6.1.5. Снятие и установка двигателя

Двигатель снимается с автомобиля вместе с коробкой передач из моторного отсека вверх. Для этого необходима специальная подъемная траверса, так как при поднятом капоте вынуть двигатель с помощью крана не представляется возможным. Для проведения операций снизу автомобиля потребуется также 4-стоечный подъемник или смотровая канава.
В зависимости от даты выпуска и комплектации двигателя жгуты проводов, топливопроводы, вакуумные шланги, а также шланги системы охлаждения в моторном отсеке имеют различную проводку. Поскольку в данном руководстве не могут быть подробно рассмотрены все варианты комплектаций, предлагаем снимаемые детали помечать краской или бирками, чтобы не возникало трудностей при установке.

4-цилиндровый рядный двигатель

        ПРИМЕЧАНИЕ
Порядок выполнения операций по снятию и установке 6-цилиндрового рядного двигателя аналогичен приведенному для 4-цилиндрового.


ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТ
Снятие
1. Установите капот в вертикальное положение, для чего откройте капот, нажмите на него и удерживайте в этом положении. Нажмите на стопорный рычаг с надписью «PRESS» около правого шарнира и отпустите капот. Газонаполненные амортизаторы приведут его в вертикальное положение.
2. Снимите кожух моторного отсека снизу.
Для моделей выпуска с 06.1995 по 06.1996 г., оборудованных кондиционером:
3. Снимите вязкостную муфту вентилятора системы охлаждения. При этом следует учесть, что детали крепления имеют левую резьбу.
Для всех моделей:
4. Слейте охлаждающую жидкость и снимите радиатор.

        ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
На автомобилях, оборудованных кондиционером, необходимо после снятия радиатора защитить конденсатор пластиной 400 х 680 х 1 мм, которую можно изготовить самостоятельно из жести и закрепить крепежными скобами.

5. Отсоедините контактный разъем от измерителя массового расхода воздуха.
6. Выньте поперечную трубу вместе с верхней крышкой воздушного фильтра и измерителем массового расхода воздуха.
7. Отсоедините провод от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи.

        ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
При этом из памяти электронных приборов стираются коды противоугонной системы, магнитолы, радио. Впоследствии их необходимо восстанавливать.

8. Снимите крышку блока управления.
9. Отсоедините контактный разъем блока управления, подняв зажимы вверх.
10. Отсоедините разъем защиты от возникающих пиков напряжения.
11. Отсоедините провода от генератора.
12. Отсоедините контактный разъем датчика концентрации кислорода.
13. Отсоедините шину «массы» от двигателя.
Для автомобилей с автоматической коробкой передач (АКП):
14. Отсоедините контактный разъем в моторном отсеке впереди слева. При этом следует отвернуть крепление и приподнять бачок с жидкостью для омывания стекол.
Для всех моделей:
15. Отсоедините снаружи кузова провод, соединенный с контактом «30», расположенным в нише для ног водителя.

Провод, соединяющий двигатель с кузовом
Рис. 5.10. Провод, соединяющий двигатель с кузовом: 1 – провод


16. Отсоедините крепление провода 1 (рис. 5.10) «массы», соединяющего кузов с двигателем.
Для моделей с кондиционером:
17. Отсоедините контактный разъем от компрессора.
Для всех моделей:
18. Если коробка передач отсоединена от двигателя, снимите стартер.
19. Отсоедините вакуумный шланг от клапана абсорбера.
20. Отсоедините тягу акселератора.
21. Откройте на короткое время крышку топливного бака, чтобы сбросить избыточное давление паров топлива.

        ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Ввиду опасности воспламенения не пользуйтесь открытым огнем, разогретыми предметами, не курите.  Пары бензина ядовиты, потому обеспечьте хорошую вентиляцию вашего рабочего места.  Пользуйтесь защитными очками, поскольку топливная система находится под давлением. При отсоединении ее элементов может произойти выброс топлива.

22. Промаркируйте топливопроводы с помощью бирок или клейкой ленты и отсоедините их, предварительно заглушив отверстия и пережав шланги хомутами против вытекания топлива. Вытекшее топливо удалите тряпкой.
23. Отсоедините вакуумные трубопроводы от впускного коллектора, отвернув накидные гайки.

