9.2. Механическая коробка передач

Общие сведения
Коробка передач преобразует крутящий момент, передаваемый от двигателя, по величине и направлению. Это необходимо для обеспечения оптимальной скорости, высокой проходимости автомобиля и экономичности двигателя, а также  для движения автомобиля задним ходом. Коробка передач разобщает двигатель и трансмиссию во время остановки и стоянки автомобиля и при его движении по инерции с работающим двигателем.
Все модели с механической трансмиссией оборудованы 5- либо 4-ступенчатой коробкой передач, объединенной в один узел с дифференциалом и главной передачей. Крутящий момент от двигателя передается через коробку передач и главную передачу на дифференциал, который в свою очередь распределяет его между приводными валами. Все передние передачи включаются посредством синхронизаторов, а рычаг переключения передач включает внутренний механизм переключения посредством штока переключения передачи.
Процедуры снятия и ремонта коробки передач описаны с учетом того, что подшипники коробки передач не требуют замены и запрессованные элементы установлены в исходные положения. Установка новых подшипников или валов означает, что должна быть определена толщина прокладок предварительной нагрузки, однако при этом используются специальные инструменты и методы, которые недоступны механику-любителю.
Поэтому если коробка передач повреждена или изношена в результате обычной эксплуатации, то лучшим выходом может быть установка нового или ремонтного блока.

Технические данные

Моменты затяжки, Н·м
Передние гайки и болты крепления задней поперечины.....44–55
Задние болты крепления задней поперечины.....95–118
Нижний болт шарового шарнирного соединения.....44–55
Болты крепления картера коробки передач.....37–55
Болты крепления заслонки.....12–16
Контргайка вала-шестерни.....130–210
Направляющий болт.....9–14
Болт крепления заднего картера.....9–11
Болт блокировки промежуточного вала.....21–31
Болты крепления коробки передач к двигателю.....91–119
Болты крепления кронштейна коробки передач к двигателю.....55
Болты крепления кронштейна коробки передач к коробке передач.....38–54
Болты крепления кронштейна коробки передач к кузову.....44–55

Опоры коробки передач
Проверка
Наблюдайте за опорами коробки передач в момент, когда помощник поднимает и давит вниз на коробку передач. Если резиновый элемент опоры отделяется от стального основания или картер коробки передач перемещается вверх, но не опускается, тем самым указывая на достижение опорой нижнего предела, замените опору.
Замена
Отсоедините провод от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи.
Домкратом через деревянный брусок поддержите коробку передач.
Выверните болты крепления опоры силового агрегата к двигателю или коробке передач.
Отверните гайки крепления опоры к кузову и снимите опору.
Правильно расположите новую опору и вверните болты крепления к двигателю или коробке передач. Затяните болты требуемыми моментами.
Навинтите гайки крепления опор к кузову и затяните их требуемыми моментами.
Снимите домкрат и подсоедините провод к отрицательной клемме аккумуляторной батареи.

Рычаг переключения  передач
Снятие

Элементы рычага переключения передач
Рис. 9.12. Элементы рычага переключения передач: 1 – рукоятка рычага переключения передач;
2 – чехол; 3 – детали рычага переключения; 4 – пружина; 5 – верхнее шаровое седло; 6 – рычаг переключения передач; 7 – втулка; 8 – нижнее шаровое седло; 9 – держатель; 10 – пластина; 11 – чехол; 12 – гайка и шайба; 13 – втулка; 14 – болты и гайки; 15 – тяга переключения; 16 – тяга удлинения и узел подвески; 17 – гайки крепления узла подвески


В салоне автомобиля снимите ручку с рычага переключения передач, чехол рычага переключения и передние и задние стойки (рис. 9.12).
Поднимите переднюю часть автомобиля и надежно закрепите на подставке.
Выверните стопорные гайки и болты и опустите тягу переключения с автомобиля.

