1.10. Подготовка автомобиля к техосмотру

Общая информация

Данный раздел составлен с целью помочь владельцу автомобиля должным образом подготовиться к прохождению технического осмотра транспортного средства. Естественно, произвести все проверки по профессиональным стандартам не представляется возможным, однако последовательное и полное выполнение описываемых ниже процедур позволит владельцу автомобиля выявить дефекты и отклонения, способные привести к отказу в освидетельствовании технической комиссией ГИБДД.

При выявлении узла или компонента, находящегося на грани отказа владелец автомобиля оставляет на свое усмотрение решение вопроса о необходимости внесения соответствующего исправления. В основу такого решения обычно кладется общее состояние автомобиля. Если транспортное средство представляется к осмотру чисто вымытым и хорошо ухоженным, проверяющий может закрыть глаза на наличие незначительных отклонений и близкий к границе износ определенных компонентов. В то же время, технический инспектор опытным глазом всегда может определить нерадивое отношение владельца к своему автомобилю и учесть это как отягчающий фактор.

Следует учесть, что предоставляемый вниманию читателя список проверок и регулировок является полным лишь на момент составления настоящего Руководства. Принятые в более позднее время нормы и требования не могли быть учтены авторами.

Заметим также, что для полного и качественного выполнения многих из перечисленных ниже процедур потребуется помощь ассистента.

Полный перечень проверок можно условно разбить на несколько групп, которые правильно будет озаглавить следующим образом:
1. Проверки, производимые с водительского места ;
2. Проверки, выполняемые на стоящем на земле автомобиле;
3. Проверки, проводимые на автомобиле, колеса которого оторваны от земли и свободно проворачиваются;
4. Анализ состава отработавших газов.

Проверки, производимые с водительского места

Стояночный тормоз


 • Проверьте исправность функционирования стояночного тормоза. Чрезмерный ход рычага управления (слишком много щелчков) указывает на необходимость выполнения регулировки приводного троса.
 • Удостоверьтесь, что при легком постукивании по рычагу управления не происходит самопроизвольного отпускания стояночного тормоза.

Ножной тормоз

• Выжмите педаль ножного тормоза до упора и удостоверьтесь, что она не продолжает медленно проваливаться до пола. В противном случае следует проверить состояние ГТЦ. Отпустите педаль, обождите несколько секунд и вновь выжмите ее. Если заметное сопротивление выжиманию возникает лишь, когда педаль опустилась почти до пола, следует произвести регулировку или ремонт тормозов. Мягкий ход педали тормоза говорит о попадании воздуха в гидравлический тракт. В этом случае гидравлическая система должна быть прокачана.

• Проверьте исправность состояния и надежность крепления тормозной педали. Также удостоверьтесь в отсутствии подтеков жидкости под педалью на коврике или панели пола. Наличие влаги под педалью говорит о неисправности ГТЦ.
• Проверьте исправность функционирования вакуумного усилителя тормозов (при соответствующей комплектации автомобиля), для чего несколько раз надавите на педаль тормоза, затем выжмите ее до упора и запустите двигатель. Если вакуумный усилитель в порядке, педаль после запуска двигателя заметно провалится вниз, в противном случае проверьте состояние вакуумного шланга и собственно блока вакуумного усилителя.

Рулевое колесо и колонка

• Проверьте состояние и прочность крепления ступицы, спиц и обода рулевого колеса.
• Подергайте рулевое колесо из стороны в сторону и вверх-вниз. Наличие заметного люфта говорит об износе компонентов, либо отпускании крепежной гайки. Продолжайте дергать рулевое колесо как раньше, одновременно слегка поворачивая его вправо-влево.
• Удостоверьтесь в надежности крепления рулевого колеса на валу колонки и в отсутствии чрезмерного люфта, указывающего на износ упорных подшипников или муфт рулевой колонки.

Ветровое стекло и зеркала заднего вида

• Ветровое стекло должно быть свободно от трещин и прочих повреждений, ограничивающих водителю сектор обзора. Допустимо наличие лишь мелких каверн, оставленных ударами вылетевшего из-под колес щебня. Зеркала заднего вида должны быть надежно закреплены и также свободны от трещин, кроме того должен исправно работать механизм их регулировки.

Сиденья и ремни безопасности

Перечисленные ниже проверки относятся как к передним, так и к задним ремням безопасности.


• Проверьте тканевую структуру ремня на отсутствие порезов, сильных потертостей и прочих повреждений. Осматривайте ремни по всей их длине, не забудьте про задние, если они предусмотрены. Проверьте исправность срабатывания пряжек ремней, - они должны свободно застегиваться и не менее свободно расстегиваться, обеспечивая при этом надежную фиксацию в защелкнутом состоянии. В случае применения ремней инерционного типа удостоверьтесь в исправности функционирования возвратного механизма. Проверьте состояние всех анкерных опор ремней безопасности, доступ к которым возможен из салона автомобиля.