Удаление рабочей жидкости из бачка гидроусилителя рулевого управления
Рис. 5.11. Удаление рабочей жидкости из бачка гидроусилителя рулевого управления: 1 – шприц


24. Откачайте с помощью шприца 1 рабочую жидкость из бачка гидроусилителя рулевого управления (рис. 5.11), после чего отсоедините шланги, заглушив отверстия технологическими пробками.

Отсоединение шлангов гидроусилителя рулевого управления
Рис. 5.12. Отсоединение шлангов гидроусилителя рулевого управления: 1 – возвратный шланг; 2, 3 – шланг высокого давления; 4 – всасывающий маслопровод


25. Отсоедините возвратный шланг 1 (рис. 5.12) и шланг 2 высокого давления от насоса гидроусилителя.
Для автомобилей с регулированием дорожного просвета:
26. Отсоедините дополнительный шланг 3 высокого давления и всасывающий маслопровод 4, предварительно ослабив крепление хомутов и сдвинув их.
Для всех моделей:
27. Отсоедините шланги системы охлаждения от головки цилиндров сзади и от насоса охлаждающей жидкости, перед этим ослабьте затяжку хомутов и сдвиньте их.

        ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Не вскрывайте контур системы кондиционирования — попадание хладагента на кожу может вызвать местное обморожение.

Для моделей с кондиционером:

Снятие крепления компрессора системы кондиционирования
Рис. 5.13. Снятие крепления компрессора системы кондиционирования: 1 – компрессор


28. Отверните болты (рис. 5.13, стрелки) крепления компрессора 1, после чего, не отсоединяя шланги, подвесьте его к кузову с помощью проволоки.
Для всех моделей:
29. Слейте охлаждающую жидкость из блока цилиндров в соответствующую емкость, отвернув пробку сливного отверстия. После слива пробку заверните.
30. Отсоедините от коробки передач тяги управления.

Отсоединение трубопровода от рабочего цилиндра сцепления
Рис. 5.14. Отсоединение трубопровода от рабочего цилиндра сцепления


31. Отсоедините трубопровод от рабочего цилиндра сцепления (рис. 5.14).
32. Снимите систему выпуска отработавших газов.
33. Отсоедините карданный вал от коробки передач.

Задняя поперечная балка силового агрегата
Рис. 5.15. Задняя поперечная балка силового агрегата: 1 – балка; 2, 3 – болты


34. Снимите заднюю поперечную балку 1 (рис. 5.15) силового агрегата вместе с опорой.
35. Отверните болты крепления опор двигателя к кузову и поперечной балке передней подвески.
36. Если коробка передач отсоединяется от двигателя, отверните нижние болты крепления коробки передач к двигателю.
37. Зацепите стропы грузоподъемного механизма за проушины двигателя и приподнимите силовой агрегат так, чтобы тросы натянулись.
38. Отверните верхние болты крепления коробки передач к двигателю.

Подъем силового агрегата
Рис. 5.16. Подъем силового агрегата


39. Отожмите с помощью монтировки двигатель от коробки передач и поднимайте вверх. Обеспечьте наклонное положение силового агрегата под углом не более 45° (рис. 5.16).

        ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
При подъеме силового агрегата следите за тем, чтобы не повредить кузов. Особое внимание обратите на заднюю проушину и масляный фильтр.

40. Снимите двигатель с автомобиля, отсоедините коробку передач.

