7.1.3. Поиск неисправностей - общая информация и предварительные проверки

Обратитесь также к Разделу Диагностика неисправностей.

Система зажигания и топливная система являются взаимосвязанными составляющими системы управления двигателем, поэтому некоторые из ее компонентов могут выполнять также определенные функции, имеющие отношение к функционированию топливной системы.

Общая информация

Система зажигания и топливная система имеют общую диагностическую систему, предназначенную для сохранения кодов неисправностей (DTC) и проведения диагностики. При выявлении отказа модуль управления записывает в память процессора соответствующий код DTC, представляющий собой некоторую последовательность сигналов, которая может быть считана при помощи специального сканера.

Считывание информации, хранящейся в памяти процессора ECM в большинстве случаев позволяет определить причины сбоев в работе двигателя автомобиля. Анализ считанной информации с применением перечня кодов (см. Спецификации) позволяет локализовать источник отказа на уровне конкретного элемента, либо цепи его электропроводки.

Визуальной проверки электропроводки и разъемов недостаточно - обязательно считайте информацию, хранящуюся в памяти блока управления!

Предварительные проверки

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Если неисправность возникла вскоре после выполнения обслуживания какого-либо узла, прежде всего следует тщательно исследовать данный узел и расположенные по соседству компоненты, - не исключено, что причина отказа связана с элементарным нарушением качества контактного соединения.
  2. При проведении поисков причин нарушения исправности функционирования двигателя (например, падение развиваемой мощности) всегда имеет смысл проверить компрессию в цилиндрах. Следите, чтобы замена воздушного и топливного фильтров производилась в соответствии с Графиком технического обслуживания (см. Главу Системы питания и выпуска отработавших газов).
  3. Помните, что после считывания кодов неисправностей и внесения соответствующих исправлений память модуля управления должна быть очищена.
  4. Откройте капот и проверьте надежность фиксации наконечников проводов на полюсных клеммах батареи, удостоверьтесь в отсутствии признаков окисления клеммных соединений. В случае необходимости произведите соответствующие меры по устранению неполадок (см. Главу Системы питания и выпуска отработавших газов), вышедшие из строя компоненты замените. Не менее внимательно изучите состояние шин заземления и их клеммных соединений, - контактные поверхности соответствующих элементов массы (силовой агрегат/кузовные панели) должны быть абсолютно чистыми и свободными от следов коррозии.
  5. Далее, внимательно осмотрите всю видимую электропроводку, проложенную внутри двигательного отсека, проверьте надежность контактных соединений. Имеющую ярко выраженные признаки повреждения электропроводку замените, проследив за правильностью прокладки жгутов, в случае необходимости подтяните ослабший крепеж узлов, о которые перетерлась изоляция.

Зоной риска всегда являются участки электропроводки, проходящие вблизи компонентов, обслуживание которых производилось в самом недавнем времени.

