2.4.2. Комбинация приборов, измерители и контрольные лампы и световые индикаторы

Конструкция комбинации приборов

1 — Измеритель температуры охлаждающей жидкости
2 — Индикатор температуры наружного воздуха
3 — Измеритель запаса топлива с контрольной лампой минимального резерва
4 — Контрольная лампа активации указателей левого поворота
4 — Измеритель давления двигательного масла
5 — Регулятор интенсивности подсветки приборов/кнопка сброса показаний счетчика километража текущего пробега/активации комбинации приборов/переключения режимов активной системы техобслуживания (ASSYST)
6 — Контрольная лампа систем ETS/ESP
7 — Спидометр

8 — Индикатор LIM системы Speedtronic
9 — Индикатор счетчика километража текущего пробега/уровня двигательного масла/индикатора ТО/переменного ограничителя скорости
10 — Контрольная лампа активации указателей правого поворота
11 — Рукоятка установки показаний часов
12 — Тахометр
13 — Часы
14 — Индикатор выбранного диапазона АТ

Комбинация приборов

Конструкция комбинации приборов представлена на иллюстрации.

Контрольно-измерительные приборы

Активация комбинации приборов

Активация комбинации приборов производится при открывании двери, путем нажатия на одну из вмонтированных в комбинацию справа и слева от спидометра приборов кнопочных переключателей , а также при включении зажигания/открывании водительской двери. Отключение доски происходит автоматически.

Регулировка интенсивности подсветки приборов

Регулировка интенсивности подсветки приборов (при включенных ходовых огнях - см. Раздел Органы управления и оборудование салона) производится при помощи вмонтированной в приборный щиток слева под циферблатом спидометра поворотно-нажимной рукоятки, - при помощи той же рукоятки может быть произведена активация комбинации приборов (см. выше) и переключение режимов функционирования встроенного в спидометр цифрового дисплея/сброс показания счетчика текущего километража (см. ниже).

Комбинированный измеритель запаса топлива/температуры охлаждающей жидкости

Измеритель находится в левом углу комбинации приборов и оборудован двумя указателями, один из которых (правый) регистрирует запас топлива, остающийся в баке, второй (левый) служит для индикации значения температуры охлаждающей жидкости двигателя. В нижнюю часть циферблата измерителя вмонтирован дисплей вывода показаний температуры наружного воздуха.

Измеритель запаса топлива

Погрешность показаний измерителя запаса топлива минимальна, когда автомобиль занимает строго горизонтальное положение. При движении автомобиля по извилистым или холмистым дорогам погрешность прибора увеличивается. Функционирование измерителя не зависит от положения ключа зажигания. Метка 1/1 соответствует состоянию полной заправки, 0 - пустому баку. Встроенная в циферблат измерителя контрольная лампа с изображением заправочной колонки извещает водителя о необходимости при первой же возможности произвести дозаправку автомобиля.

Измеритель температуры охлаждающей жидкости

В нормальных условиях температура кипения охлаждающей жидкости (антифриз с добавленными в него антикоррозионными присадками), заправленной в рассчитанный на функционирование при избыточном давлении тракт системы составляет около 130°С. В тяжелых условиях эксплуатации, например, в очень жаркую погоду или при длительном подъеме в гору стрелка указателя может подниматься до верхней красной отметки на шкале. Если температура двигателя увеличилась настолько, что стрелка указателя заходит в пределы красного диапазона шкалы измерителя, следует немедленно прекратить движение, съехать на обочину, припарковаться и произвести проверку состояния системы охлаждения на предмет выяснения причин перегрева двигателя (см. Главу Системы питания и выпуска отработавших газов).

Индикатор температуры наружного воздуха

Дисплей индикации показаний датчика температуры наружного воздуха вмонтирован в циферблат левого комбинированного измерителя комбинации приборов. Температура определяется в градусах Цельсия (°С).

Изменение показаний дисплея после выезда из гаража происходит с определенной задержкой, обусловленной адаптацией датчика.

Кроме того, предусмотрена принудительная задержка нарастания показаний дисплея в соответствии с увеличением температуры окружающей среды при температуре охлаждающей жидкости двигателя свыше 60°С, - что позволяет предотвратить наводки от горячего двигателя во время остановок и при движении автомобиля с малыми скоростями.

Спидометр

Спидометр вмонтирован в центральную часть комбинации приборов и показывает скорость движения автомобиля в км/ч.

