1.6. Диагностика неисправностей узлов и систем автомобиля

Владельцы автомобилей, выполняющие процедуры текущего обслуживания транспортного средства согласно приведенного в Главе Текущее обслуживание графика крайне редко вынуждены будут обращаться к материалам данного раздела. Надежность узлов и компонентов, устанавливаемых на современные автомобили настолько высока, что при своевременном выполнении замены изношенных и вышедших из строя в результате старения материалов деталей вероятность внезапного их отказа крайне мала. Отказы редко происходят спонтанно и обычно являются следствием иногда продолжительного развития дефекта. В частности, выходу из строя механических компонентов практически всегда предшествует возникновение и развитие характерных симптомов, проявляющихся порой за много тысяч километров пробега до отказа. Те же компоненты, которые могут выйти из строя неожиданно, обычно не являются жизненно важными для функционирования основных узлов и систем автомобиля, либо легко заменяются в дорожных условиях.

Основополагающим шагом при выявлении причин любого отказа является выбор точки начала поисков. Часто причина оказывается лежащей на поверхности, однако в некоторых случаях приходится потрудиться, проводя небольшое расследование. Автолюбитель, произведший полдюжины случайных проверок, замен и исправлений вполне имеет шанс обнаружить причину отказа (или его симптом), однако такой подход никак нельзя назвать разумным, ввиду его трудоемкости и бесцельности затрат времени и средств. Гораздо эффективнее оказывается спокойный логический подход к поиску вышедшего из строя узла или компонента. Обязательно следует принять во внимание все предшествовавшие поломке, иногда незначительные, симптомы и настораживающие сигналы, такие как потеря развиваемой двигателем мощности, изменение показаний измерителей, возникновение необычных звуков и запахов, и т.п. Не забывайте, что выход из строя таких компонентов, как предохранители или свечи зажигания могут являться лишь симптомом более глубоко скрытого нарушения.

Ниже в данном подразделе приведена достаточно простая схема диагностики наиболее часто встречающихся отказов. Причины нарушений и их симптомы сгруппированы по признаку отношения к функционированию какого-либо конкретного агрегата или системы: «Двигатель», «Система охлаждения» и т.д. В скобках приводятся ссылки на соответствующие Главы и разделы Руководства, имеющие отношение к функционированию подозреваемых в неисправности компонентов.

Вне зависимости от природы отказа в основу расследования его причины всегда кладутся одинаковые базовые принципы:

Удостоверьтесь в правильности определения симптомов отказа. Сказанное означает уверенность в определении границ района поисков, что особенно важно при помощи в диагностике отказа другому автолюбителю, который не может адекватно изложить симптомы имеющего место нарушения.

Старайтесь не проглядеть очевидные нарушения. Например, если двигатель не запускается, не стесняйтесь проверить наличие топлива в бензобаке (при этом не следует принимать на веру утверждения владельца неисправного автомобиля). В случае отказа электрооборудования в первую очередь следует проверить состояние и надежность крепления клеммных соединений электропроводки, лишь после этого имеет смысл доставать диагностические приборы.

Старайтесь устранить причину отказа, а не его симптом. Замена разряженной батареи новой поможет произвести запуск двигателя, однако имеющая место причина разрядки старой батареи останется неустраненной, что приведет к быстрому выходу из строя и новой. Также замена забросанных маслом свечей зажигания позволит восстановить на некоторое время исправность функционирования двигателя, однако отказ непременно вскоре повторится (если причина лежала не просто в применении свечей не того типа).

Не принимайте на веру никакие утверждения. Помните, что «новый» компонент также может оказаться неисправным, в особенности если он долгое время пролежал в багажнике — не следует исключать компонент из списка проверяемых лишь по той причине, что он является новым или недавно установлен. В случае пренебрежения выполнением данной рекомендации не следует удивляться, когда выявленная, наконец, причина отказа окажется лежавшей на поверхности с самого начала.


Диагностика отказов и причин снижения эффективности отдачи двигателя


Двигатель не проворачивается при попытке его запуска


Двигатель проворачивается, но не запускается


Затруднен запуск холодного двигателя


Затруднен запуск горячего двигателя


Ввод стартера в зацепление затруднен, либо сопровождается посторонними шумами


Двигатель запускается, но сразу глохнет


За время парковки под двигателем образуются потеки масла


Нарушена стабильность оборотов холостого хода


Имеют место пропуски зажигания на холостых оборотах


Пропуски зажигания имеют место при движении на передаче


Чрезмерно высоки обороты холостого хода


Батарея не «держит» заряд


Контрольная лампа зажигания/ заряда продолжает гореть при работающем двигателе


Контрольная лампа зажигания/ заряда не загорается при повороте ключа в положение ON


Имеют место пропуски зажигания во время движения


Стабильность оборотов двигателя нарушается во время акселерации


Двигатель работает рывками при удерживаемой неподвижно педали акселератора


Двигатель самопроизвольно глохнет


Упала развиваемая двигателем мощность


Происходят «выстрелы» в выпускном тракте


Двигатель работает рывками при удерживаемой неподвижно педали акселератора


Во время акселерации или при повышении нагрузки на двигатель возникают стуки, вызываемые слишком ранним зажиганием или детонацией


Двигатель продолжает работать после выключения зажигания (дизель-эффект)


Имеет место падение давления двигательного масла


Чрезмерен расход двигательного масла


Чрезмерен расход топлива


Имеют место утечки топлива (в салоне и вблизи автомобиля отчетливо пахнет бензином)


Различного рода шумы, возникающие при работе двигателя

В некоторых случаях устранению стука помогает заправка двигателя маслом с более высоким компонентом вязкости.


