14.3. Система питания топливом

Карбюратор

Карбюратор, оснащенный воздушной заслонкой с автоматическим управлением
Рис. 14.3. Карбюратор, оснащенный воздушной заслонкой с автоматическим управлением: 1 – воздушный жиклер первичной камеры; 2 – экономайзер первичной камеры и распылитель экономайзера; 3 – воздушный жиклер вторичной камеры; 4 – экономайзер вторичной камеры и распылитель экономайзера; 5 – игольчатый клапан; 6 – поплавок; 7 – главный жиклер первичной камеры; 8 – винт регулировки качества топливовоздушной смеси; 9 – заглушка; 10 – главный жиклер вторичной камеры; 11 – заглушка;
12 – жиклер холостого хода вторичной камеры; 13 – корпус карбюратора; 14 – основание карбюратора;
15 – болт (с вакуумным каналом); 16 – диафрагма вторичной камеры; 17 – тяга заслонки; 18 – электромагнитный клапан отсечки топлива на холостом ходу; 19 – балансировочный канал; 20 – воздушный жиклер первичной камеры системы холостого хода (№2); 21 – жиклер холостого хода первичной камеры; 22 – заглушка; 23 – обратный клапан ускорительного насоса; 24 – ускорительный насос; 25 – пружина; 26 – воздушная заслонка с автоматическим управлением; 27 – рычаг; 28 – воздушная горловина; 29 – винт


Карбюратор более поздних моделей с двигателем объемом 2,0 л оснащен воздушной заслонкой с автоматическим управлением вместо установленной на более ранних моделях заслонки с ручным управлением. Привод заслонки состоит из биметаллической пружины, которая нагревается электрическим током и открывает воздушную заслонку на время, продолжительность которого зависит от температуры воздуха (рис. 14.3).
Кроме наличия воздушной заслонки с автоматическим управлением, конструкция карбюратора практически не отличается от конструкции карбюратора более ранних годов выпуска.
Воздушная заслонка  с автоматическим управлением
Снятие и установка
Снимите воздушный фильтр и отсоедините провод питания от воздушной заслонки с автоматическим управлением.
Выверните винты, снимите крышку и одновременно отсоедините  биметаллическую пружину от рычага привода заслонки.

Совмещение меток (1)
Рис. 14.4. Совмещение меток (1)


Установка проводится в последовательности, обратной снятию; перед затяжкой винтов совместите метку на крышке с центральной меткой на корпусе (рис. 14.4).
Проверка и регулировка
Проверьте проводимость нагревательной обмотки воздушной заслонки с автоматическим управлением, отсоединив от нее провод питания и подсоединив щупы омметра к проводу обмотки и «массе» автомобиля. Если омметр показывает «бесконечность», значит, в обмотке обрыв и крышку воздушной заслонки необходимо заменить.
Операция регулировки диафрагмы заслонки аналогична операции, приведенной в подразделе «Ремонт и регулировка карбюратора» (см. «Система питания бензиновых двигателей»).

Элементы регулировки зазора (G) системы холостого хода
Рис. 14.5. Элементы регулировки зазора (G) системы холостого хода: 1 – кулачок системы холостого хода; 2 – регулировочный винт; 3 – рычаг системы холостого хода


Для регулировки открытия дроссельной заслонки на холостом ходу откройте заслонку, опустите рычаг на вторую верхнюю ступень кулачка. Проверьте зазор между дроссельной заслонкой первичной камеры и стенкой, который должен составлять 0,94–1,38 мм. Если необходимо, отрегулируйте его, вращая регулировочный винт (рис. 14.5).
Операция проверки открытия дроссельной заслонки аналогична операции, приведенной в подразделе «Ремонт и регулировка карбюратора» (см. «Система питания бензиновых двигателей»), при этом заслонка первичной камеры должна быть открыта на 50° перед началом открытия заслонки вторичной камеры. Номинальный размер 7,32–8,28 мм.

Место измерения зазора (R) дроссельной заслонки при работе двигателя в режиме холостого хода
Рис. 14.6. Место измерения зазора (R) дроссельной заслонки при работе двигателя в режиме холостого хода: а – регулировочный язычок


Для регулировки открытия дроссельной заслонки при работе двигателя в режиме холостого хода откройте дроссельную заслонку и опустите рычаг на вторую верхнюю ступень кулачка (рис. 14.6). Проверьте, чтобы зазор между верхним краем дроссельной заслонки и стенкой находился в пределах 0,60–1,00 мм. Если необходима небольшая регулировка, загните язычок на рычаге привода. Если необходима значительная регулировка, согните тягу привода.