Дисплей показаний одометра/счетчика текущего пробега/индикатора уровня двигательного масла/срока наступления планового ТО

Дисплей показаний одометра, счетчика текущего пробега и индикатора срока наступления планового ТО вмонтирован в циферблат спидометра. Сброс показаний счетчика текущего пробега/переключение режимов дисплея производится при помощи расположенного слева под циферблатом спидометра кнопочного переключателя (см. там же).

Одометр и счетчик километража текущего пробега

Одометр регистрирует общий пробег транспортного средства с момента ввода его в эксплуатацию, сбрасываемый счетчик позволяет отслеживать текущий пробег автомобиля с момента последнего сброса своих показаний (в километрах). Переключение режимов одометр/счетчик производится посредством расположенной слева от спидометра кнопки.

Для сброса показаний счетчика следует активировать комбинацию приборов (см. выше), затем нажать кнопку сброса и удерживать ее нажатой в течение около 1 секунды.

Индикатор уровня двигательного масла

При проверке уровня двигательного масла автомобиль должен находиться в горизонтальном положении. Снятие показаний следует производить спустя приблизительно 5 минут после остановки прогретого до нормальной рабочей температуры двигателя.

Поверните ключ в замке зажигания в положение 2 и дождитесь появления на экране дисплея индикации , затем дважды в течение 1 секунды нажать на кнопку переключения (5). На дисплее должна высветиться следующая информация:

(уровень масла в норме),
(долить 1 литр масла),
(долить 1.5 л масла),
(долить 2 л масла),
либо (откачать лишнее масло во избежание повреждения двигателя или выхода из строя каталитического преобразователя).

Если правильное измерение уровня не представляется возможным, индикация будет мигать, - повторите проверку спустя короткое время.

В случае необходимости уровень масла может быть проверен вручную по измерительному щупу (см. Главу Системы питания и выпуска отработавших газов).

Индикатор срока наступления планового ТО (система ТО-Assyst)

См. Раздел Активная система предупреждения о сроке наступления планового ТО (ASSYST).

Тахометр

Тахометр находится справа от спидометра и показывает частоту вращения коленчатого вала двигателя в тысячах оборотов в минуту (показание стрелки следует умножать на 100). Во избежание выхода двигателя из строя запрещается превышать максимально допустимую частоту вращения коленчатого вала (стрелка тахометра никогда не должна заходить в красную зону шкалы).

С целью защиты двигателя при достижении оборотами коленчатого вала диапазона красной маркировки осуществляется отсечка подачи топлива.

Часы

Циферблат бортовых часов вмонтирован в циферблат тахометра. Регулятор установки показаний часов помещается слева под циферблатом тахометра (см. там же). Вращение вытянутого из панели регулятора по часовой стрелке приводит к увеличению показаний, против - к уменьшению.

Контрольные лампы и световые индикаторы

В сборку комбинации приборов автомобиля встроен целый комплекс контрольных ламп и индикаторов, при помощи которых водитель получает важную информацию об исправности/нарушении функционировании основных агрегатов и систем автомобиля. Схема расположения контрольных ламп на приборном щитке представлена на иллюстрации. Ниже предлагается информация о принципе функционирования каждого из предусмотренных световых индикаторов в отдельности.

Перечень входящих в состав комбинации приборов контрольных ламп и световых индикаторов

(Желтая) Предупредительная контрольная лампа антипробуксовочной (4-ETS)/противозаносной (ESP); «Адаптируйте стиль вождения к дорожным условиям!»

(Желтая) Контрольная лампа отказов системы усиления экстренного торможения (BAS)/противозаносной системы (ESP)

(Желтая) Контрольная лампа антипробуксовочной системы (4-ETS)

(Желтая) Контрольная лампа отказов системы антиблокировки тормозов (ABS)

(Желтая) Контрольная лампа износа тормозных колодок

(Желтая) Контрольная лампа уровня двигательного масла

(Желтая) Контрольная лампа уровня/температуры охлаждающей жидкости

(Желтая) Контрольная лампа режима движения по бездорожью (LOW RANGE)

(Желтая) Контрольная лампа отказов MIL/«Проверьте двигатель»

(Желтая) Контрольная лампа отключения фронтальной пассажирской подушки безопасности при установке детского сиденья на правое переднее сиденье (AIRBAG OFF)

