9.1. Сцепление

Общие сведения

Расположение элементов сцепления на автомобиле
Рис. 9.1. Расположение элементов сцепления на автомобиле: 1 – рычаг выключения сцепления; 2 – вилка выключения сцепления; 3 – подшипник выключения сцепления; 4 – кожух сцепления в сборе с нажимным диском; 5 – ведомый диск сцепления; 6 – трос выключения сцепления; 7 – педаль сцепления; 8 – пружина


На автомобилях, оборудованных механической коробкой передач, используется сухое однодисковое сцепление диафрагменного типа (рис. 9.1). Привод сцепления тросовый.

Использование молотка и оправки для установки игольчатого подшипника
Рис. 9.11. Использование молотка и оправки для установки игольчатого подшипника: А=25–28 мм


Зазор между игольчатым подшипником и торцовой поверхностью коленчатого вала (расстояние А на рис. 9.11) составляет
2,5–2,8 мм.

Моменты затяжки, Н•м
Болт крепления рычага выключения сцепления и вилки.....11
Болты крепления нажимного диска к маховику.....22–27
Гайка крепления вала привода колес к ступице.....160–240
Болты крепления маховика.....98–105
Гайка крепления стабилизатора поперечной устойчивости.....12–18
Болты крепления поворотного кулака к амортизатору.....95–119
Болты крепления поворотного кулака к шаровому шарниру.....44–55
Гайка крепления колеса.....90–120

Проверка работы  сцепления
Перед выполнением любых операций со сцеплением необходимо выполнить несколько контрольных операций, чтобы определить, есть ли неисправность в сцеплении.
При работающем двигателе и включенном тормозе нажмите на педаль сцепления, не доводя ее приблизительно 125 мм до нижнего предела хода педали, и несколько раз переместите рычаг переключения передач назад и вперед. Если передачи переключаются плавно, значит, сцепление работает нормально. Если переключение передач затруднено, значит, сцепление не отводит полностью нажимной диск сцепления и необходимо проверить тягу.
Осмотрите втулки педали сцепления на наличие износа и надежность крепления.

Педаль сцепления
Снятие
Для облегчения доступа снимите накладку панели приборов и воздуховод под панелью приборов.

Элементы крепления педали сцепления
Рис. 9.2. Элементы крепления педали сцепления: 1, 4 – втулки; 2 – болт и гайка; 3 – прокладка; 5 – штифт; 6 – гнездо пружины; 7 – вспомогательная пружина; 8 – педаль сцепления; 9 – накладка педали; 10, 16 –  скобы; 11 – шайба; 12 – плоская шайба; 13 – тяга; 14 – гайка; 15 – вспомогательное седло; 17 – пружинная шайба; 18 – плоская шайба


Снимите зажим и отсоедините верхний конец тяги педали сцепления (рис. 9.2).
Выверните стяжной болт педали и гайку, отсоедините трос сцепления и снимите педаль и сборку тяги из автомобиля.
Установка
Перед установкой обильно смажьте втулку педали и крюк для троса смазочным материалом на литиевой основе.
Правильно расположите педаль, вверните стяжной болт и гайку и подсоедините трос сцепления.
Подсоедините тягу педали.
Проверьте высоту установки и свободный ход педали сцепления, при необходимости отрегулируйте их.
Отрегулируйте длину вспомогательной пружины, поворачивая гайку на тяге, пока расстояние между гнездом пружины и вспомогательным седлом не будет находиться в пределах 335–127 мм.
Установите воздуховод.

Трос привода сцепления
Снятие

Элементы крепления троса привода сцепления
Рис. 9.3. Элементы крепления троса привода сцепления: 1 – контргайка и установочная гайка; 2 – плоская шайба; 3 – ролик; 4 – винт и полоса скобы; 5 – гайки; 6 – прокладка подвески; 7 – трос привода сцепления


В моторном отсеке отверните контргайку, установочную гайку, снимите шайбу с конца троса и достаньте трос из отжимного рычага (рис. 9.3).
Вытяните трос из кронштейна подвески на коробке передач.
Снимите полосу скобы и кронштейн крепления троса. Отверните гайки крепления троса к перегородке моторного отсека.
В салоне автомобиля для облегчения доступа снимите накладку панели приборов и воздуховод под панелью приборов
Отсоедините трос от педали сцепления и извлеките его из автомобиля.
Установка
Перед установкой смажьте поверхности соприкосновения ролика и отжимного рычага.
Вставьте трос через перегородку моторного отсека и подсоедините его к педали сцепления. Навинтите гайки, крепящие трос к перегородке моторного отсека.
Вставьте трос в отжимной рычаг и установите полосу скобы и кронштейн.
Установите шайбу и навинтите установочную гайку и контргайку.
Отрегулируйте зазор педали сцепления.
Установите воздуховод и накладку панели приборов.

Ремонт сцепления
Снятие
Снимите коробку передач.
Пометьте положение нажимного диска на маховике, чтобы при сборке его можно было установить в исходное положение.
Используйте специальный инструмент для выравнивания или ручку отвертки для поддержки диска сцепления в течение снятия нажимного диска.
Используя специальный инструмент или отвертку, за зубья зубчатого венца маховика заблокируйте его от проворачивания.
Постепенно по диагонали ослабьте болты крепления сцепления в сборе, поворачивая каждый болт на пол-оборота до тех пор, пока не прекратится действие пружины и болты могут быть отвинчены вручную.

Расположение элементов сцепления
Рис. 9.4. Расположение элементов сцепления: 1 – коробка передач; 2 – кожух сцепления с нажимным диском; 3 – ведомый диск сцепления; 4 – маховик; 5 – подшипник выключения сцепления


Снимите нажимной диск, поддерживая ведомый диск, чтобы он не выпал (рис. 9.4).
Аккуратно обращайтесь с ведомым диском сцепления, соблюдая меры предосторожности, чтобы не коснуться поверхностей накладок, и отведите его в сторону.

