2.2.4. Замена ремня привода ГРМ и ремня привода балансирного механизма (4G64,4G69)

Замена ремня привода ГРМ и ремня привода балансирного механизма (4G64,4G69)

Снятие
Замена ремня привода ГРМ и ремня привода балансирного механизма (4G64,4G69)
Снимите нижние защитные кожухи.
Приподнимите силовой агрегат для освобождения опоры двигателя от нагрузки силового агрегата и снимите опору двигателя.
Вставьте специальный инструмент (вороток или трещотка с вставкой 12,7 мм) в специальное отверстие автоматического натяжителя ремня привода навесных агрегатов в сборе.
Поворачивая автоматический натяжитель против часовой стрелки совместите отверстие «А» с отверстием «В».

ВНИМАНИЕ
Если ремень привода навесных агрегатов используется повторно, нанесите мелом на обратной (нерабочей) стороне ремня стрелку, указывающую направление вращения.

Вставьте специальный ключ в отверстие для фиксации автоматический натяжителя и снимите ремень привода навесных агрегатов.

ПРИМЕЧАНИЕ
Вместо специального ключа допускается использование проволоки, которую необходимо согнуть под прямым углом.

Отсоединение разъема датчика положения коленчатого вала
Замена ремня привода ГРМ и ремня привода балансирного механизма (4G64,4G69)
Замена ремня привода ГРМ и ремня привода балансирного механизма (4G64,4G69)
Во избежание возможного повреждения жгута проводов системы управления двигателем о шкив насоса гидроусилителя рулевого управления, при отсоединении разъема датчика положения коленчатого вала не снимайте ленту крепления проводки, расположенную на разъеме.
Проверните коленчатый вал по часовой стрелке до совмещения установочных меток на звездочке распределительного вала и звездочке коленчатого вала с соответствующими установочными метками, и установите поршень цилиндра №1 в ВМТ такта сжатия.

ВНИМАНИЕ
Проворачивайте коленчатый вал только по часовой стрелке.

Если автоматический натяжитель ремня привода ГРМ не снимается или снимается с зафиксированным штоком, извлеките заглушку и вверните специальный стержень в отверстие кронштейна крепления навесного оборудования таким образом, чтобы он упирался в канавку на рычаге натяжителя.
Замена ремня привода ГРМ и ремня привода балансирного механизма (4G64,4G69)
Замена ремня привода ГРМ и ремня привода балансирного механизма (4G64,4G69)
Медленно вворачивайте специальный стержень, совмещаяя отверстие «В» на корпусе автоматического натяжителя с отверстием «А» на штоке натяжителя.

ВНИМАНИЕ
Вворачивайте специальный стержень с шагом не более 30° в секунду. Если стержень завернуть сразу на полный ход, возможна его деформация из-за затрудненного перемещения штока натяжителя.

Замена ремня привода ГРМ и ремня привода балансирного механизма (4G64,4G69)
Вставьте проволоку диаметром 2 мм в отверстие корпуса автоматического натяжителя.
Замена ремня привода ГРМ и ремня привода балансирного механизма (4G64,4G69)
Ослабьте регулировочный болт ролика натяжителя и снимите ремень привода ГРМ.

ВНИМАНИЕ
Замена ремня привода ГРМ и ремня привода балансирного механизма (4G64,4G69)
В случае повторного использования ремня привода ГРМ необходимо нанести мелом на обратной (нерабочей) поверхности ремня стрелку, указывающую направление вращения.

Снятие звездочки коленчатого вала
С помощью специального инструмента зафиксируйте коленчатый вал от проворота и отверните болт крепления звездочки.

ВНИМАНИЕ
Замена ремня привода ГРМ и ремня привода балансирного механизма (4G64,4G69)
Следите за тем, чтобы специальный инструмент был надежно закреплен и не перемещался.

Проверка автоматического натяжителя
Проверьте автоматический натяжитель на отсутствие утечек масла, при их наличии, замените его.
Проверьте так же шток натяжителя на отсутствие износа и повреждения, при необходимости замените автоматический натяжитель.
Измерьте величину выступания штока. Если эта величина не соответствует стандартному значению, замените автоматический натяжитель.
Замена ремня привода ГРМ и ремня привода балансирного механизма (4G64,4G69)
Стандартное значение «А»: 11 мм.
Надавите на шток натяжителя, уперев его в блок цилиндров и приложив соответствующее усилие (98–196 Н), затем измерьте ход штока «В», как показано на рисунке. Если ход штока выходит за пределы Указанного значения, замените автоматический натяжитель.
Замена ремня привода ГРМ и ремня привода балансирного механизма (4G64,4G69)
Стандартное значение «В»: 1 мм или меньше.
Если шток утапливается без дложного сопротивления, замените натяжитель.
Проверьте плавность вращения ролика натяжителя.

ВНИМАНИЕ
Перед снятием, если ремень привода балансирного механизма используется повторно, нанесите мелом на обратной (нерабочей) стороне ремня стрелку, указывающую направление вращения.

