20.2.3. Система питания двигателей ВАЗ-21114 и ВАЗ-21124

Описание конструкции

Схема подачи топлива в двигатель ВАЗ-21124

1 – штуцер для проверки давления в системе питания
2 – топливная рампа
3 – форсунки
4 – топливопровод

5 – топливный бак
6 – модуль топливного насоса (в топливном баке)
7 – топливный фильтр
8 – тройник

Системы питания двигателей ВАЗ-21114 и ВАЗ-21124 не имеют возвратной топливной магистрали. Модуль электрического топливного насоса установлен в топливном баке и включает в себя электрический топливный насос, сетчатый фильтр, заборную камеру, регулятор давления топлива и датчик указателя уровня топлива.

Модуль топливного насоса в сборе

1 – встроенный регулятор давления топлива
2 – штуцеры под установку топливопроводов с быстросъемными наконечниками
3 – электрический разъем
4 – датчик указателя уровня топлива

Регулятор давления топлива, устанавливаемый в модуль топливного насоса

Электрический топливный насос при работе развивает давление не менее 3,8 бар (380 кПа). От насоса топливо под давлением подается по гибкому шлангу к фильтру тонкой очистки –– неразборному, в металлическом корпусе, с бумажным фильтрующим элементом. На корпусе фильтра нанесена стрелка, которая должна совпадать с направлением движения топлива.

После фильтра бензин поступает через тройник топлипровода в топливную рампу, которая служит для подачи топлива к форсункам. Тройник соединяет топливную магистраль с регулятором давления, установленным в топливном модуле. Повышение давления приводит к перепуску топлива из магистрали обратно в бак. Форсунки крепятся к рампе пружинными фиксаторами через уплотнительные резиновые кольца.

Топливные рампы двигателей ВАЗ-21114 и ВАЗ-21124 не взаимозаменяемы между собой. Обе рампы изготовлены из нержавеющей стали и не имеют штуцеров слива топлива в бак. Штуцеры для проверки давления топлива выполнены так, чтобы проверять давление топлива манометром было максимально удобно.

Топливная рампа двигателя ВАЗ-21114

Топливная рампа двигателя ВАЗ-21124

Форсунки двигателей ВАЗ-21114 и ВАЗ-21124 не взаимозаменяемы с форсунками двигателей ВАЗ-2111 и ВАЗ-2112, а также различны между собой: на двигатель ВАЗ-21114 устанавливаются одноструйные форсунки, на двигатель ВАЗ-21124 –– двухструйные.

Форсунки двигателей ВАЗ-21124 (слева) и ВАЗ-21114 (справа)

Дроссельные узлы двигателей ВАЗ-21114 и ВАЗ-21124 (В) отличаются от дроссельных узлов двигателей ВАЗ-2111 и ВАЗ-2112 (А) отсутствием отверстия (1) подвода воздуха к ресиверу (впускному трубопроводу) в обход дроссельной заслонки. Также изменилась форма присоединительного фланца (2) дроссельного узла

Перед обслуживанием и ремонтом топливной аппаратуры необходимо сбросить давление в системе питания.

Порядок сбрасывания давления в системе питания

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Отсоединяем колодку проводов питания от модуля топливного насоса.
  2. Пускаем двигатель и даем ему поработать на холостом ходу до остановки из-за выработки топлива
  3. Включаем на 3 с стартер для стравливания давления в трубопроводах
  4. После завершения работы присоединяем колодку проводов к модулю топливного насоса.

Проверка давления в системе питания

Проверка давления в системах питания двигателей ВАЗ-21114 и ВАЗ-21124 проводится примерно одинаково. Работа показана на примере двигателя ВАЗ-21124.

Для наглядности пластмассовая крышка двигателя снята.

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Отворачиваем и снимаем защитный колпачок со штуцера топливной рампы.
  1. Сбрасываем давление в системе питания.
  2. Затем вновь присоединяем колодку проводов топливного насоса.
  1. Металлическим колпачком колесного вентиля выворачиваем из штуцера золотник.
  1. При этом из штуцера может вытечь немного топлива, — удаляем его с деталей двигателя ветошью.
  1. Полностью выворачиваем золотник и вынимаем его.
  1. Надеваем на штуцер топливной рампы шланг манометра с хомутом (можно использовать шинный манометр и армированный шланг из маслобензостойкой резины)…

…и затягиваем хомут.