• Передние сиденья должны быть надежно закреплены на салазках, а их спинки - прочно фиксироваться в вертикальном положении.

Двери

• Обе передние двери должны беспрепятственно открываться и закрываться как снаружи, так и изнутри автомобиля. Защелки замков должны надежно фиксировать двери в закрытом положении.

Проверки, выполняемые без отрыва колес от земли

Идентификационные номера и знаки автомобиля

• Номерные знаки должны быть свободны от грязи и удобочитаемы. Расстояние между цифровым и литерным блоками (А) должно быть вдвое больше расстояния между знаками внутри блоков (В).

• Информация, изложенная на шильде VIN (А) и гомологическом ярлыке (В) должна быть разборчива и удобочитаема.

Электрооборудование

• Включите зажигание и проверьте исправность функционирования клаксона.

• Проверьте состояние щеток стеклоочистителей, дефектные щетки замените.

• Проверьте исправность срабатывания стеклоомывателей.
• Проверьте исправность функционирования указателей поворотов, габаритных огней и подсветки номерного знака. Линзы и рефлекторы должны быть надежно закреплены и свободны от грязи и повреждений.
• Проверьте функционирование головных фар и правильность регулировки направления их оптических осей. Рефлекторы не должны быть потускневшими, наличие трещин на линзах также недопустимо.
• Включите зажигание и проверьте исправность функционирования указателей поворотов (включая контрольные лампы на панели приборов) и аварийной сигнализации. Включение боковых и задних габаритных огней не должно оказывать влияние на работу указателей поворотов, в противном случае следует проверить исправность заземления в заднем комбинированном фонаре.
• Проверьте исправность функционирования задней противотуманной фары (фар) и ее контрольной лампы на панели приборов или внутри выключателя.

Ножной тормоз

• Осмотрите ГТЦ, тормозные трубки и блок вакуумного усилителя на наличие признаков утечек, ослабевания крепежа, следов развития коррозии и механических повреждений.


• Резервуар ГТЦ должен быть надежно закреплен, а уровень жидкости в нем находиться между верхней (А) и нижней (В) отметками на стенке.


• Проверьте оба передних гибких тормозных шланга на наличие трещин, признаков старения материала и прочих повреждений. Поверните рулевое колесо от упора до упора и удостоверьтесь, что шланги не входят в соприкосновение с компонентами подвески и рулевого привода. Твердо выжав педаль тормоза, удостоверьтесь, что под давлением на шлангах не образуется вздутий и не появляются следы утечек.

Подвеска и рулевое управление

• Попросите помощника вращать рулевое колесо из стороны в сторону в небольшом диапазоне - до момента начала реагирования управляемых колес автомобиля. Оцените величину свободного хода рулевого колеса. Чрезмерный люфт указывает на износ или ослабление шарниров рулевой колонки, муфты соединения колонки с рулевым механизмом или собственно реечной передачи.
• Попросите помощника повращать рулевое колесо сильнее в обоих направлениях - так, чтобы управляемые колеса начали поворачиваться. Сами в это время постарайтесь визуально оценить состояние шарниров, тяг и опор рулевого привода. На автомобилях с гидроусилителем руля проверьте надежность крепления и состояние рулевого насоса, его приводного ремня и соединительных гидравлических шлангов.
• Удостоверьтесь в горизонтальности посадки автомобиля и адекватности дорожного просвета.

Амортизаторы

• Поочередно прижмите к земле каждый из углов автомобиля, затем резко отпуская их. Кузов должен возвращаться в исходное состояние без раскачиваний, в противном случае следует внимательно проверить состояние соответствующего амортизатора. Заклинивание амортизатора может привести к более серьезным повреждениям компонентов подвески и кузова автомобиля.

Система выпуска отработавших газов

• Запустите двигатель. Попросите помощника прижать к срезу выпускной трубы комок ветоши и проверьте тракт системы на наличие признаков утечек газов. Отремонтируйте или замените дефектные секции.

• Проверьте исправность состояния резиновых подвесов опор секций системы.

Проверки, выполняемые на поднятом над землей автомобиле

Поддомкратьте автомобиль и установите его на подпорки ( ни в коем случае не заводите последние под компоненты подвески автомобиля). Удостоверьтесь, что колеса полностью оторваны от земли, а рулевое колесо может поворачиваться в полном диапазоне (от упора до упора).

