20.5. Работа системы кондиционирования воздуха

Компрессор

Компрессор имеет отключаемый ременный привод от коленчатого вала двигателя. В шкив компрессора встроено фрикционное сцепление с электромагнитным включением. Когда сцепление выключено, вал компрессора не вращается. При включении сцепления по обмотке электромагнита проходит ток и электромагнитные силы прижимают ведомый диск сцепления к вращающемуся шкиву. Вал компрессора начинает вращаться заодно со шкивом.

При работе компрессор сжимает пары хладагента, которые подводятся к нему по трубопроводу из испарителя. На выходе из компрессора давление и температура паров возрастают. Для смазки узлов трения компрессора служит холодильное масло, которое поступает в компрессор в смеси с парами хладагента.

Редукционный клапан

Компрессор снабжен редукционным клапаном, который выполняет защитную функцию. В некоторых случаях давление на выходе компрессора может достигнуть предельно допустимого значения. Для исключения повреждения системы КВ редукционный клапан отрегулирован на предельное давление 3140-3623 кПа при использовании в системе хладагента R-12 и 3171-4137 кПа при использовании хладагента R-134а. Если редукционный клапан сработал, необходимо устранить причины чрезмерного повышения давления (отказ выключателя высокого давления, отказ электрического вентилятора и т. п.) и при необходимости заменить хладагент и холодильное масло.

Теплообменник конденсатора

Теплообменник конденсатора расположен перед радиатором системы охлаждения двигателя и предназначен для быстрого охлаждения и конденсации сжатых компрессором до высокого давления паров хладагента в жидкость. Охлаждение обеспечивается за счет теплопередачи в воздух, омывающий змеевик теплообменни ка с развитым оребрением.

Дроссельный патрубок


Пластиковый дроссельный патрубок с дроссельным отверстием и сетчатым фильтром встроен в трубопровод, подводящий жидкий хладагент к теплообменнику испарителя. Дроссель обеспечивает ограниче ние расхода жидкого хладагента и снижение давления на входе в испаритель. Дроссельный патрубок и дроссель защищены от засорения с помощью сетчатых фильтров, расположенных на входе и выходе патрубка. Дроссельный патрубок заменяется только в сборе. После остановки двигателя (при включенной системе KB) жидкий хладагент продолжает некоторое время (до выравнивания давлений) течь через дроссельный патрубок из зоны повышенного давления в зону низкого давления. Течение жидкости сопровождается характерные шипящим звуком, который слышен в течение 30–60 с после выключения двигателя. Это вполне нормально.

Теплообменник испарителя

Испаритель предназначен для охлаждения и уменьшения влажности воздуха, поступающего в салон автомобиля. После прохождения жидкого хладагента через дроссель давление уменьшается и хладагент попадает в теплообменник испарителя. Охлаждение воздуха, омывающего развитую оребренную поверхность испарителя, обеспечивается за счет теплопередачи от воздуха к хладагенту, который переходит в газообразное состояние с поглощением тепла. При охлаждении воздуха на холодных трубках и ребрах испарителя одновременно происходит конденсация содержащихся в воздухе паров воды. При включенном кондиционере конденсированная влага стекает с испарителя.

Ресивер

Устройство ресивера

А ВЫХОДНОЙ ШТУЦЕР
В. ВХОДНОЕ ОТВЕРСТИЕ ЗАБОРНОЙ ТРУБКИ
С. ВХОДНОЙ ШТУЦЕР
D. ОТРАЖАТЕЛЬ
Е. ЗАБОРНАЯ ТРУБКА
F. ЕМКОСТЬ С ПОГЛОТИТЕЛЕМ ПАРОВ ВОДЫ
G. ФИЛЬТР
Н. РАСПОЛОЖЕНИЕ ОТВЕРСТИЯ В ЗАБОРНОЙ ТРУБКЕ ДЛЯ ПОДВОДА МАСЛА
Герметичный ресивер подключен к выходному трубопроводу испарителя. В ресивер поступает газообразный хладагент с примесью небольшого количества жидкой фракции хладагента и капель холодильного масла. В нижней части ресивера расположена емкость с поглотителем паров воды, который предохраняет систему от попадания воды. В нижней части заборной трубки выполнено небольшое отверстие для смешения паров хладагента с холодильным маслом и обеспечения циркуляции масла в системе. В верхней части корпуса ресивера расположены штуцеры для присоединения трубопроводов. Аналогичный штуцер может быть использован для установки выключателя разгрузки компрессора. Замену выключателя можно производить без разрядки системы КВ. Ресивер ремонту не подлежит и заменяется только в сборе.

Теплообменник отопителя

Теплообменник предназначен для повышения температуры воздуха, поступающего в салон автомобиля. Нагрев атмосферного воздуха осуществляется за счет тепла охлаждающей жидкости двигателя, циркулиру ющей по трубкам теплообменника отопите ля. Интенсивный теплообмен между горячей охлаждающей жидкостью и холодным воздухом обеспечивается развитой наружной поверхностью оребренных трубок.