Использование отвертки для освобождения хомута пружины рычага переключения передач
Рис. 9.13. Использование отвертки для освобождения хомута пружины рычага переключения передач


Отверткой освободите хомут пружины рычага переключения передач и снимите с автомобиля рычаг в сборе (рис. 9.13).
Отверните гайки крепления тяги удлинения и болты, снимите стержень удлинения, подвеску и прокладки.
Установка
Установка проводится в последовательности, обратной снятию, с учетом следующего.
Нанесите литиевую смазку на перемещающиеся и трущиеся детали рычага переключения передач.

Снятие и установка  коробки передач
Снятие
Отсоедините провод от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи.
Отсоедините от коробки передач трос привода спидометра, разъем от выключателя света заднего хода и, если модель оборудована, выключателя 5-й передачи.
Выверните болты крепления подвески троса сцепления и отсоедините трос сцепления от рычага выключения сцепления.
Выверните болт крепления провода «массы» и скобу жгута проводов.
Снимите стартер.
Существует два основных способа поддержки веса двигателя во время операций по снятию поперечины и коробки передач. Можно использовать специальное крепление для поддержки, которое опирается на опоры подвески или лебедку для подъема двигателя. Если используется крепление для поддержки, установите его в первую очередь. Если применяется лебедка для подъема двигателя, то для увеличения рабочего пространства предварительно снимите капот.

Расположение верхних болтов (1) крепления коробки передач к двигателю
Рис. 9.14. Расположение верхних болтов (1) крепления коробки передач к двигателю


Выверните четыре верхних болта крепления коробки передач к двигателю (рис. 9.14).
Поднимите переднюю часть автомобиля, надежно закрепите на подставках и слейте масло из коробки передач.
Снимите передние колеса, панели брызговиков и отсоедините тяги стабилизаторов поперечной устойчивости. Удалите защитную пластину маслосборника, если она установлена.
Отверните нижний шаровой шарнир и соединительные болты крепления поворотного кулака, затем отделите нижние рычаги передней подвески от поворотных кулаков.
Отделите левый приводной вал от коробки передач.
Снимите промежуточный приводной вал. Вставьте деревянную пробку или подобную заглушку для удерживания на месте полуосевых шестерен дифференциала.
Отделите регулировочную рейку переключения от тяги переключения и отделите тягу удлинения от коробки передач.
Отверните нижние болты крепления коробки передач к двигателю.

Снятие поперечины и нижнего левого рычага передней подвески
Рис. 9.15. Снятие поперечины и нижнего левого рычага передней подвески


Отверните болт, снимите поперечину и опустите блок левого рычага передней подвески (рис. 9.15).
Поддерживая домкратом коробку передач, закрепите силовой агрегат на домкрате.

Поддержка двигателя и использование промышленного подъемника для снятия коробки передач
Рис. 9.16. Поддержка двигателя и использование промышленного подъемника для снятия коробки передач


Выверните два оставшихся болта, отделите коробку передач от двигателя и опустите ее вниз из моторного отсека автомобиля (рис. 9.16). Не допускайте зависания коробки передач на первичном валу при отделении коробки передач от двигателя. Закрепите коробку передач на случай ее падения с домкрата.
Установка
Покройте тонким слоем смазочного материала Moly шлицы первичного вала коробки передач.
Поднимите коробку передач, присоедините к двигателю и закрепите болтами, затянув их требуемым моментом.
Подсоедините удлинительную тягу к коробке передач и тягу переключения к рейке регулятора переключения.
Установите узел нижнего рычага и поперечину.
Вверните нижние болты крепления коробки передач.
Установите промежуточный приводной вал.
Установите левый приводной вал.
Подсоедините нижние шаровые шарниры и вверните гайки и болты, затянув их требуемым моментом.
Подсоедините тяги стабилизатора поперечной устойчивости.
Установите брызговики и передние колеса. Установите пластину защиты масляного поддона.
Установите стартер.
Снимите домкрат, поддерживающий коробку передач, и опустите автомобиль.
Вверните четыре верхних болта крепления коробки передач к двигателю. Затяните болты требуемым моментом.
Установите скобы жгута проводов и болт крепления провода «массы», затем подсоедините трос сцепления.
Заполните картер коробки передач маслом.
Подсоедините трос привода спидометра и разъемы к выключателю света заднего хода и выключателю 5-й передачи.
Подсоедините провод к отрицательной клемме аккумуляторной батареи.