Рулевой механизм

• Попросите помощника повернуть рулевое колесо от упора до упора. Удостоверьтесь в плавности хода компонентов рулевого привода. Никакие компоненты, включая колеса не должны при этом соприкасаться с тормозными шлангами, трубками или кузовными элементами.

• Проверьте состояние защитных чехлов рулевой рейки. На моделях с гидроусилителем руля осмотрите гидравлические линии и их штуцерные соединения на наличие признаков утечек. Удостоверьтесь в отсутствии рывков и заклиниваний компонентов при срабатывании рулевого привода. Проверьте наличие и исправность шплинтов, стопорных флажков и прочих деталей блокировки крепежа. Кузовные панели не должны быть повреждены или затронуты коррозией в радиусе 30 см вокруг точек крепления компонентов рулевого привода.

Передняя и задняя подвески и колесные подшипники

• Начните с правого переднего колеса. Ухватитесь за него в точках на 3 и на 9 часов и резко подергайте. Наличие люфта говорит об износе или ослаблении преднатяга колесного подшипника, срабатывании шаровых опор и шарниров, кронштейнов и резинометаллических втулок крепления компонентов подвески.

• Теперь ухватитесь за колесо в точках на 12 и на 6 часов и повторите предыдущую проверку. Повращайте колесо, проверяя его подшипник на наличие рывков и точек заклинивания.

• При выявлении признаков износа опорных узлов компонентов подвески проверьте их путем подрычаживания отверткой или плоской монтировкой. Наличие заметного люфта укажет на износ резинометаллической втулки, крепежного болта или собственно кронштейна опоры (часто болтовые отверстия приобретают овальность).

• Повторите все перечисленные выше проверки для оставшихся колес автомобиля.

Пружины и амортизаторы

• Осмотрите стойки подвески (при соответствующей комплектации) на наличие признаков серьезных утечек, развития коррозии и механических повреждений кожухов. Также проверьте надежность крепления опор стоек.
• Если автомобиль оборудован винтовыми пружинами, проследите, чтобы они правильно размещались в седлах, не были треснуты, деформированы или повреждены коррозией.
• В случае подвески на листовых пружинах (рессорах) проверьте исправность состояния рессор, надежность крепления к ним моста, а также состояние резинометаллических втулок анкерных опор и серег рессор.
• Те же проверки относятся и к автомобилям, оборудованным другими типами подвески, такими как подвеска на торсионных штангах, гидравлических дисплейсерах, и т.п. Проверьте прочность крепления всех опор и кронштейнов. Удостоверьтесь в отсутствии признаков чрезмерного износа, развития коррозии и механических повреждений. На подвесках активного типа осмотрите гидравлические трубки на наличие признаков утечек и повреждений.
• Проверьте амортизаторы на наличие следов серьезных утечек. Оцените степень износа втулок опор, осмотрите корпуса амортизаторов на наличие признаков механических повреждений.

Приводные валы (только для переднеприводных автомобилей)

• Поочередно проверните оба передних колеса, проверяя состояние защитных чехлов ШРУСов приводных валов. Также проверьте оба приводных вала на наличие признаков деформаций и прочих повреждений.

Тормозная система

• По возможности не разбирая тормозные механизмы, оцените степень износа колодок и проверьте состояние тормозных дисков. Удостоверьтесь, что материал фрикционных накладок (А) не изношен свыше допустимого предела, а тормозной диск (В) свободен от каверн, сколов, борозд и прочих механических повреждений.

• Проверьте состояние всех жестких тормозных линий и гибких шлангов в задней части автомобиля. Обращайте внимание на следы коррозии, ослабевание крепления штуцерных соединений, потертости, вздутия (под давлением), трещины порезы и признаки старения материала.
• Проверьте на наличие признаков утечек суппорты и щиты тормозных механизмов. Отремонтируйте или замените дефектные компоненты.
• Медленно вращая поочередно каждое из колес, попросите помощника в это время выжимать и отпускать педаль ножного тормоза. Удостоверьтесь в исправности срабатывания тормозных механизмов и в том, что колесо свободно вращается при отпускании педали.

• Проверьте механизм привода стояночного тормоза на наличие обрывов и повреждений тросов, следов развития коррозии, износа и ослабевания крепежа тяг и т.п. Удостоверьтесь, что стояночный тормоз надежно блокирует соответствующие колеса автомобиля и полностью освобождает их при отпускании педали.

• Проверить эффективность функционирования тормозной системы без специального оборудования не представляется возможным, однако следует произвести небольшие ходовые испытания автомобиля, проверяя исправность его торможения без потерь курсовой устойчивости.

Системы питания и выпуска отработавших газов

• Проверьте состояние бензобака (включая заливную горловину), топливных трубок, шлангов и их штуцерных соединений. Все компоненты должны быть надежно прикреплены и свободны от повреждений и признаков утечек.

