3.4.3. Клапанный механизм

Клапанный механизм состоит из следующих элементов:
— клапаны;
— направляющие клапанов;
— седла клапанов;
— клапанные пружины;
— тарелки и сухари фиксации сборки клапана с пружиной;
— толкатели;
— два распределительных вала.

Клапаны


Клапан
Рис. 3.7. Клапан


Клапаны (рис. 3.7) изготовлены из жаропрочной легированной стали. Рабочие фаски выпускных клапанов покрыты стеллитом. Основные параметры клапанов приведены в табл. 3.3.
Седла клапанов


Седло клапана
Рис. 3.8. Седло клапана


Седла (рис. 3.8) клапанов запрессованы в камерах сгорания головки блока. Основные параметры седел клапанов приведены в табл. 3.4.

        ВНИМАНИЕ
Не допускается механическая обработка поверхностей, покрытых стеллитом.

Направляющие
втулки клапанов

Направляющие втулки клапанов запрессованы в нижней секции головки блока и имеют параметры, указанные в табл. 3.5.
Максимальный зазор в эксплуатации между направляющими и впускными (выпускными) клапанами — 0,15 мм.

Клапанные пружины


Клапанные пружины
Рис. 3.9. Клапанные пружины


Наружный диаметр клапанных пружин (рис. 3.9) — 27,7—28,1 мм, внутренний диаметр — 20,08—20,12 мм.
Состояние клапанных пружин проверяется внешним осмотром и измерением высоты при свободном состоянии и под нагрузкой. Величины нагрузки и соответствующие им значения высот должны соответствовать данным табл. 3.6.

Гидравлические
толкатели клапанов


Гидравлический толкатель клапана
Рис. 3.10. Гидравлический толкатель клапана: 1 — пружина; 2 — цилиндр толкателя; 3 — паз;
4 — плунжер; 5 — обратный клапан


Толкатели (рис. 3.10) гидравлические, саморегулирующиеся, заполнены маслом. Пружина, расположенная в цилиндре толкателя, поддерживает его в контакте с распределительным валом; усилие этой пружины ниже усилия пружины клапана, что обеспечивает линейное перемещение последнего.
Обратный клапан предотвращает выдавливание масла при воздействии кулачка распределительного вала на толкатель и при превышении давления масла в цилиндре толкателя над давлением масла в системе смазки двигателя.
Гидравлический толкатель имеет три режима работы.

Режим 1 работы гидравлического толкателя
Рис. 3.11. Режим 1 работы гидравлического толкателя


Режим 1 (рис. 3.11) — когда толкатель находится в соприкосновении с базовой окружностью кулачка распределительного вала, масло из канала корпуса подшипника распределительного вала поступает в толкатель через канавку и отверстие в боковой поверхности. Масло проходит через паз, расположенный в верхней части толкателя, и поступает в цилиндр толкателя. Когда на толкатель не воздействует контур кулачка, давление масла в двигателе выше давления масла в цилиндре толкателя и масло проходит через обратный клапан цилиндра толкателя.

Режим 2 работы гидравлического толкателя
Рис. 3.12. Режим 2 работы гидравлического толкателя


Режим 2 (рис. 3.12) — когда толкатель отжат вниз, давление масла в его цилиндре становится выше давления масла в двигателе, обратный клапан закрывается и толкатель работает как твердое тело.

Режим 3 работы гидравлического толкателя
Рис. 3.13. Режим 3 работы гидравлического толкателя


Режим 3 (рис. 3.13) — при возвращении толкателя к соприкосновению с базовой окружностью кулачка распределительного вала давление масла в двигателе выше давления масла в цилиндре толкателя. Обратный клапан открывается, пропуская масло, что обеспечивает прижатие толкателя к распределительному валу.

Основные параметры гидравлического толкателя клапана
Рис. 3.14. Основные параметры гидравлического толкателя клапана


Основные параметры гидравлических толкателей показаны на рис. 3.14 и приведены в табл. 3.7.