Разборка коробки передач

Основные элементы коробки передач
Рис. 9.17. Основные элементы коробки передач: 1 – главная передача и дифференциал; 2 – узел коленчатого рычага; 3 – стальной шарик; 4 – пружина;
5 – магнит; 6 – стопорный болт; 7 – пружинный штифт; 8 – кольцевое уплотнение; 9 – вал коленчатого рычага; 10 – промежуточная шестерня заднего хода;
11 – вал промежуточной шестерни заднего хода; 12 – заслонка; 13 – узел первичного вала; 14 – вилка переключения и узел тяги переключения передач; 15 – тяги переключения передач (5-я передача и передача заднего хода) и скоба; 16 – шестерня 5-й передачи; 17 – контргайка (5-й передачи); 18 – втулка шестерни (5-й передачи); 19 – шестерня 5-й передачи; 20 – стопорный болт; 21 – кольцо синхронизатора 5-й передачи; 22 – ступица синхронизатора 5-й передачи; 23 – пластина ограничителя (5-й передачи); 24 – контргайка (5-й передачи); 25 – пружинный штифт (5-й передачи); 26 – вилка переключения (5-й передачи);
27 – задний картер (5-й передачи); 28 – направляющий болт; 29 – стопорный болт с шариком и пружиной; 30 – картер коробки передач; 31 – узел вторичного вала


Отверните болты и снимите задний картер (5-й передачи) (рис. 9.17).
Используя молоток и зубило, отогните буртики на каждой из контргаек (5-й передачи).
Аккуратно заблокируйте шестерни от проворачивания, вставив отвертку или подобный инструмент между зубьями шестерен; отверните контргайки.
Снимите установочный штифт вилки переключения 5-й передачи и вилку переключения.
Снимите пластину ограничителя 5-й передачи, ступицу, кольцо синхронизатора, втулку шестерни и шестерню.
Выверните стопорный болт из картера коробки передач.
Выверните направляющий болт из картера. Выверните стопорный болт и снимите шарик и пружину.
Выверните включатель света заднего хода из картера коробки передач.
Пометьте положение зажимов электропроводки для упрощения последующей сборки и выверните болты соединения картеров коробки передач.
Аккуратно отделите половинки картера коробки передач от картера сцепления.

Картеры коробки передач и элементы механизма переключения передач
Рис. 9.18. Картеры коробки передач и элементы механизма переключения передач: 1 – сальник приводного вала; 2 – болт и шайба; 3 – сапун; 4 – кожух сапуна; 5 – уплотнение; 6, 8, 30, 31 – наружные кольца подшипников; 7, 13 – воронки; 9 – вал рычага заднего хода; 10 – пружинный штифт; 11 – наружное кольцо подшипника; 12 – диафрагменная пружина; 14 – сливная пробка и шайба; 15 – рычаг передачи заднего хода; 16 – регулировочная прокладка; 17 – болт; 18 – рычаг переключения; 19 – трубка; 20 – направляющие пластины; 21 – болты; 22 – рычаг выбора 5-й передачи; 23 – пружинный штифт; 24 – пружина; 25 – обратная заслонка (5-й передачи); 26 – канал подачи масла; 27 – выключатель света заднего хода; 28 – сальник; 29 – регулировочная прокладка; 32 – шток переключения; 33 – чехол; 34 – сальник; 35 – узел шестерни привода спидометра; 36 – ведомая шестерня; 37 – пружинный штифт; 38 – кольцевое уплотнение; 39 – кожух шестерни; 40 – болт


Снимите канал подачи масла к 5-й передаче (рис. 9.18).
Извлеките магнит из картера коробки передач.
Снимите промежуточный вал и шестерню заднего хода.
Выверните стопорный болт 5-й передачи и стопорной пластины.