(Зеленый) Световой индикатор активации противотуманных фар

(Красная) Контрольная лампа блокировки фиксатора механизма регулировки рулевой колонки

(Красная) Контрольная лампа системы дополнительной безопасности (SRS)

(Красная) Контрольная лампа уровня тормозной жидкости/отказов электронной системы распределения тормозных усилий (EBV)/индикатор взведения стояночного тормоза

(Красная) Контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи

(Синий) Световой индикатор активации дальнего света фар

(Желтая) Контрольная лампа преднакала дизельного двигателя

(Желтая) Контрольная лампа электронной системы управления мощностью (EPC)

(Красный) Световой индикатор «Пристегните ремень безопасности»

(Желтая) Контрольная лампа уровня/морозоустойчивости жидкости в резервуаре жидкости омывания стекол/линз фар

Предупредительная контрольная лампа антипробуксовочной (ETS) и противозаносной (ESP) систем

Данная контрольная лампа кратковременно активируется при включении зажигания и должна погаснуть сразу после осуществления запуска двигателя. Активацией данной контрольной лампы сопровождается принудительное отключение противозаносной (ESP) системы (см. Разделы Антипробуксовочная система (4-ETS) и Электронная противозаносная система (ESP)). Активация лампы в проблесковом режиме во время движения автомобиля предупреждает водителя о том, что колеса автомобиля находятся на пределе сцепления с дорожным покрытием и необходимо снизить скорость до безопасного уровня.

При буксировке автомобиля с оторванными от земли задними колесами, а также при проверке исправности функционирования тормозных механизмов на стенде двигатель должен быть заглушен, т.к. в противном случае активное тормозящее воздействие системы ESP может привести к выходу из строя тормозных механизмов задних колес!


Контрольная лампа отказов усилителя экстренного торможения (BAS)/противозаносной системы (ESP)

Контрольная лампа кратковременно активируется при включении зажигания и должна погаснуть сразу после осуществления запуска двигателя. Отказ лампы от отключения, а также активация ее во время движения свидетельствует о нарушении исправности функционирования системы BAS или ESP.

При отказе системы BAS тормозная система автомобиля продолжает функционировать в обычном (неусиленном) режиме.

Неисправность системы ESP может приводить к заметному снижению развиваемой двигателем мощности. Автомобиль следует без промедления отогнать на СТО компании Mercedes-Benz для проведения диагностики и выполнения необходимого восстановительного ремонта.

Для отключения срабатывающей при работающем двигателе контрольной лампы после отключения бортового питания следует повернуть рулевое колесо от упора до упора. При падении уровня напряжения ниже 10 В происходит автоматическое отключение системы BAS. Сопровождающееся срабатыванием данной контрольной лампы. Возврат системы в рабочее состояние происходит также автоматически при восстановлении уровня напряжения, - лампа должна погаснуть.

Контрольная лампа антипробуксовочной системы (4-ETS)

Контрольная лампа кратковременно активируется при включении зажигания и должна погаснуть сразу после осуществления запуска двигателя. Отказ лампы от отключения, а также активация ее во время движения свидетельствует о нарушении исправности функционирования системы 4-ETS, - автомобиль следует без промедления отогнать на СТО компании Mercedes-Benz для проведения диагностики и выполнения необходимого восстановительного ремонта.

При высокой нагрузке на тормозные механизмы происходит автоматическое кратковременное отключение системы 4-ETS с целью предотвращения перегрева тормозов, - данное отключение сопровождается активацией контрольной лампы.

Система 4-ETS активируется на скоростях от 40 до 80 км/ч при достижении каким-либо из колес предела сцепления шины с дорогой (например, при односторонней гололедице). Соответствующее колесо при этом притормаживается с целью обеспечения надежного тягового усилия.


Контрольная лампа системы антиблокировки тормозов ABS

Данная контрольная лампа служит для контроля за исправностью функционирования ABS, кратковременно срабатывает при включении зажигания и должна гаснуть спустя несколько секунд после осуществления запуска двигателя. Отказ лампы от отключения, а также активация ее во время движения свидетельствует о нарушении исправности функционирования ABS, - автомобиль следует без промедления отогнать на СТО компании Mercedes-Benz для проведения диагностики и выполнения необходимого восстановительного ремонта.

Одновременно с ABS отключаются также системы 4-ETS, BAS и ESP), что должно подтверждаться срабатыванием соответствующих контрольных ламп (см. выше).


