7.9. Удаление воздуха из гидропривода (прокачка) тормозной системы

Удаление воздуха из гидропривода (прокачка) тормозной системы  проводится каждый раз после разгерметизации системы при ремонте или замене отдельных узлов, а также при замене тормозной жидкости. При разгерметизации одного из контуров гидропривода тормозов воздух следует удалять только из этого контура. На наличие воздуха в приводе тормозов указывает увеличенный ход педали и ее «мягкость».
Рекомендуется использовать специальную установку для прокачки гидропривода под давлением. Если ее нет, можно прокачать привод тормозов, нажимая на педаль тормоза. В этом случае необходим помощник. Эффективность данного способа ниже, а трудозатраты больше, чем при использовании специальной установки.
Для прокачки используйте только свежую тормозную жидкость. Перед проведением работы убедитесь в герметичности всех узлов привода тормозов и их соединений, очистите крышку и поверхность вокруг крышки компенсационного бачка, тщательно очистите штуцера для прокачки. Подготовьте надежный инструмент для отворачивания штуцеров – они могут прочно «прикипеть» к своему месту.
Если была разгерметизирована лишь часть системы и при этом были соблюдены все меры предосторожности, необходимые для минимизации потери жидкости, достаточно удалить воздух только из соответствующего контура.
Если разгерметизации подвергалась вся тормозная система, последовательность прокачки следующая.
На автомобиле без ABS:
– правое заднее колесо;
– левое переднее колесо;
– левое заднее колесо;
– правое переднее колесо.
На автомобиле с ABS:
– правое заднее колесо;
– левое переднее колесо;
– левое заднее колесо;
– правое переднее колесо.
Во время прокачки постоянно следите за уровнем тормозной жидкости в бачке и поддерживайте его у метки «МАХ».
Прокачку тормозных механизмов проводите в следующем порядке:
– снимите пылезащитный колпачок с первого по порядку прокачки штуцера на тормозном колесном цилиндре, наденьте на него шланг для слива тормозной жидкости, свободный конец которого опустите в стеклянный сосуд, частично заполненный жидкостью;
– попросите помощника несколько раз резко нажать на тормозную педаль до появления ощущения «упора» и удерживать педаль в этом положении;
– отверните с помощью подготовленного ключа на 1/2–1/3 оборота штуцер – в сосуд из шланга поступит жидкость вместе с пузырьками воздуха, а педаль, удерживаемая помощником, упрется в пол;
– пока помощник удерживает педаль в нажатом положении, заверните штуцер; конец шланга должен быть постоянно погружен в жидкость;
– повторяйте эту операцию до тех пор, пока в сосуд не будет поступать жидкость без пузырьков воздуха;
– периодически проверяйте уровень жидкости в компенсационном бачке, доливая ее до метки «МАХ»;
– удерживая педаль в нажатом положении, заверните штуцер до отказа, снимите шланг, наденьте грязезащитный колпачок;
– повторите эти операции для остальных тормозных механизмов, пока из системы не выйдет весь воздух, а тормозная педаль не станет «жесткой»;
– если, несмотря на прокачку, педаль остается «мягкой», то в системе еще остался воздух – требуется его окончательное удаление. Поступление воздуха в систему может происходить из-за нарушения герметичности соединений шлангов и трубопроводов, подтекания в манжетах главного и рабочих тормозных цилиндров;
– совершите пробную поездку, во время которой соблюдайте осторожность.