6.2.1. Общая информация

Общая информация

Система выпуска ОГ

Система выпуска отработавших газов состоит из выпускных коллекторов, приёмных труб, каталитических преобразователей, глушителей и выпускной трубы.

Системы снижения токсичности отработавших газов

Компоненты систем снижения токсичности ОГ

1 — Вакуумный ресивер
2 — Клапан PCV
3 — VSV системы EVAP
4 — Сервисный штуцер системы EVAP
5 — VSV клапана CCV
6 — Нижний каталитический преобразователь
7 — Каталитический преобразователь ряда цилиндров 1
8 — Каталитический преобразователь ряда цилиндров 2
9 — Линия продувки
10 — Линия подачи воздуха

11 — Датчик давления топливных испарений
12 — Линия системы EVAP
13 — Линия вентиляции
14 — VSV клапана продувки адсорбера
15 — Крышка заливной горловины топливного бака
16 — Заливная горловина топливного бака
17 — Шланг сброса воздуха
18 — Угольный адсорбер
19 — Топливный бак
20 — Клапан отсечки
21 - Контрольный клапан уровня топлива

Схема работы систем снижения токсичности ОГ

1 — Сервисный штуцер системы EVAP
2 — Датчик давления топливных испарений
3 — Линия продувки
4 — VSV системы EVAP
5 — Линия системы EVAP
6 — Линия вентиляции
7 — Угольный адсорбер
8 — Топливный бак
9 — Шланг сброса воздуха
10 — VSV клапана продувки адсорбера

11 — Линия подачи воздуха
12 — VSV клапана CCV
13 — Воздухоочиститель
14 — Лямбда-зонд 1 ряда цилиндров 2 (датчик качества смеси)
15 — Лямбда-зонд 1 ряда цилиндров 1 (датчик качества смеси)
16 — Каталитический преобразователь ряда цилиндров 1
17 — Каталитический преобразователь ряда цилиндров 2
18 — Лямбда-зонд 2
19 - Нижний каталитический преобразователь

Принцип функционирования системы управления двигателем построен таким образом, чтобы получать максимальную отдачу от двигателя при минимальных расходе топлива и содержании токсичных составляющих в ОГ. Система улавливания топливных испарений (EVAP) предотвращает попадание последних из топливного бака в атмосферу. Установлена также система вентиляции картера (PCV).

Система управляемой вентиляции картера (PCV)

Для устранения утечек несгоревших углеводородов в атмосферу двигатель полностью загерметизирован. Газы и пары масла, образующиеся в картере, через сетчатый фильтр попадают во впускной трубопровод и сгорают в цилиндрах вместе с топливом.

Газы удаляются из картера за счёт разницы давления в картере и впускном трубопроводе (давление в картере выше).

Система улавливания топливных испарений (EVAP)

Система EVAP предназначена для снижения выброса в атмосферу несгоревших углеводородов. Заливная горловина топливного бака герметично закрывается крышкой, под топливным баком установлен угольный адсорбер. В нём собираются пары топлива, образующиеся в баке во время стоянки автомобиля, и удерживаются там до тех пор, пока по сигналу блока управления не начнется продувка адсорбера. Во время продувки пары топлива подаются через клапан продувки во впускной трубопровод, где они смешиваются с рабочей смесью и далее сгорают обычным образом в камерах сгорания.

Для обеспечения нормальной работы двигателя на холостых оборотах и во время прогрева блок управления держит клапан закрытым. Таким образом предотвращается попадание несгоревшего топлива в преобразователь (при повышенных оборотах холостого хода смесь переобогащена). После прогрева двигателя клапан начинает открываться и закрываться, подавая пары топлива во впускной тракт.

Каталитический преобразователь и лямбда-зонды

Для снижения количества вредных выбросов в атмосферу в систему выпуска встроены трёхфункциональные каталитические преобразователи. Система управления впрыском топлива имеет обратную связь, в которую включены лямбда-зонды, постоянно информирующие блок управления о составе ОГ. В зависимости от полученных данных, блок управления корректирует качество смеси, подаваемой в камеры сгорания и, таким образом, оптимизирует сгорание топлива.

В лямбда-зонд, установленный за каталитическими преобразователями, встроен нагревательный элемент, включаемый блоком управления через специальное реле. Рабочая поверхность лямбда-зонда чувствительна к изменению содержания кислорода в ОГ. В зависимости от концентрации кислорода меняется выходное напряжение датчика. Если смесь переобогащена (содержание кислорода в отработавших газах очень низкое), лямбда-зонд подаёт сигналы с низким напряжением. Напряжение увеличивается по мере обеднения смеси и увеличения содержания кислорода в газах. Наиболее эффективно преобразователь работает при оптимальном составе горючей смеси (14.7 частей воздуха на 1 часть топлива). При оптимальной концентрации кислорода в ОГ происходит скачок в напряжении на лямбда-зонде. Этот скачок является точкой отсчёта для блока управления при корректировке качества смеси.

Установлено три лямбда-зонда: по одному перед верхними каталитическими преобразователями (эти лямбда-зонды одновременно являются датчиками качества воздушно-топливной смеси) и один за нижним преобразователем. Этим достигается более точное отслеживание состава ОГ.