4.3. Работа гидравлических компенсаторов зазоров

Схема работы гидрокомпенсаторов тепловых зазоров клапанов

 

1. КУЛАЧОК РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОГО ВАЛА
2. ГОЛОВКА БЛОКА ЦИЛИНДРОВ
3. СТЕРЖЕНЬ КЛАПАНА
4. МАСЛЯНЫЙ КАНАЛ
5. ТОЛКАТЕЛЬ С ГИДРОКОМПЕНСАТОРОМ
6. ПЛУНЖЕР
7. ГИЛЬЗА
8. ОБРАТНЫЙ КЛАПАН
9. ПРУЖИНА ОБРАТНОГО КЛАПАНА
10. СТАКАН ОБРАТНОГО КЛАПАНА
11. ПРУЖИНА ПЛУНЖЕРА
12. ПОЛОСТЬ А
13. ПОЛОСТЬ Б
14. НАПРАВЛЕНИЕ ВРАЩЕНИЯ ВАЛА
15. ПОТОК МАСЛА

Гидравлические компенсаторы обеспечивают практически беззазорные сопряжения деталей привода клапанов. Компенсатор зазора встроен в толкатель клапана и расположен между наконечником стержня клапана и днищем толкателя. К гидрокомпенсаторам подводится масло из смазочной системы двигателя.

Компенсатор работает следующим образом (см. рис. Схема работы гидрокомпенсаторов тепловых зазоров клапанов).

1) В закрытом положении клапана толкатель 5 и гильза 7 прижимаются соответственно к кулачку 1 распредвала и наконечнику стержня 3 клапана усилием пружины 11. Давление масла в полостях А и Б одинаково, обратный клапан 8 прижат к седлу пружиной 9. Зазор между клапаном и кулачком распредвала отсутствует.

2) При набегании кулачка 1 на толкатель 5 последний воздействует на плунжер 6. Перемещение плунжера 6 в гильзе 7 приводит к росту давления в запертой полости Б. Под действием высокого давления происходят небольшие утечки масла через радиальный зазор между гильзой 7 и плунжером 6. Поскольку время воздействия кулачка на клапан мало, эти утечки практически не сказываются на синхронном движении толкателя 5 и гильзы 7. Эти детали, двигаясь как одно целое, открывают клапан.

3) В фазе закрытия клапана давление в полости Б становится ниже давления в полости А которая подпитывается маслом из смазочной системы. Обратный клапан 8 открывается и пропускает масло в полость Б для восстановления беззазорного сопряжения деталей привода клапана.