Установка ремня привода балансирного механизма
Замена ремня привода ГРМ и ремня привода балансирного механизма (4G64,4G69)
Проверьте, чтобы метки на звездочке коленчатого вала и на звездочке уравновешивающего вала были совмещены с соответствующими установочными метками.
Установите ремень привода балансирного механизма на звездочку коленчатого вала и звездочку уравновешивающего вала. Обеспечьте отсутствие провисания ремня.

ВНИМАНИЕ
Устанавливайте старый ремень таким образом, чтобы стрелка с обратной (нерабочей) его стороны совпадала с направлением вращения ремня.

Регулировка натяжения ремня привода балансирного механизма
Установите ролик натяжителя ремня привода балансирного механизма так, чтобы его фланец был направлен к передней части двигателя. Временно зафиксируйте болтом ролик натяжителя, чтобы центр оси ролика натяжителя сместился влево и вверх от центра болта крепления ролика.
Замена ремня привода ГРМ и ремня привода балансирного механизма (4G64,4G69)
Натяните рабочую ветвь ремня приложив к нему усилие 3 ± 0,5 Н·м. Для этого рукой удерживайте натяжитель ремня привода балансирного механизма в направлении, указанном стрелкой на рисунке. После чего зафиксируйте натяжитель ремня привода балансирного механизма в этом положении, затянув болт крепления.

ВНИМАНИЕ
Замена ремня привода ГРМ и ремня привода балансирного механизма (4G64,4G69)
Во время затягивания болта следите за тем, чтобы ролик натяжителя не проворачивался вместе с болтом крепления. Если ролик натяжителя провернется, это приведет к чрезмерному натяжению ремня привода балансирного механизма.

Момент затяжки болта: 19 ±3Н·м.
Проверните коленчатый вал на 2 оборота по часовой стрелке и установите поршень цилиндра №1 в ВМТ такта сжатия. Проверьте совмещение установочных меток.
Убедитесь, что прогиб рабочей ветви ремня привода балансирного механизма соответствует стандартному значению. Для этого нажимите с усилием 100 Н в центре ремня между звездочками (при этом удерживая ролик от проворота), как показано на рисунке.
Стандартное значение прогиба: 5–7 мм.
Замена ремня привода ГРМ и ремня привода балансирного механизма (4G64,4G69)
Отрегулируйте прогиб ремня, чтобы он соответствовал стандартному значению.

Установка ротора датчика положения коленчатого вала и звездочки коленчатого вала
Очистите и обезжирьте сопрягающуюся поверхность коленчатого вала и звездочки, контактирующих с ротором датчика положения коленчатого вала.
Очистите резьбовое отверстие коленчатого вала, торец вала, шайбу болта крепления звездочки и поверхности, контактирующие с ней.
Установите ротор датчика положения коленчатого вала и звездочку коленчатого вала, расположив их, как показано на рисунке.
Замена ремня привода ГРМ и ремня привода балансирного механизма (4G64,4G69)
Смажьте небольшим количеством моторного масла привалочную поверхность (конус) носка коленчатого вала и резьбу болта коленчатого вала.
Перед установкой болта крепления звездочки коленчатого вала нужно установить шайбу стороной с фаской к болту.
Замена ремня привода ГРМ и ремня привода балансирного механизма (4G64,4G69)
С помощью специального инструмента зафиксируйте звездочку коленчатого вала или маховик от проворота. Установите и затяните болт крепления шкива коленчатого вала.
Момент затяжки: 167 Н·м.

Установка автоматического натяжителя ремня привода ГРМ (шток автоматического натяжителя находится в полностью выдвинутом положении)
Замена ремня привода ГРМ и ремня привода балансирного механизма (4G64,4G69)
Установите автоматический натяжитель в тиски с мягкими губками.
Медленно сжимая тиски, уопите шток автоматического натяжителя до совмещения отверстия «А» в штоке с отверстием «В» в корпусе натяжителя.

ВНИМАНИЕ
Автоматический натяжитель необходимо устанавливать под прямым углом к поверхности губок тисков, без перекоса.
Быстрое утапливание штока может привести к его повреждению. Производите эту операцию постепенно.

Замена ремня привода ГРМ и ремня привода балансирного механизма (4G64,4G69)
Установите проволоку или штифт необходимого диаметра в отверстие для фиксации штока в корпусе натяжителя.
Установите автоматический натяжитель на двигатель и затяните болты крепления номинальным моментом.
Момент затяжки: 23 ±3 Н·м.

ПРИМЕЧАНИЕ
Замена ремня привода ГРМ и ремня привода балансирного механизма (4G64,4G69)
Не извлекайте проволоку из автоматического натяжителя

Установка ролика натяжителя ремня привода ГРМ
Замена ремня привода ГРМ и ремня привода балансирного механизма (4G64,4G69)
Установите и временно закрепите ролик натяжителя так, чтобы прямая, проходящая через центры отверстий ролика, была расположена, как показано на рисунке.

