7.2. Система управления двигателями ВАЗ-2111, -2112

Схема системы управления двигателем ВАЗ-2112

1 – реле зажигания
2 – выключатель зажигания
3 – аккумуляторная батарея
4– нейтрализатор
5 – датчик концентрации кислорода
6 – адсорбер с электромагнитным клапаном
7 – воздушный фильтр
8 – датчик массового расхода воздуха
9 – регулятор холостого хода
10 – датчик положения дроссельной заслонки
11 – дроссельный узел
12 – колодка диагностики
13 – тахометр
14 – спидометр
15 – контрольная лампа "CHECK ENGINE"
16 – блок управления иммобилайзером
17 – модуль зажигания
18 – форсунка

19 – регулятор давления топлива
20 – датчик фаз
21 – датчик температуры охлаждающей жидкости
22 – свеча зажигания
23 – датчик положения коленчатого вала
24 – датчик детонации
25 – топливный фильтр
26 – контроллер
27 – реле включения вентилятора
28 – электровентилятор системы охлаждения
29 – реле включения электробензонасоса
30 – топливный бак
31 – электробензонасос с датчиком указателя уровня топлива
32 – сепаратор паров бензина
33 – гравитационный клапан
34 – предохранительный клапан
35 – датчик скорости
36 – двухходовой клапан

Отличительные признаки и взаимозаменяемость компонентов систем управления двигателем

Двигатель
Восьмиклапанный ВАЗ-2111
Контроллер
GM
"Январь-4.1"
М 1.5.4
М 1.5.4 N или "Январь-5.1"
М 1.5.4 N или "Январь-5.1.1"
МР 7.0
Маркировка контроллера
2111-1411020-20
2111-1411020-22
2111-1411020-00
2111-1411020-60 или 2111-1411020-61
2111-1411020-70 или 2111-1411020-71
2111-1411020-40
Нейтрализатор
Есть
Нет
Нет
Есть
Нет
Есть
Датчик расхода воздуха
GM, квадратный корпус
BOSCH, круглый корпус
Датчик детонации
Резонансный
Широкополосный
Датчик скорости
Круглый разъем
Прямоугольный или круглый разъемы
Прямоугольный разъем
Датчик кислорода
GM AFS-62, или AFS-79, или BOSCH LHS-24
Нет
Нет
BOSCH LHS-25
Нет
BOSCH LHS-25
Распредвал и ресивер
2108
2110

Двигатель
Шестнадцатиклапанный ВАЗ-2112
Контроллер
"Январь-4.1"
М 1.5.4 N или Январь-5.1"
М 1.5.4 N или "Январь-5.1.2"
Маркировка контроллера
2112-1411020-01
2112-1411020-40 или 2112-1411020-41
2112-1411020-70 или 2112-1411020-71
Нейтрализатор
Нет
Есть
Нет
Датчик расхода воздуха
GM, квадратный корпус
BOSCH, круглый корпус
Датчик детонации
Резонансный
Широкополосный
Датчик скорости
Круглый разъем
Прямоугольный разъем
Датчик кислорода
Нет
BOSCH LHS-25
Нет
Распредвал и ресивер
2112

На двигателе ВАЗ-2111 применена система распределенного впрыска топлива (на каждый цилиндр – отдельная форсунка). Форсунки включаются попарно (для 1-4 и 2-3 цилиндров) при подходе поршней к верхней мертвой точке (ВМТ). На двигателях ВАЗ-2112 и части двигателей ВАЗ-2111 установлена система распределенного фазированного впрыска: топливо подается форсунками поочередно в соответствии с порядком работы цилиндров, что снижает токсичность отработавших газов. В этом случае на головке блока цилиндров устанавливается датчик фаз, а на шкиве распределительного вала – диск с прорезью в ободе.

Большинство двигателей комплектуется системой впрыска с обратной связью (кислородным датчиком) и нейтрализатором в системе выпуска отработавших газов. Эта система не требует регулировки и обслуживания (при превышении норм токсичности отработавших газов вышедшие из строя компоненты заменяют).

На части двигателей кислородный датчик и нейтрализатор не устанавливают. В этом случае токсичность отработавших газов регулируют СО-потенциометром с применением газоанализатора.

При обслуживании и ремонте системы управления двигателем всегда выключайте зажигание. При проведении сварочных работ отсоединяйте контроллер от жгута проводов. Контроллер содержит электронные компоненты, которые могут быть повреждены статическим электричеством, поэтому не прикасайтесь руками к его выводам. При сушке автомобиля в сушильной камере (после покраски) снимите контроллер. На работающем двигателе не отсоединяйте и не поправляйте электрические разъемы. Запрещается проверять работу системы зажигания "на искру". Не запускайте двигатель, если клеммы аккумулятора и "массы" на двигателе и кузове не затянуты или загрязнены.