиститель. Использование старого масла приведет к образованию отложений на вале компрессора и выходу его из строя. Перед тем, как отсоединить шланги подачи и возврата масла от компрессора, тщательно очищайте близлежащие поверхности. Снятые компоненты храните в герметичных контейнерах.
  • По поводу снятия и установки обратитесь также к Разделам Снятие и установка турбокомпрессора и Нагнетатель воздуха - детали установки.