  1. Удерживая манометр (работаем вдвоем с помощником), пускаем двигатель и проверяем давление топлива.
Давление в системе питания исправного двигателя должно составлять 2,8–3,2 бар (2,8–3,2 атм).
  1. Сбрасываем давление в системе питания, как описано выше.
  2. Ослабляем затяжку хомута и снимаем шланг манометра со штуцера.
  3. Тщательно удаляем вытекшее топливо с деталей двигателя.
  4. Заворачиваем золотник и устанавливаем защитный колпачок на штуцер.

Замена топливного фильтра

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Сбрасываем давление в системе питания.
  2. Устанавливаем автомобиль на смотровую канаву или на подъемник.
  1. Нажав пальцем на пружинный фиксатор (А), снимаем наконечник отводящего топливопровода от штуцера топливного фильтра.

Обратите внимание: топливные фильтры с резьбовыми штуцерами крепления топливных шлангов на автомобилях с двигателями ВАЗ-21114 и ВАЗ-21124 применяться не могут.

  1. Аналогично отсоединяем и снимаем наконечник подводящего топливопровода.
  1. Ключом "на 10" отворачиваем стяжной болт хомута крепления топливного фильтра.
  1. Вынимаем болт и расположенную под ним пружинную шайбу.
  1. Вынимаем фильтр из хомута крепления в направлении стрелки на корпусе фильтра (или по направлению движения топлива –– от левого к правому борту автомобиля).

Так же должен быть расположен фильтр при установке


 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

Устанавливаем топливный фильтр в обратной последовательности.

  1. Наконечники топливопроводов надеваем на штуцеры топливного фильтра до щелчков пружинных фиксаторов.
  2. Подсоединив колодку проводов к модулю топливного насоса, пускаем двигатель и проверяем герметичность соединений топливного фильтра.

Снятие и разборка модуля топливного насоса

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. В салоне автомобиля поднимаем (а лучше вынимаем из салона) подушку заднего сиденья (см. Снятие заднего сиденья и деталей его крепления).
  1. Крестообразной отверткой отворачиваем два самореза крепления крышки лючка в полу кузова под задним сиденьем.
  1. Снимаем крышку лючка.
  1. Отсоединяем колодку проводов от модуля топливного насоса.
  1. Сбрасываем давление в системе питания.
  2. Отсоединяем клемму "минусового" провода от вывода аккумуляторной батареи.
  1. Нажимая на пружинные фиксаторы, поочередно отсоединяем наконечники топливопроводов от штуцеров крышки модуля топливного насоса.
  1. Головкой "на 10" с удлинителем отворачиваем восемь гаек крепления модуля топливного насоса.
  1. Снимаем гайки и расположенные под ними пружинные шайбы.
  1. Снимаем прижимную пластину…

…и вынимаем модуль топливного насоса из бака.

  1. Снимаем резиновую прокладку.
  1. При необходимости замены снимаем кольцевую пластмассовую проставку.

Обратите внимание: при последующей установке проставки ее разрез должен совпасть с выступом на крышке модуля топливного насоса.

  1. Освободившееся отверстие в топливном баке желательно сразу прикрыть, чтобы в бак не попали посторонние предметы.
  1. В проточке одной из направляющих стоек крышки модуля расположено стопорное кольцо.Снимаем его, поддев лезвием отвертки.
  1. Теперь крышку можно немного отодвинуть от корпуса модуля.
  1. Отжимаем пальцем фиксирующую пластину с внутренней стороны крышки модуля…

…и отсоединяем общую колодку проводов.

  1. Отсоединяем наконечник двух проводов "массы" от вывода на корпусе регулятора давления топлива.
  1. Отсоединяем колодку проводов от топливного насоса.
  1. Освободив пальцами два фиксатора…

…выдвигаем из пазов корпуса модуля…

…и снимаем узел датчика указателя уровня топлива вместе с проводами и колодками проводов.

  1. Поддев отверткой, …

…снимаем скобу крепления регулятора давления топлива.

  1. Вынимаем регулятор давления топлива.
  1. Снимаем два уплотнительных кольца регулятора: большего и меньшего диаметра.

Дальнейшая разборка модуля топливного насоса не рекомендуется. Если топливный насос вышел из строя, лучше заменить модуль в сборе.

Номер модуля топливного насоса по каталогу — 21101-1139009.

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

Устанавливаем снятые детали и модуль топливного насоса на автомобиль в обратной последовательности.

  1. Перед установкой уплотнительных колец регулятора давления топлива наносим на них тонкий слой пластичной смазки или моторного масла.