Элементы регулировки зазора (R) предохранительного клапана карбюратора
Рис. 14.7. Элементы регулировки зазора (R) предохранительного клапана карбюратора:
а – регулировочный язычок


Для регулировки предохранительного клапана полностью откройте заслонку первичной камеры, затем проверьте, чтобы зазор между верхним краем дроссельной заслонки первичной камеры и стенкой был равен 0,07–0,51 мм; если необходимо, загните язычок (рис. 14.7).
Для проверки работы дроссельной заслонки в режиме холостого хода прогрейте двигатель до нормальной рабочей температуры, после чего остановите его и снимите воздушный фильтр. Приоткройте дроссельную заслонку, затем полностью закройте дроссельный клапан и отпустите дроссельную заслонку. Кулачок системы холостого хода удержит дроссельную заслонку первичной камеры открытой в положении холостого хода. Подключите тахометр, затем, не нажимая на педаль акселератора, пустите двигатель и убедитесь, что коленчатый вал двигателя вращается с частотой 3000–4000 мин-1. Если необходимо, отрегулируйте частоту вращения коленчатого вала двигателя, вращая регулировочный винт системы холостого хода. Остановите двигатель, отсоедините тахометр и установите на место воздушный фильтр.

Система распределенного  впрыска топлива (РВТ)

Элементы системы подачи воздуха системы РВТ
Рис. 14.8. Элементы системы подачи воздуха системы РВТ: 1 – расширительная камера; 2 – демпфер; 3 – дроссельный узел; 4 – датчик положения дроссельной заслонки; 5 – электромагнитный клапан подогрева двигателя в режиме холостого хода; 6 – электромагнитные клапаны (для кондиционера); 7 – датчик температуры поступающего в двигатель воздуха; 8 – измеритель расхода воздуха; 9 – воздушный клапан


Система РВТ является по существу системой впрыска топлива Bosch L-Jetronic. Основные элементы этой системы показаны на рис. 14.8 и 14.9.

Элементы системы подачи топлива системы РВТ
Рис. 14.9. Элементы системы подачи топлива системы РВТ: 1 – топливный насос; 2 – регулятор давления; 3 – топливный фильтр; 4 – распределительная топливная магистраль; 5 – форсунки; 6 – регулятор давления; 7 – топливный бак


Измеритель расхода воздуха
Измеритель расхода воздуха измеряет количество поступающего в двигатель воздуха и с помощью потенциометра преобразует его в электрический сигнал, посылаемый в блок управления.
Измеритель расхода воздуха снабжен датчиком температуры поступающего в двигатель воздуха, перепускной системой режима холостого хода и выключателем топливного насоса.
Проверка измерителя расхода воздуха
Выверните болты крепления прижимной пластины и снимите резиновый кожух с разъема измерителя расхода воздуха.
Включите зажигание и вольтметром измерьте напряжение между каждым контактом разъема и «массой» автомобиля. На контактах «FC» и «VB» должно быть напряжение аккумуляторной батареи, на контакте «VC» – напряжение 6–10 В, на контакте «VS» – 0,7–2,7 В.
Если измеренные напряжения отличаются, проверьте состояние проводов и предохранителя.
Освободите зажимы и отсоедините разъем от измерителя расхода воздуха.

Контакты разъема измерителя расхода воздуха системы РВТ
Рис. 14.10. Контакты разъема измерителя расхода воздуха системы РВТ


Омметром, подключенным между контактами «Е2» и «VS» разъема, проверьте сопротивление, которое должно быть более 20 Ом (рис. 14.10). Сопротивление между контактами «Е2» и «VC» должно быть 100–300 Ом, между контактами «Е2»  и «VB» – 200–400 Ом и между контактами «Е1» и «FC» оно должно равняться бесконечности.

Использование фена для нагревания внутренней части воздушного фильтра
Рис. 14.11. Использование фена для нагревания внутренней части воздушного фильтра