    Проверка технического cостояния деталей
Проследите, чтобы на резиновых опорах силового агрегата, шлангах охлаждающей жидкости, трубопроводах не было трещин и разрывов.
Шариковый подшипник, расположенный в коленчатом валу, должен вращаться легко и без заеданий.
Удостоверьтесь, что подшипник выключения сцепления вращается легко и не имеет заеданий при осевом перемещении.
Проверьте толщину фрикционных накладок ведомого диска сцепления.
Установка
41. Соедините коробку передач с двигателем, если она была снята.
42. Установите силовой агрегат в моторный отсек через верх, проследив, чтобы при опускании не были повреждены детали силового агрегата и кузова.
43. Соедините коробку передач с промежуточным фланцем двигателя, завернув болты крепления моментами: М10 х 40–55 Н·м, М10 х 45–55 Н·м, М10 х 90–45 Н·м.
44. Соедините провод 1 «массы» (рис. 5.10).
45. Установите болты передних опор силового агрегата и затяните их от руки.
46. Заверните болты крепления задней опоры следующими моментами:
– болты 2 (рис. 5.15):
на двигателях серий 111 и 104 – 25 Н·м;
на двигателе серии 112 – 30 Н·м;
– болты 3 крепления задней поперечины к кузову – 40 Н·м;
– болты и гайки крепления задней опоры к коробке передач – 40 Н·м;
47. Заверните болты крепления передней опоры следующими моментами:
– болты крепления к балке передней подвески:
на двигателях серий 111 и 104 – 55 Н·м;
на двигателе серии 112 – 35 Н·м;
– болты крепления к блоку двигателя:
на двигателях серий 111 и 104 – 25 Н·м;
на двигателе серии 112 – 20 Н·м;
– болт крепления теплозащитного экрана – 10 Н·м;
48. Подсоедините карданный вал к коробке передач.
49. Установите стартер (если двигатель снимался без коробки передач).
50. Подсоедините к двигателю провод «массы», идущий от кузова.
51. Соедините коробку передач с механизмом управления.
52. Соедините рабочий цилиндр сцепления с трубопроводом, после чего удалите воздух из гидропривода сцепления.
53. Установите детали системы выпуска отработавших газов.
Для моделей с кондиционером:
54. Установите компрессор 1 (см. рис. 5.13), завернув болты крепления моментом 25 Н·м, и снимите защитную пластину для конденсатора.
Для всех моделей:
55. Установите ремень привода вспомогательных агрегатов.
56. Установите радиатор.
57. Установите шланги системы охлаждения и надежно закрепите их хомутами.
Для моделей выпуска с 06.1995 по 06.1996 г., оборудованных кондиционером:
58. Установите вязкостную муфту вентилятора системы охлаждения. При этом следует учесть, что детали крепления имеют левую резьбу.
Для всех моделей:
59. Установите снизу щиток моторного отсека.
60. Опустите автомобиль.
61. Прикрепите возвратный шланг 1 (см. рис. 5.12) и шланг 2 высокого давления к насосу гидроусилителя рулевого механизма.
Для автомобилей с регулированием дорожного просвета:
62. В дополнение к предыдущей операции — подсоедините шланг 3 высокого давления и всасывающий маслопровод 4.
Для всех моделей:
63. Подсоедините топливопроводы.
64. Соедините вакуумные шланги с двигателем.
65. Установите крышку коробки блока управления.
Для моделей с АКП:
66. Подсоедините трубопроводы к блоку клапанов.
Для всех моделей:
67. Наденьте вакуумный шланг на клапан абсорбера.
68. Установите поперечный патрубок воздушного фильтра, датчик массового расхода воздуха и верхнюю часть воздушного фильтра.
69. Подсоедините контактный разъем к датчику массового расхода воздуха.
70. Проверьте уровень тормозной жидкости в бачке, при необходимости восполните ее объем до нормы и удалите воздух из тормозной системы.
71. Залейте рабочую жидкость в бачок гидроусилителя рулевого механизма и удалите воздух из системы.
72. Залейте охлаждающую жидкость в расширительный бачок системы охлаждения.
73. Проверьте уровень масла в двигателе и коробке передач, при необходимости восполните его объем.
74. Соедините провод с отрицательной клеммой аккумуляторной батареи.
75. Пустите двигатель и прогрейте его до рабочей температуры, проверьте уровень охлаждающей жидкости в системе охлаждения, а также герметичность шланговых соединений.
76. Закройте капот, нажав на рычаг около правого шарнира капота.
77. Настройте часы.
78. Введите коды противоугонной системы и магнитолы.
79. Считайте возможные коды неисправностей двигателя и устраните эти неисправности.