4.1.10. Снятие, проверка состояния и установка газораспределительного ремня и зубчатых колес привода ГРМ

Снятие

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

1. Отсоедините отрицательный провод от батареи.

Если установленная на автомобиле стереосистема оборудована охранным кодом, прежде чем отсоединять батарею удостоверьтесь в том, что располагаете правильной комбинацией для ввода аудиосистемы в действие!


2. Подоприте задние колеса противооткатными башмаками и прочно взведите стояночный тормоз.
3. Ослабьте гайки крепления передних колес, затем поддомкратьте передок автомобиля и установите его на подпорки (см. Главу Текущее обслуживание).
4. Снимите передние колеса и защиту картера двигателя.
5. Подоприте домкратом силовой агрегат (с целью распределения нагрузки проложите между головкой домкрата и поддоном картера двигателя деревянный брусок).
6. Снимите кронштейн верхней опоры двигателя (см. Проверка состояния и замена опор подвески силового агрегата).
7. Выверните свечи зажигания и снимите приводные ремни (см. Текущее обслуживание ).
8. Отболтите рулевой насос и сдвиньте его в сторону, не рассоединяя гидравлические линии (см. Главу Подвеска и рулевое управление).
9. Извлеките щуп измерения двигательного масла.
10. Приведите поршень первого цилиндра в положение ВМТ конца такта сжатия (см. Приведение поршня первого цилиндра в положение верхней мертвой точки (ВМТ)).

Коленчатый вал следует проворачивать только в нормальном направлении (против часовой стрелки) – невыполнение данного требования приведет к нарушению регулировок газораспределительного ремня.


11. Снимите верхнюю крышку ремня привода ГРМ (см. сопроводительную иллюстрацию).

12. Снимите с передней части двигателя промежуточный ролик с кронштейном.

13. При помощи цепного или ленточного ключа заблокируйте шкив коленчатоговала от проворачивания, затем торцевым ключом ослабьте болт крепления шкива (см. сопроводительную иллюстрацию).

14. Снимите шкив с цапфы коленчатого вала.
15. Снимите с передней части двигателя направляющую трубку измерительного щупа.
16. Снимите нижнюю крышку газораспределительного ремня.

17. Если старый ремень находится в исправном состоянии и будет устанавливаться на место, пометьте мелом или белой краской направление его вращения и положение относительно зубчатых колес валов (см. сопроводительную иллюстрацию).

18. Ослабьте болт крепления натяжителя газораспределительного ремня (см. сопроводительную иллюстрацию). Отжав натяжитель, ослабьте ремень, затем вновь затяните болт. Снимите датчик флуктуаций коленчатого вала (см. там же), затем скиньте ремень с зубчатых колес. Если снятие ремня производится с целью выполнения замены сальника коленчатого вала, скиньте с цапфы последнего зубчатое колесо и внутреннюю направляющую ремня (см. Замена переднего сальника коленчатого вала).

19. Если имеется необходимость в снятии распределительного вала, либо замене его сальника, проденьте большую отвертку сквозь отверстие в зубчатом колесе вала с целью блокировки его от проворачивания, затем торцевым ключом ослабьте крепежный болт и снимите колесо. Извлеките из цапфы распределительного вала сегментную шпонку.

Проверка

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

1. Вручную проверьте свободу вращения ролика натяжителя, затем подергайте его из стороны в сторону, проверяя на наличие люфта в подшипнике (см. сопроводительную иллюстрацию). Дефектный ролик подлежит замене.

2. Внимательно осмотрите газораспределительный ремень с обеих сторон, проверяя его на наличие признаков износа (особенно упорных стенок зубьев), трещин, порезов, потертостей и следов замасливания (см. сопроводительную иллюстрацию). Дефектный ремень подлежит обязательной замене.


Если только пробег двигателя не очень мал, замену ремня рекомендуется производить вне зависимости от его состояния. Ни в коем случае не устанавливайте на двигатель старый ремень, не будучи на все сто процентов уверены в исправности его состояния.

Установка

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

1. Если снимали, установите на место зубчатые колеса валов (не забудьте про сегментную шпонку колеса распределительного вала и внутреннюю направляющую ремня на коленчатом вале). Затяните болт крепления зубчатого колеса распределительного вала с требуемым усилием (см. Спецификации).

2. Перед установкой ремня удостоверьтесь, что зубчатое колесо распределительного вала установлено меткой в виде точки, либо литер "UP" вверх. Две установочных метки должны оказаться в плоскости поверхности головки цилиндров (см. сопроводительную иллюстрацию).

3. Временно установите на место и закрепите болтом шкив коленчатого вала, затем проверните вал (если он был сбит) так, чтобы установочная метка на его зубчатом колесе совместилась с ответным указателем на корпусе масляного насоса (см. сопроводительную иллюстрацию).

4. Плотно наденьте ремень на зубчатое колесо коленчатого вала, затем проведите его под роликом натяжителя и вокруг зубчатых колес водяного насоса и распределительного вала (см. сопроводительную иллюстрацию).

5. Ослабьте болт натяжителя, обеспечив натяжение ремня, затем временно затяните болт.
6. Аккуратно проверните коленчатый вал шесть раз в направлении против часовой стрелки, затем удостоверьтесь в правильности расположения установочных меток зубчатого колеса распределительного вала. Если коленчатый вал проворачивается с рывками, либо заклинивается, не следует прилагать силу, так как это может привести к повреждению клапанов при ударе их о днища поршней (если сбита регулировка). Снимите ремень и повторите процедуру, уделяя особое внимание совмещению установочных меток.
7. Для регулировки усилия натяжения ремня ослабьте на пол-оборота (180°) болт натяжителя и проверните коленчатый вал в направлении против часовой стрелки на три зубца за положение ВМТ. Теперь затяните болт с требуемым усилием.
8. Установите на место все снимавшиеся в процессе демонтажа компоненты.
9. Отрегулируйте усилия натяжения приводных ремней (см. Главу Текущее обслуживание).
10. Запустите двигатель и проверьте исправность его функционирования.