Сопротивление между контактами «Е2» и «ТНА» зависит от температуры воздуха в воздушном фильтре. Снимите крышку воздушного фильтра и с помощью термометра и источника тепла (например, фена для сушки волос) измерьте сопротивление и сравните его с техническими данными (рис. 14.11).
Откройте внутреннюю пластину измерителя расхода воздуха и измерьте сопротивление между контактами «Е2» и «VS», которое должно быть менее 400 Ом. Между контактами «Е1» и «FC» сопротивление должно быть равно нулю.
Убедитесь, что внутренняя пластина двигается свободно, и, если необходимо, сжатым воздухом удалите отложения и частицы, препятствующие перемещению пластины.
Установите на место крышку воздушного фильтра и подсоедините разъем.
Снятие и установка измерителя  расхода воздуха
Выверните болты крепления прижимной пластины и отсоедините разъем от измерителя расхода воздуха.
Ослабьте зажимы и отсоедините основной воздушный шланг и два шланга подачи воздуха.
Отсоедините вакуумные шланги, идущие к усилителю рулевого управления, или электромагнитные клапаны кондиционера.
Снимите крышку воздушного фильтра, затем выверните болты крепления измерителя расхода воздуха и снимите резиновое уплотнение.
Установка проводится в последовательности, обратной снятию. Установите новое резиновое уплотнение и по окончании установки проверьте и отрегулируйте частоту вращения коленчатого вала двигателя в режиме холостого хода.

Дроссельный узел
Дроссельный узел расположен за измерителем расхода воздуха и крепится к расширительной камере. Он снабжен дроссельной заслонкой, которая соединена с педалью акселератора; перепускной системой режима холостого хода; датчиком положения дроссельной заслонки; демпфером для контроля закрытия дроссельной заслонки. Датчик положения дроссельной заслонки посылает сигнал в блок управления.
Проверка дроссельного узла
Поверните рычаг дроссельной заслонки и убедитесь, что он легко перемешается. В свободном состоянии рычаг должен касаться упорного винта дроссельной заслонки. Если необходимо, очистите элементы оси, проверьте демпфер на наличие заедания.
Пустите двигатель и прогрейте его до нормальной рабочей температуры.

Расположение каналов (A, B, C, D, E) корпуса дроссельного узла системы РВТ
Рис. 14.12. Расположение каналов (A, B, C, D, E) корпуса дроссельного узла системы РВТ


Установите частоту вращения холостого хода, затем по очереди отсоедините шланги и проверьте давление в каналах, руководствуясь рис. 14.12. На каналах «А», «В» и «С» не должно быть разрежения, на каналах «D» и «Е» уровень разрежения должен быть таким же, как во впускном коллекторе.
Повторите проверку при частоте вращения коленчатого вала двигателя большей, чем в режиме холостого хода. В каналах «А», «В» и «С» должен быть вакуум, в каналах «D» и «Е» разрежение должно быть меньше, чем во впускном коллекторе.
Снятие и установка дроссельного узла
Слейте охлаждающую жидкость.
Ослабьте зажим и отсоедините впускной воздушный шланг.
Отсоедините трос акселератора и разъем от датчика положения дроссельной заслонки.
Выверните болты крепления кронштейна.
Отсоедините вакуумные шланги от верхних патрубков.
Отсоедините шланги охлаждения и воздушный шланг от перепускного клапана.
Выверните болты крепления дроссельного узла к расширительной камере, снимите прокладку и отсоедините оставшиеся вакуумные шланги.
Установка проводится в последовательности, обратной снятию. Установите новую прокладку и залейте охлаждающую жидкость. Отрегулируйте расположение датчика положения дроссельной заслонки и частоту вращения коленчатого вала двигателя в режиме холостого хода.
Проверка и регулировка датчика  положения дроссельной заслонки
Снимите резиновый чехол с разъема датчика, расположенного на корпусе дроссельного узла.

Расположение контактов разъема датчика положения дроссельной заслонки системы РВТ
Рис. 14.13. Расположение контактов разъема датчика положения дроссельной заслонки системы РВТ


Включите зажигание и вольтметром измерьте напряжение между каждым из контактов разъема и «массой» (рис. 14.13). На контакте «А» должно быть напряжение 0,4–0,6 В, на контакте «В» – менее 1,5 В, на контакте «С» – 4,5–5,5 В и на контакте «D» – менее 1,5 В.
Полностью откройте дроссельную заслонку и повторите проверку. На контакте «А» должно быть напряжение 4,5 В, на контакте «D» – примерно 12 В. На контактах «В» и «С» должно быть такое же напряжение, как  измеренное ранее.
Если напряжение на контакте «D» не соответствует требуемому значению, проверьте регулировку датчика положения дроссельной заслонки. Если напряжение на других контактах не соответствует требуемым значениям, проверьте сопротивление датчика положения дроссельной заслонки.
Выключите зажигание и установите резиновый кожух.
Для регулировки датчика положения дроссельной заслонки отсоедините разъем.