  1. Следует помнить, что токопроводные жилы электропроводки могут оказаться поврежденными при отсутствии признаков повреждения изоляции, - в подобной ситуации внешний осмотр не даст положительных результатов. Подобные повреждения могут возникать в результате вытягивания проводов, либо при нарушении маршрутов прокладки жгутов.
  2. Восстановить поврежденную электропроводку можно путем впаивания на участке обрыва шунтирующей жилы, - пайка обеспечивает надежность электрического контакта. Для ремонта изоляции воспользуйтесь изоляционной лентой, либо посадите на провод отрезок термоусадочной трубки. Помните, что наилучшим (хотя и не самым дешевым) способом устранения всех сопряженных с повреждением электропроводки отказов является замена вышедшего из строя провода.
  3. Закончив восстановительный ремонт/подобрав замену, проследите за правильностью прокладки соответствующих жгутов, особое внимание уделяя участкам маршрутов, проходящим вблизи разогреваемых поверхностей и движущихся компонентов в двигательном отсеке. Проследите за надежностью закрепления жгутов во всех предусмотренных промежуточных фиксаторах.
  4. Проверьте состояние всех доступных клеммных соединений, проверьте надежность крепления контактных разъемов электропроводки. При выявлении на внутренней поверхности разъема следов коррозии (белые или зеленые отложения/налет ржавчины), а также при чрезмерном загрязнении, снимите разъем с соответствующей клеммы и тщательно очистите, в случае необходимости воспользовавшись специальным спреем. Серьезно поврежденные разъемы подлежат замене, - в некоторых случаях в комплекте со жгутом электропроводки.
  5. После очистки разъема от следов коррозии набейте его перед установкой на место консервирующей смазкой, - в случае необходимости проконсультируйтесь со специалистами автосервиса.
  6. На всех рассматриваемых в настоящем Руководстве моделях используется индуктивный датчик положения коленчатого вала (CKP), с помощью которого определяется также положение ВМТ поршня первого цилиндра. Чрезмерное загрязнение/запыление датчика может явиться причиной пропусков зажигания. Описание процедур снятия/установки датчика CKP приведено в Разделе Снятие и установка датчика положения коленчатого вала (CKP).
  7. Внимательно осмотрите шланги и трубки всех вакуумных линий двигательного отсека. Проверьте надежность затягивания крепежных хомутов, удостоверьтесь в отсутствии деформаций, трещин, порезов, расслоений и прочих физических повреждений шлангов/трубок. Внимательно изучите штуцерные узлы на наличие признаков нарушения герметичности. Особое внимание следует уделить состоянию линий, проложенных вблизи острых краев. Потери разрежения обычно сопровождаются характерным свистом, при выявлении которого подозреваемый участок шланга следует смазать мыльным раствором, - источник утечки можно считать обнаруженным, если при нанесении раствора стабильность оборотов двигателя повышается. Подтяните ослабшие хомуты, замените поврежденные линии.
  8. Оцените состояние и проверьте проходимость шлангов системы вентиляции картера, - количество шлангов и места их установки зависит от конкретной модели автомобиля, тем не менее, на всех двигателях используется, соединяющий верхнюю часть силового агрегата рукавом впускного воздушного тракта, либо впускным трубопроводом. Отдельные шланги применяются для соединения с впускным трубопроводом блока цилиндров/маслозаливной горловины, - по ним картерные газы отводятся в камеры сгорания цилиндров. Чрезмерное загрязнение или нарушение проходимости вентиляционных шлангов влечет за собой нарушение стабильности оборотов, - особенно холостых, - двигателя.
  9. Двигаясь от топливного бака к топливной распределительной магистрали (через топливный) фильтр вдоль топливных трубопроводов, внимательно изучите состояние топливных линий. Особое внимание уделяйте местам сочленения трубок, где чаще всего образуются трещины, через которые начинают развиваться утечки. Поврежденные секции топливных линий замените.
  10. Снимите крышку воздухоочистителя и проверьте состояние фильтрующего элемента. Чрезмерно загрязненный фильтр способен значительно повысить суммарное аэродинамическое сопротивление впускного воздушного тракта, что непосредственно сказывается на развиваемой двигателем мощности. В случае необходимости замените фильтрующий элемент.
  11. Запустите двигатель и оставьте его работающим на холостых оборотах.

При выполнении каких-либо работ в двигательном отсеке при работающем двигателе соблюдайте крайнюю осторожность, - старайтесь не прикасаться к разогретым поверхностям силового агрегата и системы выпуска отработавших газов, не допускайте попадания прядей волос и свободных элементов одежды в движущиеся компоненты (вентилятор системы охлаждения, ремень привода вспомогательных агрегатов)!

  1. Двигаясь от воздухозаборника к воздухоочистителю и далее - до корпуса дросселя, удостоверьтесь в отсутствии признаков развития утечек воздуха во впускном тракте. Для выявления источников утечек можно вновь воспользоваться мыльным раствором. Произведите необходимые исправления.
  2. Загоните автомобиль на подъемник и изучите состояние компонентов системы выпуска отработавших газов. Удостоверьтесь в отсутствии признаков развития утечек, - проще всего выявить неплотности выпускного тракта можно путем закупоривания его выходного отверстия, - характерный свист и задымление помогут локализовать поврежденный участок. Подтяните ослабшие хомуты/замените вышедшие из строя уплотнительные прокладки, установите взамен поврежденной новую секцию(и).
  3. На заключительном этапе проверки запустите двигатель и поочередно подергайте контактные разъемы его электропроводки, - о плохом качестве контакта будет свидетельствовать изменение характера работы двигателя, - произведите необходимые исправления/ замените вышедшие из строя участки электропроводки.
  4. Если в ходе проведения предварительных проверок идентифицировать причину нарушения стабильности работы двигателя не удается, автомобиль следует отогнать на станцию обслуживания для выполнения более тщательной диагностики с применением специального оборудования.