Снятие кулисы переключения 4-й передачи и рычага передачи заднего хода в сборе
Рис. 9.19. Снятие кулисы переключения 4-й передачи и рычага передачи заднего хода в сборе


На моделях с 4-ступенчатой коробкой передач снимите кулису переключения и рычаг передачи заднего хода в сборе, при этом переключатель должен быть в нейтральном положении (рис. 9.19).
Снимите шестерню 5-й передачи и шток передачи заднего хода.
Снимите кулису переключения 5-й передачи и передачи заднего хода.
Выбейте установочный штифт коленчатого рычага и снимите штифт 5-й передачи.
Перемещая тягу переключения передач (5-й передачи), снимите узел коленчатого рычага.
Убедившись, что торцовая поверхность стопорной втулки находится заподлицо с торцовой поверхностью регулировочного рычага, поверните шток переключения против часовой стрелки, насколько это возможно.
Поднимите из гнезда шток переключения, при этом, возможно, потребуется поднять вверх блокировочный шарик.
Выбейте установочный штифт со штока переключения.
Включите 4-ю передачу путем перемещения вверх верхней вилки переключения.
Аккуратно вытяните тягу переключения передач из картера коробки передач. Если тяга освободится из картера, стальной шарик упадет с вала рычага заднего хода.
Поднимая, извлеките вторичный вал с шестернями и узел вилок переключения из картера коробки передач.
Снимите узел первичного вала.
Снимите узел дифференциала.
Снимите выключатель нейтрального положения или выключатель 5-й передачи.
Снимите сальники первичного вала и кольца подшипника.
Снимите воронку из картера коробки передач.
Отверните болт и снимите направляющую пластину переключателя и рычаг.
Выбейте установочный штифт рычага переключения, убедившись, что рычаг переключения передач находится в среднем положении.
Снимите чехол вала переключения с картера коробки передач и извлеките вал.
Снимите пружинный штифт кулисы передачи заднего хода и селектор.
Аккуратно выбейте кольца подшипника.
Снимите уплотнение штока переключения из картера коробки передач.
Снимите уплотнение ведущей оси из картера коробки передач, выбивая его постукиванием молотком и выколоткой.
Снимите кольцо подшипника дифференциала.
Снимите дефлектор сапуна.
Снимите пружину регулировочного рычага.
Вторичный вал
Выньте вторичный вал из картера коробки передач.
Зажмите вал в тисках через два деревянных бруска для защиты его от повреждения. Щупом проверьте осевой люфт шестерен.

Детали первичного и вторичного валов
Рис. 9.20. Детали первичного и вторичного валов: 1 – внутреннее кольцо подшипника; 2 – первичный вал; 3 – шестерня 3-й передачи; 4 – кольцо синхронизатора 4-й передачи; 5 – синхронизатор 3-й и 4-й передач; 6 – стопорное кольцо; 7 – сухарь фиксатора; 8 – ступица синхронизатора; 9 – скользящая муфта синхронизатора; 10 – стопорное кольцо; 11 – кольцо синхронизатора; 12 – шестерня 4-й передачи; 13 – внутреннее кольцо подшипника; 14 – упорное кольцо; 15 – внутреннее кольцо подшипника; 16 – вторичный вал; 17 – шестерня 1-й передачи; 18 – кольцо синхронизатора; 19 – стопорное кольцо; 20 – кольцо синхронизатора; 21 – шестерня 2-й передачи; 22 – шестерня 3-й передачи; 23 – стопорное кольцо; 24 – шестерня 4-й передачи; 25 – наружное кольцо подшипника; 26 – синхронизатор; 27 – стопорное кольцо; 28 – сухарь фиксатора; 29 – ступица синхронизатора; 30 – скользящая муфта синхронизатора; 31 – пружинный штифт; 32 – рычаг управления; 33 – вилка переключения 1-й и 2-й передач; 34 – тяга управления; 35 – втулка замка; 36 – пружинный штифт; 37 – рычаг управления; 38 – вилка переключения 3-й и 4-й передач; 39 – синхронизатор; 40 – стопорное кольцо; 41 – сухарь фиксатора; 42 – ступица синхронизатора; 43 – скользящая муфта синхронизатора