Контрольная лампа износа тормозных колодок

Контрольная лампа кратковременно активируется при включении зажигания и должна погаснуть сразу после осуществления запуска двигателя. Активация лампы во время торможения свидетельствует об износе фрикционных накладок тормозных колодок до предельного допустимого значения и необходимости выполнения срочной их замены.

Контрольная лампа уровня двигательного масла

Контрольная лампа уровня двигательного масла кратковременно срабатывает при включении зажигания и должна гаснуть после осуществления запуска двигателя. Активация контрольной лампы при работающем двигателе свидетельствует об опасном снижении уровня двигательного масла. При первой же возможности проверьте уровень масла, в случае необходимости произведите соответствующую корректировку (см. Главу Системы питания и выпуска отработавших газов), удостоверьтесь в отсутствии признаков развития утечек.

Контрольная лампа уровня/температуры охлаждающей жидкости

Данная контрольная лампа кратковременно активируется при включении зажигания и должна погаснуть сразу после осуществления запуска двигателя. Активация контрольной лампы во время движения свидетельствует о том, что уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке опустился до опасного предела и необходимо срочно произвести соответствующую корректировку, либо температура охлаждающей жидкости достигла верхней границы допустимого диапазона (129°С). Заглушите двигатель, дайте ему немного остыть, проверьте уровень жидкости в расширительном бачке, в случае необходимости произведите соответствующую корректировку (см. Главу Системы питания и выпуска отработавших газов).

Контрольная лампа режима движения по бездорожью

Данная контрольная лампа служит для подтверждения исправности переключения в режим движения по бездорожью (см. Раздел Органы управления и оборудование салона), - в процессе переключения лампа должна троекратно мигнуть, затем перейти в режим постоянного свечения. Учащенное мигание лампы при включении зажигания свидетельствует о неисправности в системе переключения в режим LOW RANGE и автомобиль следует отогнать на СТО компании Mercedes-Benz для проведения диагностики и выполнения необходимого восстановительного ремонта.

Контрольная лампа отказов MIL («Проверьте двигатель»)

Данная контрольная лампа кратковременно срабатывает при включении зажигания и должна гаснуть спустя несколько секунд после осуществления запуска двигателя. Отказ лампы от отключения, а также активация ее во время движения свидетельствует о нарушении исправности функционирования систем управления двигателем/снижения токсичности отработавших газов, - автомобиль следует без промедления отогнать на СТО компании Mercedes-Benz для проведения диагностики и выполнения необходимого восстановительного ремонта.

Для отключения контрольной лампы, активируемой после заправки полностью опустошенного топливного бака следует три-четыре раза повторить процедуру запуска двигателя.


Контрольная лампа отключения фронтальной пассажирской подушки безопасности при установке детского сиденья на правое переднее сиденье (AIRBAG OFF)

Данная контрольная лампа должна загораться при закреплении такого специального детского сиденья на переднем пассажирском сиденье, подтверждая тем самым факт отключения пассажирской подушки безопасности. Отказ срабатывания контрольной лампы свидетельствует о том, что отключения подушки не произошло и детское сиденье следует перенести назад, - обратитесь за помощью на СТО Mercedes-Benz.

Световой индикатор активации противотуманных фар

Срабатыванием данного светового индикатора подтверждается исправность активации противотуманного освещения (как переднего, так и заднего – см. Раздел Органы управления и оборудование салона).

Контрольная лампа блокировки фиксатора механизма регулировки рулевой колонки

Активация данной контрольной лампы предупреждает водителя о том, что механизм регулировки высоты положения рулевой колонки не блокирован (см. Раздел Органы управления и оборудование салона) и начинать движение опасно.

Контрольная лампа системы дополнительной безопасности (SRS)

Данная контрольная лампа приблизительно на 4 секунды загорается при включении зажигания и должна гаснуть сразу после осуществления запуска двигателя. Если лама продолжает гореть при работающем двигателе (в постоянном или проблесковом режиме), это указывает на наличие неисправности компонентов системы SRS. При соответствующей комплектации срабатывание данной контрольной лампы может являться свидетельством неисправности в контурах боковых и головных подушек безопасности, либо устройств автоматических аварийных натяжителей ремней безопасности.

