5.3.11. Вентилятор

Вентилятор служит для повышения интенсивности охлаждения радиатора воздухом. Чем интенсивнее обдув, тем интенсивнее теплообмен. В зависимости от модели и комплектации на двигатели устанавливаются электровентиляторы или вентиляторы с вискомуфтой. Оба типа вентиляторов монтируются непосредственно перед радиатором и включаются по мере надобности.
    Вентилятор с вискомуфтой

Вискомуфта в разрезе
Рис. 4.50. Вискомуфта в разрезе: 1 – корпус муфты; 2 – крышка корпуса; 3 – нажимная шайба; 4 – резервная полость; 5 – рабочая полость; 6 – штифт; 7 – подшипник; 8 – ось подшипника; 9 – прокладка; 10 – биметаллические пластины; 11 – клапан


Вискомуфта (рис. 4.50), наполненная силиконовым маслом, расположена в середине крыльчатки вентилятора и управляется биметаллическими пластинами. На биметаллических пластинах имеется стальной штифт, который при окружающей температуре около +85 °С открывает проход масла в рабочую полость. Вязкое силиконовое масло создает силовое замыкание между шкивом и вентилятором, под действием чего последний начинает гнать воздух.
При холодном моторе муфта практически разъединена — масло находится в резервной полости, поэтому расхода энергии на вентиляцию нет. Число оборотов вентилятора остается ниже 1000 мин-1. Оно меняется вместе с числом оборотов двигателя, но только при низких оборотах. При достижении 4500 мин-1 срабатывает предохранительный клапан, который ограничивает число оборотов вентилятора в районе 3300 мин-1.
Проверка вентилятора с вискомуфтой

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТ
,
1. На выключенном двигателе проверьте легкость хода вентилятора.
2. Проследите, чтобы у вентилятора не было сильных осевых и радиальных люфтов.
3. Убедитесь в отсутствии на вискомуфте отсутствие следов масла. Если масло есть, то она подлежит замене.
4. На прогретом моторе и закрытом капоте установите обороты 3000 мин-1.

Вискомуфта
Рис. 4.51. Вискомуфта: 1 – крыльчатка; 2 – корпус муфты; 3 – болты крепления крыльчатки; 4 – биметаллические пластины


5. Муфта (рис. 4.51) должна начать работу при температуре охлаждающей жидкости +90...+95 °С. В противном случае замените муфту.

    Электровентилятор
Электровентилятор устанавливается только на 4-цилиндровых двигателях. Система охлаждения 4-цилиндрового двигателя сразу же «нагружается» при работе двигателя в режиме холостого хода или, к примеру, при движении по горной местности. Если вдруг периодически начинает загораться контрольная лампа температуры охлаждающей жидкости, то это говорит о неисправности вентилятора. В этом случае вы можете продолжить движение до места ремонта, предварительно дав двигателю остыть. При этом двигатель должен не испытывать больших нагрузок и как можно меньше работать на холостом ходу.

        ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
При остановленном, но еще горячем двигателе не держите руки в районе крыльчатки вентилятора! Вентилятор может начать работу и при выключенном зажигании.

    Проверка исправности вентилятора
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТ
1. Проверьте предохранитель.
2. Отсоедините штекер из разъема, находящегося рядом с корпусом термостата.
3. Перемкните проводом штекер. Если вентилятор заработает, значит, неисправен термовыключатель. Если не заработает — неисправен вентилятор или кабель имеет обрыв.
4. Для продолжения движения перемкните штекер и заизолируйте его. Также, во избежание короткого замыкания и попадания грязи, заизолируйте ответную часть.
5. При длительной остановке или стоянке обязательно снимите проволочную перемычку во избежание разряда аккумулятора.