Обратите внимание: установочная стрелка на крышке модуля топливного насоса (помечена синим) должна указывать назад (против хода автомобиля). Стрелки на выступах штуцеров (помечены красным) указывают направление движения топлива.

Установочная стрелка модуля топливного насоса (увеличено)

  1. Топливопроводы надеваем на штуцеры модуля до щелчков пружинных фиксаторов.
  2. Подсоединив клемму "минусового" провода к выводу аккумуляторной батареи, пускаем двигатель и проверяем герметичность соединений модуля топливного насоса.

Снятие топливной рампы двигателя ВАЗ-21124

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Снимаем впускной трубопровод.
  1. Сжав лепестки держателя колодки жгута проводов форсунок, вынимаем держатель из отверстия в кронштейне.
  1. Отсоединяем колодку жгута проводов форсунок от жгута проводов системы управления двигателем.
  1. Сбрасываем давление в системе питания.
  1. Удерживая шестигранник топливной рампы ключом "на 17", отворачиваем штуцер топливопровода ключом того же размера.
  1. Шестиграником «на 5» отворачиваем два винта крепления рампы (винты показаны стрелками).
  1. Потянув рампу вдоль осей форсунок, вынимаем все четыре форсунки из отверстий головки блока цилиндров…

…и снимаем рампу с форсунками и проводами.

Устанавливаем снятые детали в обратной последовательности.

Штуцер крепления топливопровода к рампе заворачиваем моментом (20–34) Н•м.

Снятие форсунок

Снятие форсунок двигателей ВАЗ-21114 и ВАЗ-21124 выполняется одинаково.

Операции показаны на примере рампы и форсунок двигателя ВАЗ-21124.

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Снимаем топливную рампу.
  1. Нажав на пружинный фиксатор, отсоединяем колодку проводов от форсунки.
  1. Поддев отверткой…

…снимаем фиксатор форсунки.

  1. Вынимаем форсунку из рампы.

Посадочные места форсунки в рампе и головке блока цилиндров уплотняются резиновыми кольцами

Если уплотнительные кольца затвердели и снимаются с трудом, их можно разрезать.

Маркировка форсунки для двигателя ВАЗ-21124 VAZ20735 4318АО4321.

Проверка работоспособности форсунок двигателей ВАЗ-21114 и ВАЗ-21124 осуществляется так же, как и на двигателях ВАЗ-2111 и ВАЗ-2112 (см. Проверка форсунок двигателя). Отличие состоит в том, что электрическое сопротивление обмоток форсунок двигателей рабочим объемом 1,6 л должно находиться в пределах 11,4–12,6 Ом. Неисправные форсунки следует заменить.

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

Устанавливаем снятые детали в обратной последовательности.

  1. На новые уплотнительные кольца при установке их на форсунку наносим немного моторного масла (не допускайте попадания моторного масла внутрь форсунки).
  2. Форсунку утапливаем в гнездо рампы до тех пор, пока пружинный фиксатор не сможет войти в прорези форсунки и одновременно в зацепление с буртиком на рампе.

Снятие корпуса воздушного фильтра

Снятие корпуса воздушного фильтра на двигателях ВАЗ-21114 и ВАЗ-21124 выполняется одинаково.

Операции показаны на примере двигателя ВАЗ-21124.

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Отсоединяем клемму «минусового» провода от вывода аккумуляторной батареи.
  1. Отсоединяем колодку проводов датчика массового расхода воздуха.
  1. Крестообразной отверткой ослабляем затяжку хомута…

…и отсоединяем воздуховод от патрубка датчика массового расхода воздуха.

  1. Поддеваем отверткой…

…и вынимаем стопорные штифты двух пистонов крепления козырька воздухозаборного шланга.

  1. Снимаем козырек.
  1. Выталкиваем три резиновые опоры корпуса воздушного фильтра из отверстий в кузове и кронштейне. Обычно опоры выходят из отверстий с трудом, поэтому рекомендуется предварительно смочить их мыльным раствором или проникающей жидкостью типа WD-40 и извлечь опоры с помощью шлицевой отвертки.
  1. Снимаем корпус воздушного фильтра.
  1. Отворачиваем и снимаем с патрубка корпуса фильтра воздухозаборный шланг.
  1. Отворачиваем и снимаем с воздухозаборного шланга пластмассовый фланец.

Устанавливаем снятые детали в обратной последовательности.