Диагностика неисправностей системы охлаждения


Имеет место перегрев двигателя


Имеет место переохлаждение


Имеют место внешние утечки охлаждающей жидкости


Имеют место внутренние утечки охлаждающей жидкости

Наличие внутренних утечек подтверждается присутствием охлаждающей жидкости в двигательном масле, вызывающим эмульгирование последнего.


Имеют место потери охлаждающей жидкости


Нарушена циркуляция охлаждающей жидкости


Имеет место развитие коррозии


Диагностика неисправностей АТ

Ввиду сложности конструкции АТ среднестатистическому механику-любителю будет затруднительно достаточно точно провести диагностику ее отказов и восстановительный ремонт. В случае возникновения проблем, отличных от перечисленных ниже, владельцу автомобиля следует обратиться за помощью к специалистам автосервиса. Не следует также спешить с демонтажем неисправной трансмиссии, так как многие ее проверки производятся in situ (на штатном месте).


Утечки ATF

ATF обычно отличается темно-красным цветом. Не следует путать следы ее утечек с таковыми от двигательного масла (последние могут сноситься на картер трансмиссии набегающим потоком воздуха).

Для выявления источника утечки, прежде всего, следует очистить картер трансмиссии и окружающие его поверхности от грязи и смазки. Воспользуйтесь качественным обезжиривателем или выполните паровую чистку агрегата. Совершите на автомобиле короткую поездку с невысокой скоростью движения (чтобы следы имеющей место утечки не сносились далеко от ее источника). Поддомкратьте автомобиль и установите его на подпорки. Осмотрите картер трансмиссии, визуально выявляя источники утечки ATF.

Наиболее часто в качестве таковых выступают:


ATF имеет коричневый цвет или пахнет гарью


Не происходит автоматического переключения трансмиссии на пониженную передачу при полном выжимании педали газа


Двигатель запускается в положении трансмиссии, отличном от «Р или «N»


Трансмиссия «соскакивает» с выбранного положения, переключается с трудом или с шумом, либо не обеспечивает поступательное движение автомобиля вперед или назад

Существует множество возможных причин перечисленных отказов, однако в сферу компетенции среднестатистического механика-любителя попадает лишь одна из них - нарушение уровня ATF. Проверьте, в случае необходимости произведите корректировку уровня/ замену жидкости и фильтра, параллельно проверьте состояние ATF. Во всех остальных случаях автомобиль следует отогнать для диагностики и восстановительного ремонта/ замены трансмиссии на станцию техобслуживания.


Диагностика неисправностей карданного вала


Имеют место утечки в передней части карданного вала


При включении передачи (в момент появления нагрузки) возникает стук


Имеют место вибрации

В первую очередь проверьте балансировку колес и давление накачки шин.


Имеет место скребущий звук


Имеет место вой или свист


Диагностика неисправностей заднего моста и главной передачи


Имеет место посторонний шум, одинаковый при движении на передаче и накатом


Имеет место стук, возникающий при трогании с места или при переключении передач


Посторонние звуки возникают во время совершения поворотов


Имеют место вибрации


Имеют место утечки масла


Диагностика неисправностей раздаточной коробки


Шестерни выскакивают из зацепления


Затруднено переключение режимов


Имеют место посторонние шумы


Диагностика неисправностей тормозной системы

Прежде чем прийти к заключению об отказе тормозной системы, проверьте состояние и давление накачки шин, равномерность загрузки автомобиля и углы установки передних колес.


При торможении нарушается курсовая устойчивость автомобиля


Во время торможения возникают посторонние шумы (скрежет или высокочастотный визг)


Чрезмерно велик ход тормозной педали


Имеет место мягкость хода тормозной педали при ее выжимании


Для остановки автомобиля требуется прикладывание чрезмерно большого усилия к тормозной педали

См. причины, перечисленные в предыдущем подразделе, плюс следующие:


Педаль ножного тормоза проваливается до пола без сопротивления


Во время торможения возникают пульсации педали ножного тормоза


Имеют место пульсации педали тормоза во время резкого торможения


Во время торможения возникает вибрация, передаваемая на тормозную педаль или рулевое колесо


Тормоза «прихвачены» (снижена эффективность отдачи двигателя, колеса чрезмерно разогреваются во время движения)


Задние колеса блокируются при нормальном торможении


Задние колеса блокируются при экстренном торможении


Стояночный тормоз не удерживает автомобиль должным образом


Диагностика неисправностей подвески и рулевого управления

Прежде чем приступать к проверкам компонентов подвески и рулевого привода удостоверьтесь, что причиной нарушения не является неправильная накачка шин, установка шин различного типоразмера, нарушение балансировки колес, или «прихватывание» тормозов.


Нарушена курсовая устойчивость автомобиля


Имеет место люфт колес и повышенная вибрация автомобиля


Во время совершения поворотов и при торможении происходит «галопирование» и/или раскачивание автомобиля


Имеет место рыскание или общая курсовая неустойчивость автомобиля


Чрезмерно туго поворачивается рулевое колесо


Чрезмерен люфт рулевого колеса


Отсутствует гидравлическое усиление


Нарушена исправность возврата рулевого колеса в прямолинейное положение


Рулевое колесо вращается в разные стороны с различным сопротивлением


Рулевой насос работает с повышенным шумом


Имеют место посторонние шумы, исходящие из передней части автомобиля


Во время торможения ухудшается управляемость автомобиля


Автомобиль чрезмерно просел


Имеет место скрежет или другие посторонние шумы, издаваемые рулевым механизмом


Имеет место чрезмерный износ шин


Повышенный износ внутренней или наружной части протектора


Чешуйчатый износ (обтрепывание) протектора


Износ центральной части протектора


Износ внутренних и наружных краев протектора


Неравномерный износ протектора