Съемником для снятия подшипников снимите с вала шестерню 4-й передачи (рис. 9.20).
Снимите кольцо синхронизатора
Снимите стопорные кольца ступицы синхронизатора 3-й и 4-й передач.
Аккуратно снимите с вала ступицу синхронизатора 3-й и 4-й передач.
Снимите кольцо синхронизатора 3-й передачи.
Снимите узел 3-й передачи.
Снимите стопорное кольцо упорных шайб, затем упорные шайбы.
Снимите шестерню 2-й передачи.
Снимите кольцо синхронизатора
Снимите стопорное кольцо 1-й передачи.
Для выпрессовки шестерни 1-й передачи и синхронизатора 1-й и 2-й передач необходимы специальные инструменты. Эту операцию должен выполнять специалист.
Съемником снимите подшипник.
Осмотрите шестерни на наличие износа и повреждений конусов синхронизаторов, втулки ступицы, зубьев и рабочих поверхностей.
Проверьте вторичный вал на наличие износа и повреждений поверхностей скольжения, шлицев и зубьев, а также на возможную блокировку каналов для смазки.
Проверьте кольца синхронизатора, установив их на место и вращая для проверки плавности скольжения. Щупом измерьте зазор и сравните его с техническими данными.
Осмотрите ступицу синхронизатора и переключатель передач на наличие канавок, пятен выработки и износ.
Разберите ступицу синхронизатора и осмотрите шлицы и поверхности на наличие износа, осмотрите пружины, чтобы убедиться, что они не согнуты и не ослабли.
Соберите ступицу с поднятыми сухарями фиксатора, направленными к внешней части ступицы. При установке пружины убедитесь, что она находится по центру углубления сухарей.
Щупом проверьте зазор между ступицей синхронизатора и переключателем передач.
Замените любые изношенные или поврежденные элементы новыми.
Установите подшипник на вал.
Переверните вал и установите ступицы синхронизатора 1-й и 2-й передач с канавкой на вилке переключения, направленной вниз.
Установите упорные кольца узла 1-й и 2-й передач.
Установите кольцо синхронизатора в ступицу, выравнивая пазы с фиксаторами в ступице.
Установите шестерню 2-й передачи.
Установите кольцо синхронизатора в ступицу, выравнивая канавки с фиксаторами в ступице.
Установите стопорное кольцо упорных шайб.
Установите шестерню и кольцо синхронизатора 3-й передачи.
Установите синхронизатор 3-й и 4-й передач канавкой вниз и выравнивая пазы с фиксаторами в ступице. При установке может потребоваться пресс.
Установите стопорное кольцо шестерен 3-й и 4-й передач.
Установите кольцо синхронизатора 4-й передачи вместе с шестерней 4-й передачи.
Для запрессовки подшипников на вал доставьте его в мастерскую.
Первичный вал
Снимите первичный вал и закрепите в тисках через два деревянных бруска для защиты его от повреждения.
Съемником снимите подшипники с первичного вала.
Осмотрите вал и шестерни на наличие износа и повреждения шлицев, поверхностей скольжения и зубьев.
Осмотрите подшипники на наличие износа, люфта и следов точечной коррозии опорных роликов.
Замените все изношенные элементы новыми.
Напрессуйте подшипники на вал и установите первичный вал на место.
Дифференциал
Выньте дифференциал из картера коробки передач и закрепите в тисках через два деревянных бруска для защиты от повреждения.
Выверните болты и снимите ведомую шестерню главной передачи. Ведомая шестерня главной передачи может быть закреплена заклепками, тогда ее нельзя снять.