Установка ремня привода ГРМ
Замена ремня привода ГРМ и ремня привода балансирного механизма (4G64,4G69)
Замена ремня привода ГРМ и ремня привода балансирного механизма (4G64,4G69)
Проверьте, что ролик натяжителя и автоматический натяжитель находятся в соответствующем положении. Убедитесь, что метки звездочки распределительного вала, звездочки коленчатого вала и звездочки масляного насоса совмещены с соответствующими установочными метками (при этом поршень цилиндра №1 должен находиться в ВМТ такта сжатия).

ВНИМАНИЕ
Если установочные метки не совмещены, клапаны могут заклинится поршнем при повороте звездочки распределительного вала.

Замена ремня привода ГРМ и ремня привода балансирного механизма (4G64,4G69)
Снимите пробку технологического отверстия на блоке цилиндров и вставьте в него крестовую отвертку (диаметром стержня 8 мм).
Если отвертка вставляется на глубину 60 мм или больше, то установочные метки совмещены правильно. Если отвертка вставляется только на глубину 20–25 мм, то проверните звездочку масляного насоса на один оборот и снова совместите установочные метки. Затем проверьте, чтобы отвертка была вставлена на глубину 60 мм или больше. Оставьте отвертку вставленной в отверстие до завершения операции установки ремня привода ГРМ.

ПРИМЕЧАНИЕ
Для фиксации уравновешивающего вала допускается использование болта (М6 с длиной резьбовой части 10 мм и общей длиной 45 мм).

Установите ремень привода ГРМ на звездочки (не допускайте провисания ремня между звездочками или роликами).

Порядок установки
1. Звездочка коленчатого вала и ролик натяжителя ремня привода ГРМ.
2. Звездочка масляного насоса и на направляющий ролик ремня привода ГРМ.
3. Звездочка распределительного вала.

ВНИМАНИЕ
Устанавливая старый ремень, следите чтобы стрелка с обратной его стороны совпадала с направлением вращения ремня (по часовой стрелке).

ПРИМЕЧАНИЕ
Перед установкой ремня привода ГРМ на звездочку распределительного вала убедитесь, что все метки звездочек совпадают с соответствующими установочными метками.

Замена ремня привода ГРМ и ремня привода балансирного механизма (4G64,4G69)
Переместите ролик натяжителя таким образом, чтобы его отверстия были расположены горизонтально. После этого слегка прижмите ролик натяжителя к ремню привода ГРМ и временно затяните болт перед регулировкой натяжения ремня.

Двигатель 4G69
Убедитесь, что метки звездочек совпадают с соответствующими установочными метками.
Извлеките отвертку из технологического отверстия на блоке цилиндров, затем установите и затяните пробку номинальным моментом.
Момент затяжки: 36 + З Н·м.

Регулировка натяжения ремня привода ГРМ
Замена ремня привода ГРМ и ремня привода балансирного механизма (4G64,4G69)
Вверните специальный стержень в отверстие кронштейна крепления навесного оборудования.

ВНИМАНИЕ
Вворачивайте специальный стержень от руки, так как при использовании специального инструмента возможно повреждение проволоки, вставленной в автоматический натяжитель ремня привода ГРМ.

Медленно вворачивайте специальный стержень до положения, при котором вставленная в автоматический натяжитель проволока будет легко перемещаться.
Поверните коленчатый вал на 1/4 оборота против часовой стрелки, затем, проворачивая коленчатый вал по часовой стрелке, совместите установочные метки.
Замена ремня привода ГРМ и ремня привода балансирного механизма (4G64,4G69)
Ослабьте болт крепления ролика натяжителя и с помощью специального инструмента и динамометрического ключа приложите момент к ролику натяжителя (натяните ремень).
Стандартное значение: 3,5 Н·м.
Замена ремня привода ГРМ и ремня привода балансирного механизма (4G64,4G69)
После этого, удерживая ролик натяжителя от проворота, затяните болт крепления номинальным моментом затяжки.
Момент затяжки: 48 ±5Н·м.

ВНИМАНИЕ
При затяжке болта крепления убедитесь в том, что ролик натяжителя (или его вал) не поворачивается вместе с болтом.

Извлеките проволоку или штифт из автоматического натяжителя.
Извлеките специальный стержень из отверстия кронштейна крепления навесного оборудования и установите заглушку.
Проверните коленчатый вал по часовой стрелке на два оборота и совместите установочные метки.
Подождите около 15 мин и проверьте, что проволока может быть легко установлена в автоматический натяжитель и так же легко извлечена из него. Если этого не происходит, проверьте, чтобы величина выступания штока автоматического натяжителя находилась в пределах номинальных значений.
Замена ремня привода ГРМ и ремня привода балансирного механизма (4G64,4G69)
Стандартное значение А: 3,8–4,5 мм.
Если величина выступания штока не соответствует диапазону номинальных значений, то повторите операции снова, после чего проверьте, чтобы метки всех звездочек были совмещены с соответствующими установочными метками.

Завершающие операции
Установите опору двигателя.
Установите нижние защитные кожухи.
Отрегулируйте натяжение ремня привода навесных агрегатов.