6. Нейтрализация отработавших газов

6.1. Нейтрализация отработавших газов бензиновых двигателей
6.2. Система рециркуляции отработавших газов (AGR)



При сгорании топлива в двигателе образуются отработавшие газы. Их состав разнообразен.
Оксид углерода (СО). В закрытых помещениях ядовит, на воздухе, соединяясь с кислородом, образует неопасный углекислый газ. Измеряется на автомобилях с бензиновым двигателем при проверке токсичности отработавших газов. Снижение содержания СО достигается управлением параметрами впрыска топлива и опережения зажигания, а также равномерным распределением рабочей смеси в камере сгорания.
Углеводороды (CH). Несгоревшие частицы топлива. Их содержание зависит от конструкции двигателя (постоянная величина). Кроме того, очень богатая или обедненная смесь повышают их выброс. Вместе с угарным газом способствуют образованию смога.
Оксиды азота (Nox или NO). Образуются при высокой температуре сгорания. При высокой концентрации раздражают органы дыхания. При взаимодействии с водой образуется азотная кислота (кислотные дожди).
Сернистый газ (SO2). Образуется в незначительных количествах на дизельных двигателях. Причина — содержащиеся в дизельном топливе компоненты серы. Под воздействием света возникает серная кислота или сернистая кислота.
Кроме того, из одного литра топлива получается примерно 0,9 л воды, которая незаметно из-за высокой теплоты сгорания удаляется через систему выпуска. Зимой после пуска холодного двигателя автомобиля можно часто наблюдать появляющиеся из выхлопной трубы белый дым — образование конденсата.