• По всей длине осмотрите тракт системы выпуска. Проверяйте секции и компоненты системы на наличие следов утечек отработавших газов, механических повреждений и признаков развития коррозии. Также проверьте надежность крепления секций между собой и в подвесных опорах.

Колеса и шины

• Внимательно осмотрите боковые стенки и протекторы шин всех колес автомобиля, включая запасное. Проверяйте шины на наличие порезов, вздутий, обнажений корда, следов отслоения протектора и неравномерного его износа. Удостоверьтесь в правильности посадки шин на ободах дисков. Проверьте состояние и правильность посадки вентилей накачки.
• Удостоверьтесь, что установленные на автомобиль колеса по типоразмеру соответствуют классу и модели транспортного средства (см. Спецификации к Главе Текущее обслуживание). На оба колеса каждой из осей автомобиля должны быть установлены шины одного типоразмера.

• Измерьте остаточную глубину протектора. Минимальное допустимое значение составляет 1.6 мм, как минимум на трех четвертях площади протектора. Неравномерный износ протектора указывает на нарушение геометрии передней подвески.

Коррозия кузова

• Проверьте несущие элементы кузова и рамы автомобиля (включая коробчатые секции шасси, пороги, поперечные балки, стойки, а также опорные точки компонентов подвески, рулевого привода и тормозных механизмов) на наличие следов развития коррозии. Истончение несущих элементов чревато созданием аварийной ситуации на дороге. В таком случае понадобится выполнение ремонта с привлечением специалистов.
• Постарайтесь убрать все острые закраины и заусеницы, появившиеся на кузовных элементах в результате повреждения их коррозией.

Проверка состояния отработавших газов

Бензиновые модели

• Прогрейте двигатель до нормальной рабочей температуры и удостоверьтесь в правильности всех его настроек (в порядке должны быть также все сопутствующие узлы и системы: система зажигания, воздухоочиститель и т.д.).
• Поднимите частоту вращения двигателя до 2500 об/мин и удерживайте ее на этом значении в течение около 20 секунд, затем вновь сбросьте обороты до холостых и проверьте состояние выхлопа. Если холостые обороты явно чрезмерно высоки, или из выпускной трубы в течение более 5 секунд выходит хорошо заметный дым синего цвета, автомобиль нельзя считать готовым к прохождению техосмотра. Синий дым на выхлопе является признаком выгорания масла вследствие внутреннего износа двигателя, тогда как черный свидетельствует о неполноте сгорания топлива в результате загрязнения воздушного фильтра или других нарушений в системе питания.
• При помощи газоанализатора может быть определен уровень содержания в отработавших газах монооксида углерода (СО) и углеводородных соединений. В случае необходимости придется взять газоанализатор напрокат.

Проверка уровня содержания в отработавших газах монооксида углерода (СО)

• На момент составления настоящего Руководства допустимый уровень содержания СО при холостых оборотах двигателя составлял 3.5% для автомобилей, поступивших в эксплуатацию с августа 1986 и 4.5% для более старых автомобилей. С января 1996 г. в Европе были приняты более строгие нормы для автомобилей, оборудованным каталитическим преобразователем и начавшим эксплуатироваться с августа 1992 (около 0.5%). Если добиться попадания уровня содержания СО в норму не удается (при условии правильности настроек двигателя, систем питания, зажигания и т.д.), то причина лежит в чрезмерном износе карбюратора, или другом отказе в системе питания. Не исключено также, что просто вышел из строя каталитический преобразователь (при наличии его в комплектации).

Проверка уровня содержания в отработавших газах углеводородов

• При нормальном уровне СО концентрация углеводородов в отработавших газах на холостых оборотах двигателя не должна превышать 1200 частиц на миллион. При отрицательном результате данной проверки ее следует повторить, подняв обороты двигателя до 2000 в минуту. Если теперь уровень содержания углеводородов опускается ниже предельного значения (1200 ч/млн), автомобиль можно считать готовым к прохождению техосмотра.
• Чрезмерное содержание углеводородов в отработавших газах автомобиля говорит о выгорании двигательного масла, либо, что более вероятно, о неполноте сгорания топлива.

Дизельные модели

• Единственной проверкой состояния отработавших газов дизельного двигателя является измерение интенсивности выхлопа. Для проверки следует несколько раз резко поднять обороты до максимального допустимого для разгруженного двигателя значения.

Для выполнения данной проверки чрезвычайно важно, чтобы газораспределительный ремень находился в исправном состоянии!

• Чрезмерная интенсивность отработавших газов в простейшем случае может быть вызвана загрязнением фильтрующего элемента воздухоочистителя, в противном случае следует обратиться за помощью к специалистам автосервиса.