Снятие подшипника выключения сцепления
Рис. 9.5. Снятие подшипника выключения сцепления


Отсоедините возвратную пружину от крюка вилки выключения сцепления, поверните отжимной рычаг и снимите подшипник выключения сцепления (рис. 9.5).
Выверните болт крепления вилки выключения сцепления и снимите вилку и рычаг в сборе.
Визуальная проверка
Электрическим пылесосом или чистой тканью очистите кожух сцепления от пыли. Не используйте сжатый воздух, поскольку вдыхать пыль, содержащую асбест, вредно для здоровья.
Осмотрите нажимной диск на наличие следов повреждения и износа пружины диафрагмы, царапин, задиров или изменение окраски (указывает на перегрев) поверхности, убедитесь в отсутствии следов повреждения или деформации кожуха. Незначительные дефекты поверхности трения могут быть удалены мелкозернистой наждачной бумагой, но нажимной диск надо заменить новым в случае любых сомнений относительно его состояния.
Осмотрите поверхность маховика на наличие неравномерного контакта с ведомым диском сцепления, что указывает на неправильную установку или повреждение диафрагменной пружины сцепления. Проверьте поверхность на наличие пригаров, борозд, трещин или других признаков износа. При необходимости снимите маховик и обработайте его на станке для восстановления поверхности. Полировку поверхности маховика можно выполнить мелкозернистой наждачной бумагой.

Измерение износа фрикционных накладок ведомого диска сцепления
Рис. 9.6. Измерение износа фрикционных накладок ведомого диска сцепления


Осмотрите фрикционные накладки ведомого диска сцепления на наличие загрязнения маслом, смазочным материалом или любым другим веществом и при необходимости замените ведомый диск. Проверьте ведомый диск на износ, измерив расстояние от головки заклепки до поверхности накладки. Замените диск, если износ фрикционных накладок достиг предельного значения, показанного на рис. 9.6.
Осмотрите ведомый диск сцепления на наличие деформации, износа, ослабление заклепок и пружин, повреждение шлицев ступицы. Временно установите ведомый диск сцепления на первичный вал коробки передач и проверьте плавность посадки, отсутствие зазубрин и износа шлицев. Если есть сомнения относительно состояния ведомого диска сцепления, замените его.

Проверка плавности вращения подшипника выключения сцепления
Рис. 9.7. Проверка плавности вращения подшипника выключения сцепления


Проверка скольжения подшипника выключения сцепления на первичном валу коробки передач
Рис. 9.8. Проверка скольжения подшипника выключения сцепления на первичном валу коробки передач


Проверьте подшипник выключения сцепления на наличие износа и убедитесь, что он вращается плавно, без постороннего шума и легко скользит на первичном валу коробки передач (рис. 9.7, 9.8). За исключением случаев очень небольшого пробега автомобиля, рекомендуется замена подшипника на новый каждый раз, когда снимается сцепление.
Осмотрите кожух сцепления, рычаг выключения сцепления и возвратную пружину на наличие износа, трещин, деформаций, повреждений и на усталость металла, заменяя элементы по мере необходимости.

Проверка плавности вращения игольчатого подшипника в торце коленчатого вала
Рис. 9.9. Проверка плавности вращения игольчатого подшипника в торце коленчатого вала


Использование инерционного съемника для снятия игольчатого подшипника
Рис. 9.10. Использование инерционного съемника для снятия игольчатого подшипника


Проверьте игольчатый подшипник в торце коленчатого вала, чтобы убедиться, что он вращается легко и плавно под действием усилия только вашего пальца (рис. 9.9). В случае необходимости замените подшипник, снимая его инерционным съемником и устанавливая новый в отверстие коленчатого вала с помощью оправки или отрезка трубки соответствующего диаметра и молотка (рис. 9.10). Перед установкой смажьте новый подшипник и при установке следите за контрольным расстоянием, приведенным на рис. 9.11.
Установка
При установке новых ведомого диска или нажимного диска сцепления снимите с них антикоррозионную защиту.
При установке ведомого диска следите, чтобы на его фрикционные накладки не попало даже незначительное количество масла. Поэтому перед установкой чистой ветошью протрите привалочную поверхность маховика и поверхность нажимного диска, устанавливайте ведомый диск чистыми руками.
Перед установкой смажьте подшипник выключения сцепления, шлицы первичного вала и шлицы ведомого диска сцепления смазочным материалом на основе пасты Moly. Соблюдайте осторожность, чтобы предотвратить попадание смазочного материала на поверхность трения диска сцепления, маховика и нажимного диска.
Удерживайте ведомый диск сцепления с помощью специального центрирующего инструмента или круглого стержня, установите сцепление в сборе, совмещая отверстия в кожухе сцепления с направляющими штифтами маховика. При повторной установке ранее снятого нажимного диска сцепления проверьте, чтобы нанесенные перед снятием метки совместились.
Затяните болты крепления сцепления так, чтобы ведомый диск сцепления был прижат, но в то же время мог еще передвигаться в стороны.
Используя  специальную оправку или старый первичный вал коробки передач, отцентрируйте диск сцепления относительно маховика.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Если ведомый диск сцепления не отцентрирован, то невозможно будет установить коробку передач.

После центрирования ведомого диска постепенно по диагонали затяните болты крепления кожуха сцепления требуемым моментом.
Извлеките оправку из ведомого диска.
Установите рычаг выключения сцепления, вилку выключения сцепления, пружину и подшипник выключения сцепления.
Установите коробку передач.