4.6.1. Снятие и установка головки цилиндров, распределительных валов и их звездочек

Снятие и установка головки цилиндров, распределительных валов и их звездочек

Снятие

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Отсоедините отрицательный провод от аккумуляторной батареи. Снимите крышку головки блока цилиндров.
  2. Снимите приводные ремни (см. Раздел Замена приводных ремней и их натяжителей).
  3. Опорожните систему охлаждения двигателя.
  4. Снимите вакуумный насос (см. Раздел Снятие и установка вакуумного насоса).
  1. Снимите нижние защитные кожухи двигателя и ослабьте болты кронштейна турбокомпрессора.
  1. При помощи специального приспособления № 13 5 020 снимите трубку высокого давления (1).

При установке следите за правильным положением резиновой подушки (2). Выверните болты (3) и снимите топливную распределительную магистраль (4).


  1. Отсоедините от выпускного коллектора турбокомпрессор .

При установке потребуется новая прокладка турбокомпрессора; смажьте резьбу медесодержащей смазкой.


  1. Выверните винты 1 и 3 и снимите проушину 2 и возвратную трубку 4.
  1. Выньте заглушку из задней части картера, ниже стартера, и проверните двигатель по часовой стрелке с помощью приспособления № 11 6 480 спереди на демпфере крутильных колебаний. Зафиксируйте двигатель в положении поршня первого цилиндра в ВМТ конца такта сжатия, вставив в открывшееся под заглушкой отверстие приспособление № 11 2 300.
  1. В положении ВМТ вершины кулачков распределительного вала, управляющие клапанами первого цилиндра, должны быть направлены навстречу друг другу (стрелки). Выверните винты (1) и снимите направляющую (2) цепи привода ГРМ.
  1. Выверните резьбовую пробку.
  1. Спустите давление, ослабив болт натяжителя цепи.
  1. Установите на головку блока цилиндров приспособление № 11 6 322 (1), наденьте приспособление № 11 6 321 на распределительный вал впускных клапанов и зафиксируйте с помощью приспособления № 11 6 322.
  1. Медленно проверните распределительный вал выпускных клапанов за болт крепления звездочки по часовой стрелке до полного сжатия натяжителя цепи, после чего установите приспособление № 11 3 340 в натяжитель цепи (см. иллюстрацию).

При снятии одной или обеих звездочек без предварительной блокировки натяжителя цепи возможно выскальзывание наружу поршня натяжителя, установка которого на место является очень трудоемкой операцией.


  1. Ослабьте болт (1) на распределительном валу впускных клапанов, а затем полностью выверните болт (2) на распределительном валу выпускных клапанов.
  1. Сдвиньте вперед звездочку распредвала выпускных клапанов, поднимите над ней цепь (1) и снимите звездочку (2) по направлению стрелки.
  1. Выверните болт крепления звездочки распределительного вала впускных клапанов и снимите звездочку.
  1. Выверните опорный палец (1) планки натяжителя цепи и опорный палец (2) направляющей цепи.

При установке замените снятие пальцы. Вытяните вверх планку натяжителя и направляющую цепи ГРМ. Снимите приспособления №№ 11 6 321, 11 6 322.

Во избежание повреждения клапанов при последующей установке распределительных валов ни один из поршней не должен находиться в положении ВМТ.

  1. Снимите приспособление для фиксации двигателя в положении ВМТ (№ 11 2 300). Оттяните цепь ГРМ вверх и удерживайте ее в натянутом состоянии так, чтобы можно было провернуть двигатель. Проверните двигатель за демпфер крутильных колебаний при помощи специального приспособления № 11 6 480 примерно на угол 45° против часовой стрелки.
  2. Равномерно, в несколько приемов по пол-оборота, выверните болты крепления крышек подшипников распределительных валов в последовательности от краев к середине. Снимите крышки подшипников и отложите их в сторону, располагая в порядке, обеспечивающем возможность последующей установки крышек подшипников на прежние места.
  3. Снимите сначала распределительный вал впускных клапанов, а затем – вал выпускных клапанов.
  1. Снимите все коромысла (1) и гидрокомпенсаторы клапанных зазоров и расположите их в порядке, обеспечивающем возможность последующей установки на прежние места.
  1. Выверните болты.
  1. Выверните болты крепления головки блока цилиндров в обратной последовательности.

Повторное использование болтов крепления головки цилиндров не допустимо.

Не повредите свечи накаливания, выступающие надо плоскостью головки цилиндров.

  1. При необходимости снимите свечи накаливания.
  1. Снимите прокладку (1) головки цилиндров, обратите внимание на количество отверстий (2) в прокладке. Очистите все глухие резьбовые отверстия (3) от масла, охлаждающей жидкости и грязи. Очистите сопрягаемую поверхность (4).

