2.22.1. Общее описание управлением

Селектор управления автоматической коробкой передач
Рис. 2.43. Селектор управления автоматической коробкой передач


Селектор управления автоматической коробкой передач (АКПП) имеет 8 фиксированных положений выбора различных режимов работы (рис. 2.43). Для перемещения рычага выбора передач из положения Р в другие положения ключ зажигания должен быть повернут в положение вождения (положение — D), и должна быть нажата педаль тормоза.
Различные режимы управления АКПП имеют следующие назначения:
1) Р — Стояночное положение селектора. Это положение следует выбирать, когда вы пускаете двигатель или останавливаете автомобиль на стоянке. При установке селектора в положение Р автомобиль должен быть полностью остановлен! В положении Р трансмиссия механически блокирована. При парковке обязательно пользуйтесь стояночным тормозом.
2) R — Задний ход. Перед установкой рычага коробки передач в положение R автомобиль должен быть полностью остановлен.
3) N — Нейтральное положение. Двигатель может быть запущен в этом положении, поскольку ни одна из передач не включена. После полной остановки автомобиля поставьте его на стояночный тормоз и переведите рычаг коробки передач в положение N.
4) D — Вождение. D — это нормальное положение при езде. Коробка передач автоматически переключается на более высокую или на более низкую передачу в зависимости от скорости и ускорения автомобиля. Если положение D выбирается после положения R, автомобиль должен быть полностью остановлен.
5) 4 — Низшие передачи. Автоматическое переключение вверх или вниз между 1-й, 2-й, 3-й и 4-й передачами. Переключение на 5-ю передачу не производится. Положение 4 может использоваться:
— при движении по холмистой местности;
— при движении с прицепом;
— для увеличения эффективности торможения двигателем.
6) 3 — Низшие передачи. Автоматическое переключение вверх или вниз между 1-й, 2-й и 3-й передачами. Переключение на 4-ю и
5-ю передачу не производится.
Положение 3 может использоваться:
— при движении по холмистой местности;
— при движении с прицепом;
— для увеличения эффективности торможения двигателем.
7) L — Низшие передачи. Положение L следует выбирать в том случае, когда вы хотите вести автомобиль на первой или второй передаче. Например, при движении по холмистой местности, поскольку положение L обеспечивает наилучшую эффективность торможения двигателем.
8) W — Зимний режим. Программа W включается и выключается с помощью этой кнопки. Используйте этот режим для троганья с места и езды по скользким дорогам. Когда включен этот режим, на панели приборов горит соответствующий контрольный индикатор.

Защелка рычага выбора передачи
Рис. 2.44. Защелка рычага выбора передачи


Рычаг выбора передач можно свободно перемещать вперед или назад между положениями N и D. Все другие положения заблокированы защелкой (рис. 2.44), которая управляется кнопкой W блокировки, расположенной на рычаге выбора передачи.
Для перемещения рукоятки выбора передач из положения Р в другие положения ключ зажигания должен находиться в положении вождения (положение II), а педаль тормоза должна быть нажата.
Для перемещения рычага вперед или назад между положениями R и N, а также между положениями D, 4, 3 и L следует нажать эту кнопку.

        ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Удерживайте ногу на педали тормоза в то время, как вы будете передвигать рукоятку выбора передачи в другое положение!


Кнопка разблокировки рычага выбора передач
Рис. 2.45. Кнопка разблокировки рычага выбора передач


Если рычаг выбора передачи заблокирован в стояночном положении (Р), его можно разблокировать вручную. С этой целью необходимо выполнить следующие действия (рис. 2.45):
— повернуть ключ зажигания в положение II;
— с усилием нажать кнопку «SHIFTLOCK OVERRIDE» (для этого можно использовать авторучку, отвертку и т.п.) и переместить рычаг выбора передач из стояночного положения (Р) в положение N.
Если нажать педаль акселератора до отказа, переходя на положение полного ускорения, коробка передач автоматически выберет более низкую передачу, если это допустимо с точки зрения частоты вращения двигателя. Этот режим называется «кик-даун».
По достижении максимальной скорости для выбранной теперь передачи или в том случае, если педаль акселератора будет отпущена из положения «кик-даун», немедленно и автоматически будет включена более высокая передача. «Кик-даун» следует применять для достижения максимального ускорения, например при обгоне.
Автоматическая коробка передач снабжена устройством блокировки, которое снижает частоту вращения двигателя и экономит топливо. Принцип действия блокировки состоит в том, что при выборе 3-й, 4-й и 5-й передач гидротрансформатор трансмиссии отключается. Эта блокировка иногда может ощущаться как еще одно переключение передачи.
Модуль управления АКПП также имеет функцию адаптации, т.е. определяет стиль вождения водителя — как быстро водитель нажимает на педаль акселератора — и адаптирует чувствительность алгоритма переключения передач к конкретной текущей манере вождения.