Дифференциал
Рис. 9.21. Дифференциал: 1 – внутренние кольца подшипника; 2 – шестерня привода спидометра; 3 – пружинный штифт; 4 – ось сателлитов; 5 – ведомая шестерня главной передачи с коробкой дифференциала; 6, 8 – упорные шайбы; 7 – полуосевая шестерня; 9 – сателлиты


Выбейте пружинный штифт вала шестерни, выведя его из противоположной стороны коробки дифференциала (рис. 9.21).
Выньте ось сателлитов, сателлиты и упорные шайбы.
Используя инструмент для выпрессовки, снимите внутреннее кольцо подшипника с коробки дифференциала.
Снимите оставшиеся  подшипники.
Снимите шестерню привода спидометра.
Осмотрите шестерни, скользящие поверхности и поверхности касания на наличие износа, трещин и коррозию.
Проверьте блок сателлитов и ведущую шестерню. Эту работу выполняйте с приводными валами, вставленными в коробку дифференциала. С осями, которые поддерживаются на V-блоках, измерьте зазор обеих шестерен, вручную перемещая их на полное расстояние свободного хода. Если зазор превышает допустимый, приобретите упорную шайбу соответствующей толщины и установите ее между коробкой дифференциала и сателлитами.
Перед сборкой полностью промойте каждую деталь в растворителе.
В процессе сборки нанесите чистое трансмиссионное масло на все поверхности скольжения и замените новыми все пружинные штифты, которые были удалены.
Установите шестерню привода спидометра.
Установите подшипники с помощью специальных инструментов и гидравлического пресса либо доставьте дифференциал в мастерскую, располагающую необходимым  оборудованием, где вам выполнят эту работу.
Установите ведущую шестерню и боковые приводы с применением соответствующих упорных шайб.
Установите ось сателлитов, убедившись, что отверстие пружинного штифта совмещено с отверстием в коробке передач.
Молотком и керном установите пружинный штифт, работая со стороны шестерни привода спидометра.
Установите ведомую шестерню главной передачи и закрепите болтами.
Установите коробку дифференциала в картер коробки передач.