Установка

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Если на блоке цилиндров не проводились работы, вызывающие изменение выступа днища поршней, то следует использовать новую прокладку головки блока с такой же маркировкой (1 см. иллюстрацию) толщины, что и на старой прокладке. В противном случае следует заново определить ремонтную толщину уплотнительной прокладки, измерив для этого выступ днища всех поршней относительно плоскости блока цилиндров. При выступе от 0.92 до 1.03 мм используйте прокладку с 2-мя отверстиями, а при выступе более 1.03 мм - с 3-мя отверстиями.
  2. Проверьте центрирующие втулки в блоке цилиндров на отсутствие повреждений и правильность установки; при необходимости замените втулки.
  3. Установите новую прокладку головки цилиндров и закрепите головку на блоке цилиндров новыми болтами, затянув их в указанной последовательности (см. иллюстрацию).
  4. Затяните болты (см. иллюстрацию).
  5. Смажьте двигательным маслом постели и крышки подшипников распределительных валов. Установите все коромысла и гидрокомпенсаторы на их прежние места.
  6. Установите распределительные валы.

На впускном валу нанесена метка «E», а на выпускном – «A»; крышки подшипников имеют те же буквенные обозначения, а также цифровые обозначения, указывающие на расположение крышки, считая со стороны выпуска. Установите крышки подшипников распределительных валов и затяните их крепежные болты.


  1. Проверните распределительные валы за шестигранники настолько, чтобы вершины кулачков впускного и выпускного клапанов 1-го цилиндра указывали друг на друга.
  1. Установите планку натяжителя и направляющей цепи ГРМ и закрепите их новыми пальцами.
  2. Отцентрируйте распределительный вал впускных клапанов и зафиксируйте его с помощью приспособлений №№ 11 6 321 и 11 6 322 при положении поршня первого цилиндра в ВМТ конца такта сжатия.
  3. Установите топливную распределительную магистраль и топливные трубки высокого давления.
  4. Наденьте цепь ГРМ на звездочку впускного распределительного вала, надвиньте звездочку на вал и закрепите ее болтом, затянув его до плотного прилегания и затем ослабив на пол-оборота.

Допускается произвольное положение звездочки относительно распределительного вала. Аналогичным образом установите звездочку выпускного распределительного вала.

  1. Установите направляющую цепи ГРМ между звездочками с новой прокладкой и затяните болт крепления звездочки выпускного распределительного вала, удерживая вал от проворачивания за шестигранник.
  2. Медленно проворачивая выпускной распределительный вал по часовой стрелке, добейтесь полного сжатия натяжителя цепи ГРМ и снимите фиксатор натяжителя.
  3. Снова отдайте на пол-оборота болт крепления звездочки выпускного распределительного вала.
  4. Затяните болт натяжителя цепи и вверните пробку сервисного отверстия натяжителя с новым уплотнительным кольцом.
  5. Проверните двигатель по часовой стрелке за демпфер крутильных колебаний из положения 45° перед ВМТ в положение ВМТ.
  6. Заблокируйте коленчатый вал в ВМТ при помощи специального приспособления № 11 2 300.
  7. Установите приспособление № 11 6 321 на распределительный вал впускных клапанов и зафиксируйте его. Затяните болт крепления звездочки вала с помощью приспособления № 00 9 120. Аналогичным образом затяните болт крепления звездочки выпускного распределительного вала.
  8. Снимите с выпускного распределительного вала приспособление № 11 6 321.
  9. Оттяните приспособление № 11 2 300 назад настолько, чтобы освободить маховик (см. иллюстрацию).
  10. Проверните двигатель с помощью приспособления № 11 6 480 дважды в направлении вращения до положения поршня первого цилиндра непосредственно перед ВМТ конца такта сжатия.
  11. Проверните двигатель в направлении вращения к положению ВМТ настолько, чтобы приспособление № 11 2 300 (фиксирующий штифт) зафиксировалось со слышимым щелчком.

Не допускается проворачивание двигателя в обратную сторону.

  1. Заблокируйте коленчатый вал в положении, соответствующем ВМТ поршня первого цилиндра с помощью приспособления № 11 2 300 (см. иллюстрацию).
  2. Установите приспособление № 11 6 321 на распределительный вал впускных клапанов.

Приспособление № 11 6 321 должно без зазора прилегать к головке блока цилиндров.

  1. Установите приспособление № 11 6 321 на распределительный вал выпускных клапанов так, чтобы оно без зазора прилегало к головке цилиндров.
  2. Снимите приспособление № 11 6 321 с распределительного вала выпускных клапанов. Снимите приспособления № 11 6 322 и № 11 2 300.
  3. Вставьте в сервисное отверстие для блокирования маховика заглушку.
  4. Установите новую уплотнительную прокладку.
  5. Установите турбокомпрессор.

Смажьте резьбу медесодержащей пастой.

  1. Установите возвратную трубку и подъемную проушину (см. иллюстрацию).
  2. Затяните болты крепления (1) кронштейна турбокомпрессора.