10.4.1.2. Поршни

Диаметр поршней различных классов, замеренный перпендикулярно к оси поршневого пальца на расстоянии 51,5 мм от днища поршня, составляет, мм:
класс А......  75,965–75,975
класс В......  75,975–75,985
класс C......  75,985–75,995
класс D......  75,995–76,005
класс E......  76,005–76,015

—29. Маркировка поршня и шатуна
Рис. 10–29. Маркировка поршня и шатуна: 1 — группа поршня по массе; 2 — стрелка для ориентирования поршня в цилиндре; 3 — ремонтный размер; 4 — класс поршня; 5 — класс отверстия для поршневого пальца; 6 — отверстие для выхода масла; 7 — номер цилиндра

Класс поршня (буква) и категория отверстия для поршневого пальца (цифра) маркируются на днище поршня (рис. 10–29). Там же маркируется и стрелка 2 для ориентирования поршня в цилиндре. При сборке двигателя поршни следует устанавливать так, чтобы стрелка была направлена к передней части двигателя (в сторону привода распределительного вала).
Увеличение диаметра для ремонтных размеров поршней составляет 0,4 и 0,8 мм. На днищах ремонтных поршней ставится маркировка в виде квадрата 3 или треугольника. Квадрат соответствует увеличению наружного диаметра на 0,8 мм, а треугольник — на 0,4 мм.
Расчетный зазор между поршнем и цилиндром для новых деталей составляет 0,025–0,045 мм. Максимально допустимый зазор при износе — 0,15 мм.

—30. Установка поршневого пальца на приспособление А.60325 для запрессовки
Рис. 10–30. Установка поршневого пальца на приспособление А.60325 для запрессовки:
1 — валик приспособления; 2 — поршневой палец; 3 — направляющая; 4 — упорный винт; 5 — дистанционное кольцо

Поршневой палец применяется от двигателя 2108. Он короче на 6 мм пальца двигателей 2103, и поэтому при запрессовке поршневого пальца в шатун необходимо пользоваться приспособлением А.60325 с дистанционным кольцом 5 (рис. 10–30). Кольцо должно иметь толщину 4 мм, наружный диаметр 22 мм и внутренний — 15 мм.
По массе поршни сортируются на три группы: нормальную, увеличенную на 5 г и уменьшенную на 5 г. Этим группам соответствует маркировка 1 (см. рис. 10–29) на днище поршня: "Г", "+" и "–". На двигателе все поршни должны быть одной группы по массе.