Сборка коробки передач
Вверните сливную пробку в картер коробки передач.
Установите наружное кольцо подшипника вторичного вала, правильно расположив его с прокладками.
Молотком и выколоткой слегка постучите по периметру кольца до посадки его на место.
Установите кольцо подшипника дифференциала и прокладки, соблюдая соответствие номеров на прокладках и номеров на снятых элементах.
Установите пружину и прокладки первичного вала (поднятая часть).
Установите вал рычага задней передачи и пружину.
Установите маслоотражатель.
Установите сальник тяги переключения передач.
Вставьте тягу переключения передач и установите переключатель передач, убедившись, что пружинный штифт находится в соответствующем положении.
Проведите кончик штока переключения передач через правое отверстие в обратной кулисе и опустите сборку на место таким образом, чтобы можно было вставить тягу переключения передач.
Установите пружину кулисы заднего хода и вставьте тягу переключения передач через пружину на конце кулисы.
Установите рычаг переключения на конце тяги переключения передач.
Прикрепите селектор к тяге переключения передач пружинным штифтом.
Закрепите тремя болтами направляющую пластину селектора. Болты отличаются, болт без шайбы устанавливается в верхнем правом углу. Пружина кулисы заднего хода должна быть установлена вокруг задней прокладки болта.
Вверните стопорный болт и шайбу на рычаг переключения.
Установите воронку для смазки шестерни вместе с кольцом подшипника вторичного вала.
Установите уплотнение первичного вала открытым концом вверх.
Установите подшипник первичного вала в картер и постучите по нему до посадки на место.
Поместите магнит в паз в картере коробки передач.
Установите дифференциал в картер коробки передач.
Смажьте внутренний выступ сальника дифференциала чистым трансмиссионным маслом и установите сальник в картер.
Установите пружину на вал рычага передачи заднего хода.
Установите сборку вилки переключения в сборку вторичного вала. Будьте осторожны при установке и убедитесь, что шестерни должным образом соединены с дифференциалом и первичным валом. Сборка вилки переключения должна быть вставлена на соответствующую выпуклость в картере коробки передач.
Аккуратно потяните сборку вилки переключения немного вверх и по направлению наружу от выпуклости, используя наклон сборки вторичного вала. Вставьте рычаг, насколько он будет двигаться, и поверните на 90° из нейтрального положения. Вставьте шарик в конец вала рычага передачи заднего хода и поверните рычаг в нейтральное положение. Аккуратно вставьте рычаг в выпуклость в картере коробки передач.
Установите пружинный штифт на рычаг со стороны вилки переключения и немного постучите по нему.
Установите сборку коленчатого рычага, которая соединяет рычаг переключения с рычагом со стороны вилки переключения.
Установите новое кольцевое уплотнение на валу коленчатого рычага. Смажьте коленчатый рычаг чистым трансмиссионным маслом и установите его. Закрепите рычаг установочным пружинным штифтом.
Установите кулису заднего хода на место. Установите шестерню 5-й передачи и шток передачи заднего хода на место, при этом впадина на штоке должна быть направлена наружу. Отверстие в тяге переключения передач должно быть совмещено с кулисой.
Установите промежуточную шестерню заднего хода и вал. Правильно расположите шестерню, вставьте вал с отверстием вала, совмещенным по ребру картера коробки передач.
На моделях с 5-ступенчатой коробкой передач используйте уплотнитель тип RTV для установки канала для смазки на картере коробки передач.
Установите картер коробки передач на коробку дифференциала, аккуратно размещая его таким образом, чтобы первичный и вторичный валы вошли в приливы. Возможно, потребуется совместить магнит с пазом в верхней половине картера.
Вверните болты крепления картера коробки передач и крест-накрест затяните их требуемым моментом.
Вверните стопорный болт первичной тяги переключения передач и уплотнительную шайбу. Возможно, потребуется поднять вторичный вал, чтобы должным образом совместить стопорный болт. Надежно затяните болт (5-ступенчатая коробка передач).
Вверните стопорный болт крепления промежуточного вала задней передачи (5-ступенчатая коробка передач).
Установите первичный вал и от руки навинтите контргайку (5-ступенчатая коробка передач).
Смажьте втулку первичного вала чистой трансмиссионной жидкостью и надвиньте втулку на место (5-ступенчатая коробка передач).
Смажьте и установите шестерню 5-й передачи.
Установите кольцо синхронизатора 5-й передачи.
Установите синхронизатор и вилку переключения, совместив фиксаторы с пазами в кольце синхронизатора цилиндрическим штифтом, удерживающим вилку (5-ступенчатая коробка передач).
Установите  ограничительную пластину синхронизатора (5-ступенчатая коробка передач).
От руки вверните контргайку вторичного вала (5-ступенчатая коробка передач).
Затяните обе контргайки, забейте кернером и молотком буртики гаек в канавки валов для предохранения их от отворачивания (5-ступенчатая коробка передач).
Нанесите герметик на привалочную поверхность картера 5-й передачи, установите его и закрепите болтами, затянув их требуемым моментом.
Установите сальники приводных валов.
Установите выключатель света заднего хода.
Слегка смажьте кольцевое уплотнение чистым трансмиссионным маслом и установите его на узле шестерни привода спидометра. Установите узел шестерни привода спидометра.
Установите коробку передач.

Замена сальников коробки  передач
Сальник первичного вала можно заменить только после снятия коробки передач. Сальники приводных валов можно заменить при установленной коробке передач. Замену проводите следующим образом.
Отсоедините приводной вал от коробки передач.
Затупленной отверткой или подобным инструментом аккуратно извлеките наружу старый сальник.
Смажьте новый сальник маслом. Установите сальник, рабочие кромки сальника должны быть направлены внутрь картера коробки передач. Для установки сальника используйте трубчатую оправку соответствующего диаметра.
Установите приводной вал.