Контрольная лампа уровня тормозной жидкости/отказов электронной системы распределения тормозных усилий (EBV)/индикатор взведения стояночного тормоза

Контрольная лампа непрерывно горит при взведении стояночного тормоза, напоминая водителю о необходимости его отпускания перед началом движения. Движение с взведенным стояночным тормозом приводит к быстрому перегреву и выходу из строя тормозных механизмов задних колес автомобиля, а также к преждевременному износу протекторов шин задних колес, а кроме того, может стать причиной нарушения исправности функционирования системы антиблокировки тормозов (ABS).

Если контрольная лампа продолжает гореть после отпускания стояночного тормоза, либо включается во время движения, это обычно свидетельствует о чрезмерном падении уровня тормозной жидкости, - одной из возможных причин постепенного снижения уровня тормозной жидкости является нормальный износ фрикционных накладок тормозных колодок.

Еще одной причиной активации данной контрольной лампы является нарушение исправности функционирования электронной системы распределения тормозных усилий (EBV), - автомобиль следует отогнать на ближайшую станцию техобслуживания для оценки состояния колодок и проверки герметичности гидравлического тракта тормозной системы.

Кратковременное срабатывание контрольной лампы происходит также при включении зажигания (даже при отпущенном стояночном тормозе).


Контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи

Контрольная лампа заряда должна загораться при включении зажигания и гаснуть сразу после запуска двигателя. Активация лампы при работающем двигателе предупреждает водителя о нарушении исправности функционирования системы заряда, когда аккумуляторная батарея переходит в режим разряда. Следует сразу же выключить все потребители электроэнергии, от функционирования которых не зависит безопасность дорожного движения и постараться не допустить останова двигателя, так как попытка его запуска может привести к окончательному разряду батареи. Проверьте состояние и усилие натяжение приводного ремня генератора, в случае необходимости произведите соответствующую корректировку. Если ремень в порядке, автомобиль следует сразу же отогнать на ближайшую станцию техобслуживания для проведения диагностики отказа и выполнения необходимого восстановительного ремонта.

Световой индикатор активации дальнего света

Данный индикатор служит для подтверждения активации дальнего света фар.

Контрольная лампа преднакала дизельного двигателя

Контрольная лампа преднакала загорается при включении зажигания и свидетельствует об активации системы преднакала. Запуск двигателя должен осуществляться не ранее чем контрольная лампа отключится.

Контрольная лампа электронной системы управления мощностью дизельного двигателя (EPC)

Данная контрольная лампа должна загораться при включении зажигания и гаснуть сразу после запуска двигателя. Срабатывание лампы во время движения свидетельствует об отказе в системе управления впрыском топлива дизельного двигателя, - система переходит режим аварийного функционирования, при движении в котором не следует выжимать до упора педаль газа и превышать обороты коленчатого вала 2500 в минуту. Развиваемая двигателем мощность в подобной ситуации может заметно снижаться и автомобиль следует отогнать на ближайшую станцию техобслуживания компании Mercedes-Benz.

Световой индикатор «Пристегните ремень безопасности»

Данный индикатор имеет янтарное свечение и кратковременно (приблизительно на 6 секунд) срабатывает включении зажигания, напоминая водителю и пассажирам о необходимости пристегивания ремнями безопасности.

Контрольная лампа уровня/морозоустойчивости жидкости в резервуаре жидкости омывания ветрового стекла/линз фар

Данная контрольная лампа кратковременно активируется при включении зажигания и должна погаснуть сразу после осуществления запуска двигателя. Активация контрольной лампы во время движения свидетельствует о том, что уровень омывающей жидкости упал приблизительно до 1/4 объема соответствующего резервуара.

При температуре ниже 0°С данная контрольная лампа может также предупреждать водителя о замерзании омывающей жидкости и необходимость повышения концентрации в ней морозоустойчивого ингредиента.

Световые индикаторы указателей поворота

Световые индикаторы в виде стрелок имеют зеленое свечение и служат для контроля исправности функционирования соответствующих указателей поворотов. Направление индикаторных стрелок совпадает с выбранным направлением изменения курса автомобиля. Индикаторы работают в проблесковом режиме с частотой, соответствующей частоте мигания указателей поворота. Учащенное мигание одного из индикаторов обычно свидетельствует о перегорании лампы одного из указателей соответствующего поворота. Следует при первой же возможности произвести замену сгоревшей лампы, чтобы не создавать аварийных ситуаций на дорогах.

Одновременным миганием индикаторов указателей обоих поворотов обычно сопровождается включение аварийной сигнализации.