5.8.3. Узлы и агрегаты системы впрыска

ДАТЧИК СКОРОСТИ ПОТОКА (ВСЕ ДВИГАТЕЛИ, КРОМЕ 6-ЦИЛИНДРОВЫХ)

Датчик смонтирован на корпусе воздушного фильтра. Предназначен для измерения объемного расхода воздуха, подаваемого в цилиндры.

РЕЗЕРВНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ (ВСЕ ДВИГАТЕЛИ, КРОМЕ 6-ЦИЛИНДРОВЫХ)

Предназначена для сохранения некоторых функций блока управления в случае его неисправности и поддержания автомобиля на ходу.

ДАТЧИК ТЕМПЕРАТУРЫ ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ (ВСЕ ДВИГАТЕЛИ, КРОМЕ 6-ЦИЛИНДРОВЫХ)

Датчик ввернут в блок цилиндров под всасывающим коллектором. Сигнал с датчика используется для расчета требуемого состава смеси.

ДАТЧИК ТЕМПЕРАТУРЫ ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ (6-ЦИЛИНДРОВЫЕ ДВИГАТЕЛИ)

Датчик представляет собой терморезистор. При низких температурах охлаждающей жидкости (-40° С) сопротивление датчика составляет 100 Ком, а при температуре 130° С – 70 Ом.

ЕСМ-модуль подает на датчик сигнал 5В и измеряет напряжение с датчика. По разности напряжений определяется температура охлаждающей жидкости. Полученная информация используется для управления воздушным клапаном, системой рециркуляции и др. Если датчик неисправен, то в память ЕСМ-модуля записывается код 14 или 15.

ДАТЧИК УГЛА ПОВОРОТА КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА (ВСЕ ДВИГАТЕЛИ, КРОМЕ 6-ЦИЛИНДРОВЫХ)

Датчик как правило смонтирован внутри распределителя зажигания и предназначен для регистрации скорости вращения двигателя и относительного положения каждого поршня в цилиндре. На основании этих параметров блок ECU рассчитывает угол опережения зажигания.

ДАТЧИКИ УГЛА ПОВОРОТА КОЛЕНЧАТОГО ВАЛА И РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОГО ВАЛА (6-ЦИЛИНДРОВЫЕ ДВИГАТЕЛИ)

Эти датчики смонтированы на блоке цилиндров рядом с коленчатым валом и распределительным валом. Сигнал с этих датчиков поступает через модуль "системы прямого зажигания" (DIS-системы) на ЕСМ-модуль. Этот сигнал используется как реперный для определения скорости вращения двигателя и положения коленчатого вала. В двигателях с такой системой применяется датчик на эффекте Холла. На выводе датчика наводится напряжение при прохождении диска со щелью. Величина этого напряжения однозначно связана с числом оборотов двигателя. Эта связь используется для определения оборотов в модуле зажигания. Модуль зажигания прерывает или замыкает первичную цепь катушки зажигания. На основании сигнала, полученного с датчика Холла модуль зажигания прерывает или замыкает первичную цепь катушки зажигания.

ПРОЦЕССОРНЫЙ БЛОК ECU (ВСЕ ДВИГАТЕЛИ, КРОМЕ 6-ЦИЛИНДРОВЫХ)

Блок смонтирован под панелью приборов. Обеспечивает управление системами зажигания и впрыска. В блок встроены система диагностики, резервная схема управления и система контроля отказов.

БЛОК ЭЛЕКТРОННОГО УПРАВЛЕНИЯ МОМЕНТОМ ЗАЖИГАНИЯ (БЛОК EST) 6-ЦИЛИНДРОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

Этот блок устанавливается на 6-цилиндровых двигателях всех модификаций. Вместо центробежного и вакуумного регуляторов используется 7-контактный распределитель, на котором установлен дополнительный 4-контактный разъем. На модуль ECM подается реперный импульс скорости вращения двигателя и угла поворота коленчатого вала. ECM определяет угол опережения зажигания для данных условий работы двигателя и подает импульс установки момента зажигания на распределитель. Момент установки зажигания меняется на основании сигналов, считываемых с различных датчиков. В модуль ECM встроена резервная схема установки момента зажигания на случай отказа модуля.

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ИСКРООБРАЗОВАНИЕМ (ESC-СИСТЕМА) 6-ЦИЛИНДРОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

Предназначена для уменьшения угла опережения зажигания в условиях детонации. Работает совместно с датчиком детонации.

ДАТЧИК АБСОЛЮТНОГО ДАВЛЕНИЯ ВО ВСАСЫВАЮЩЕМ КОЛЛЕКТОРЕ (МАР-ДАТЧИК) НА 6-ЦИЛИНДРОВЫХ ДВИГАТЕЛЯХ

МАР-датчик измеряет давление во всасывающем коллекторе, которое меняется в зависимости от нагрузки и оборотов двигателя. Измеряемое давление равно разности атмосферного давления и давления в коллекторе. Когда заслонка почти полностью прикрыта, давление в коллекторе низкое (25–35 кПа), при полностью открытой заслонке измеряемое давление повышается (до 100 кПа). Сопротивление датчика, а следовательно и снимаемое напряжение, зависит от давления. Отслеживая напряжение на датчике, модуль ЕСМ управляет количеством впрыскиваемого топлива и моментом зажигания.

При отказе датчика в память записывается код 33 или 34.

ДАТЧИК ТЕМПЕРАТУРЫ ВОЗДУХА ВО ВСАСЫВАЮЩЕМ КОЛЛЕКТОРЕ (МАТ-ДАТЧИК) 6-ЦИЛИНДРОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

МАТ-датчик смонтирован на всасывающем коллекторе и представляет собой терморезистор. При низкой температуре воздуха (-40° С) сопротивление датчика составляет 100 Ком, а при температуре 130° С – 70 Ом.

