2.11. Неисправности двигателя

Осмотр двигателя
Выполните следующее:
- осмотрите двигатель сверху и снизу;
- незначительные утечки масла не должны вызывать опасений;
- появление масляных пятен под автомобилем во время стоянки является признаком нарушения герметичности уплотнений;
- периодически очищайте двигатель средством для чистки двигателей;
- совершите пробную поездку протяженностью несколько километров и проверьте, где выступает масло.
Возможные места утечек
Места, где может протекать масло:
- уплотнение коленчатого вала и распределительного вала;
- уплотнения в крышке головки блока цилиндров;
- прокладка головки блока цилиндров;
- переключатель давления масла;
- уплотнение масляного фильтра;
- уплотнение масляного поддона;
- задний сальник коленчатого вала (в соединении двигатель/ картер коробки передач).
Повреждения подшипников
Появление стуков в моторном отсеке, усиливающихся по мере разогрева масла, является следствием повреждения подшипников. Причинами этого могут быть:
- вода в моторном масле как следствие поврежденной прокладки головки блока цилиндров;
- недостаточная смазка из-за слишком низкого уровня масла;
- слишком высокие обороты на холодном двигателе (высокая вязкость масла).
Чаще всегда из строя выходят шатунные подшипники, реже — коренные подшипники коленчатого вала. При выходе подшипника из строя требуется серьезный ремонт двигателя. Но если вы вовремя определите поврежденный шатунный подшипник, когда шейка коленчатого вала еще не получила повреждений, то достаточно заменить его вкладыши.
Определение вышедшего из строя подшипника
В процессе этой работы все цилиндры по очереди ненадолго «отключаются».

        Предупреждение
Соблюдайте правила безопасности при работе с электронными системами зажигания, находящимися под высоким напряжением. Кроме того, двигатель не должен работать со снятыми наконечниками свечей зажигания во избежание повреждений управляющего устройства.

Необходимо выполнить следующее:
- выключите зажигание;
- снимите один наконечник свечи. Вместо свечи зажигания вставьте в свободный наконечник гвоздь, отвертку или резервную свечу. Прочно прижмите эту вспомогательную конструкцию к «массе», лучше всего зажать ее через кабель аварийного подключения стартера к вспомогательной аккумуляторной батарее;
- попросите помощника пустить двигатель и вывести его на высокие обороты;
- если стук при снятом наконечнике ослабевает, то этому цилиндру соответствует неисправный подшипник;
- выключите зажигание, наденьте наконечник свечи и проверьте следующий цилиндр тем же способом.
Если нет возможности отбуксировать автомобиль, вы можете доехать с поврежденным подшипником на очень малых оборотах до СТОА или к месту парковки:
- выключите зажигание;
- отключите цилиндр, соответствующий поврежденному подшипнику;
- выверните свечу зажигания;
- вследствие этого снизится нагрузка на подшипник через поршень, находящийся под давлением;
- чтобы избежать повреждений управляющего блока, высоковольтный провод от неисправного цилиндра должен быть подключен на «массу»:
- снимите наконечник с провода;
- прочно соедините оголенный конец кабеля с «массой». Высоковольтный провод не должен висеть свободно в воздухе при работающем двигателе;
- на оставшихся цилиндрах вы не сможете больше набирать привычную скорость движения. Двигатель должен работать максимум на средних частотах вращения.

        Примечание
При работающем двигателе и снятой свече зажигания воздух, всасываемый и снова выталкиваемый через свечное отверстие поршнем, вызывает свистящий шум. Он не должен раздражать вас.

Замена подшипников шатуна
Для этого ремонта вам потребуются шатунные вкладыши — номинального размера или ремонтные, если двигатель уже однажды ремонтировался.
Обкатка двигателя
Во время первой 1 000 км детали двигателя (поршни и цилиндры; подшипники скольжения и валы) должны приработаться. В это время не давайте двигателю высоких нагрузок:
- не давайте «полный газ»; при автоматической коробке передач избегайте положения максимального и резкого нажатия на педаль акселератора.
- устанавливайте средние обороты только при теплом двигателе; при холодном двигателе раньше переключайте передачу;
- при пробеге 1000–1500 км постепенно выводите автомобиль на максимальную скорость, а двигатель на максимально допустимые обороты.
Номинальная и максимальная частота вращения
Двигатель внутреннего сгорания отдает максимальную мощность при номинальной частоте вращения. Попытки превысить эту частоту не повышают мощности. Высокие обороты дают преимущество исключительно при обгоне.