ЕСМ-модуль подает на датчик сигнал 5В и измеряет напряжение с датчика. По разности напряжений определяется температура воздуха во всасывающем коллекторе. Полученная информация используется для управления количеством впрыскиваемого топлива и моментом зажигания. Если датчик неисправен, то в память записывается код 23 или 25.

РЕЛЕ ДАВЛЕНИЕ МАСЛА 6-ЦИЛИНДРОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

Реле (контактный датчик давления) смонтировано на блоке цилиндров под всасывающим коллектором. На некоторых автомобилях реле давления масла включается параллельно с реле топливного насоса и включает (отключает) насос когда давление масла повышается (понижается) до 28 кПа.

ДАТЧИК КИСЛОРОДА ВСЕХ 4-ЦИЛИНДРОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

Ввернут в выпускной коллектор. Предназначен для измерения содержания кислорода в выхлопных газах.

ДАТЧИК КИСЛОРОДА 6-ЦИЛИНДРОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

Датчик смонтирован в выхлопной трубе. Кислород, содержащийся в выхлопных газах, реагирует с поверхностью датчика. Если смесь обедненная, то сигнал с датчика составляет 100 мВ, при обогащенной смеси – до 900 мВ. В ответ на сигнал с датчика кислорода блок управления автоматически поддерживает состав горючей смеси близкий к стехиометрическому. При разрыве в датчике кислорода записывается код 13. Если напряжение в цепи датчика низкое и не меняется, то записывается код 44. При неизменном повышенном напряжении записывается код 45. Коды 44 и 45 записываются в память при отказах топливной системы.

ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЬ PARK/ NEUTRAL НА 6-ЦИЛИНДРОВЫХ ДВИГАТЕЛЯХ

Переключатель указывает блоку управления на то, что трансмиссия находится в положениях P или N. При этом подаются управляющие сигналы на муфту гидротрансформатора, систему рециркуляции, а также регулируются обороты холостого хода.


Предупреждение

Запрещается езда при отсоединенном переключателе Park/Neutral, в противном случае нарушается регулировка качества смеси на холостом ходу, а в память будет записан код 24, который указывает на неисправность датчика скорости автомобиля (VSS- датчика).


РЕЛЕ ДАВЛЕНИЯ ГИДРОУСИЛИТЕЛЯ (6-ЦИЛИНДРОВЫЕ ДВИГАТЕЛИ)

Предназначено для подачи сигнала на блок управления при повышении давления в контуре гидропривода руля (включение насоса гидроусилителя, поворот руля), в ответ на который повышаются обороты холостого хода.

ДАТЧИК УГЛА ПОВОРОТА ДРОССЕЛЬНОЙ ЗАСЛОНКИ (TPS-ДАТЧИК)

Этот датчик предусмотрен только на 4-цилиндровых двигателях с турбонаддувом и на 6-цилиндровых двигателях.

ДАТЧИК УГЛА ПОВОРОТА ДРОССЕЛЬНОЙ ЗАСЛОНКИ (TPS-ДАТЧИК) (6-ЦИЛИНДРОВЫЕ ДВИГАТЕЛИ)

Датчик смонтирован на оси дроссельной заслонки, напряжение с датчика изменяется под действием привода заслонки. Когда заслонка полностью закрыта, то напряжение с датчика низкое (около 0,5 В), а при полностью открытой заслонке напряжение близко к максимальному (около 5 В). При полностью закрытой заслонке напряжение на датчике не должно превышать 1,25 В. На основании напряжения с датчика дроссельной заслонки блок управления рассчитывает количество впрыскиваемого в двигатель топлива, которое соответствует нажатию на педаль акселератора. К характерным неисправностям датчика относятся нарушение правильного положения, короткое замыкание, ослабление крепления или обрыв. При нарушении положения датчика двигатель неустойчиво работает на холостом ходу, ухудшаются тяговые качества. Обрыв датчика расценивается блоком управления как полное прикрытие заслонки, в результате двигатель работает с перебоями на всех режимах, а в память записывается код 22. При коротком замыкании (это состояние соответствует полностью открытой заслонке) в память записывается код 21. При ослаблении крепления датчика нарушается порядок впрыска топлива, двигатель работает с перебоями на холостом ходу. На некоторых модификациях двигателей указанные неисправности устраняются регулировкой датчика.

ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЬ ДРОССЕЛЬНОЙ ЗАСЛОНКИ (4-ЦИЛИНДРОВЫЕ ДВИГАТЕЛИ)

Переключатель дроссельной заслонки предназначен для определения режима холостого хода, частичного и полного открытия заслонки.

ВАКУУМНЫЙ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬ (4-ЦИЛИНДРОВЫЕ ДВИГАТЕЛИ)

Вакуумный распределитель управляется сигналом, поступающим от процессорного блока, и контролирует давление топлива в соответствии с разрежением во всасывающем коллекторе.

ДАТЧИК СКОРОСТИ АВТОМОБИЛЯ (VSS-ДАТЧИК)

На автомобилях с 4-цилиндровыми двигателями VSS-датчик встроен в спидометр. С этого датчика подаются импульсы на блок управления.

На автомобилях с 6-цилиндровыми двигателями VSS-датчик смонтирован либо на спидометре, либо в картере трансмиссии на редукторе спидометра.

На части автомобилей, оборудованных цифровыми приборами, сигнал скорости формируется постоянным магнитом, который смонтирован на валу трансмиссии. Сигнал с магнитного датчика управляет шаговым двигателем, который в свою очередь вращает барабан счетчика пройденного пути. При отказе датчика в память записывается код 24.