Использование щупа для регулировки датчика положения дроссельной заслонки системы РВТ
Рис. 14.14. Использование щупа для регулировки датчика положения дроссельной заслонки системы РВТ


Вставьте щуп для проверки зазоров толщиной 0,2 мм между рычагом дроссельной заслонки и регулировочным винтом, затем омметром измерьте неразрывность цепи между контактами «D» и «В» на датчике (рис. 14.14). Вставьте щуп толщиной 0,5 мм, сопротивление между контактами должно быть равно бесконечности.
Если необходимо, отрегулируйте положение датчика для получения требуемых результатов.
Перед подсоединением разъема омметром измерьте сопротивление между контактами разъема. При закрытой дроссельной заслонке сопротивление между контактами «А» и «В» должно быть около 500 Ом, а при открытой заслонке – около 4500 Ом. Между контактами «В» и «С» сопротивление должно находиться в пределах 4000–6000 Ом независимо от положения дроссельной заслонки, в противном случае замените датчик.

Воздушный клапан
Воздушный клапан установлен в перепускном шланге, идущем в обход дроссельного узла. Он имеет электрическую катушку накаливания и биметаллическую пружину. Когда двигатель холодный, клапан открыт и пропускает дополнительный воздух для работы двигателя в режиме холостого хода. Во время прогрева биметаллическая пружина постепенно закрывает клапан, возвращая таким образом коленчатый вал двигателя к нормальной частоте вращения в режиме холостого хода.
Проверка воздушного клапана
Пустите двигатель и оставьте его работать в режиме холостого хода, затем пережмите перепускной шланг возле корпуса дроссельного узла и убедитесь, что частота вращения коленчатого вала двигателя уменьшилась.
Если двигатель не прогрет и частота вращения коленчатого вала не уменьшается, проверьте герметичность шлангов и состояние воздушного клапана.
Если двигатель прогрет и частота вращения коленчатого вала уменьшается более чем на 200 мин-1, отсоедините разъем от клапана и снимите резиновый кожух. При включенном зажигании вольтметром проверьте напряжение на контакте «GR» разъема, которое должно быть равно напряжению аккумуляторной батареи. В противном случае проверьте соответствующие провода и реле.
После отсоединения разъема омметром измерьте сопротивление между контактами воздушного клапана, которое должно находиться в пределах З0–45 Ом.
Подсоедините разъем.
Отсоединив два шланга, включите зажигание и проверьте, чтобы клапан был открыт на холодном двигателе и закрывался после прогрева двигателя.
Выключите зажигание и установите шланги на место.

Топливный насос
Топливный насос расположен в нижней задней части автомобиля рядом с топливным баком. Топливный насос центробежного типа, с пятью роликами, движущимися планетарно внутри разделительной плиты.
Гаситель диафрагменного типа на выходе топливного насоса уменьшает импульсы давления топлива, создаваемые роликами насоса. На топливном насосе предусмотрен клапан, предназначенный для поддержания остаточного давления в системе при неработающем двигателе.
Электрическая цепь топливного насоса содержит выключатель, установленный на измерителе расхода воздуха и выключающий насос при остановке двигателя.
Проверка, снятие и установка
Для проверки давления, создаваемого топливным насосом, необходимы манометр и трубка.
Отсоедините провод от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи.

Проверка давления, создаваемого топливным насосом
Рис. 14.15. Проверка давления, создаваемого топливным насосом


Отсоедините топливный шланг от топливного фильтра со стороны двигателя и подсоедините вместо него манометр (рис. 14.15).
Подсоедините провод к отрицательной клемме аккумуляторной батареи и включите зажигание.

Использование отрезка провода для соединения контактов контрольного разъема топливного насоса
Рис. 14.16. Использование отрезка провода для соединения контактов контрольного разъема топливного насоса


Отрезком провода соедините между собой контакты контрольного разъема топливного насоса (рис. 14.16) и проверьте давление топлива, которое должно находиться в пределах 3,5–5,0 кг/см2.
Для проверки обмотки якоря топливного насоса заблокируйте передние колеса, поднимите заднюю часть автомобиля и закрепите на опорах.
Отсоедините разъем от топливного насоса, омметром измерьте сопротивление между его контактами. Если сопротивление равно 1,0 Ом, топливный насос исправен.
Для снятия топливного насоса отсоедините впускной и выпускной шланги и разъем, затем выверните болты крепления кронштейна.
После снятия топливного насоса его работу можно проверить, подавая напряжение 12 В к контактам его разъема.
Установка проводится в последовательности, обратной снятию.
Проверка реле топливного насоса

Схема подключения реле размыкания цепи питания топливного насоса
Рис. 14.17. Схема подключения реле размыкания цепи питания топливного насоса: 1 – выключатель зажигания; 2 – реле размыкания цепи; 3 – измеритель расхода воздуха; 4 – нагревательная катушка; 5 – топливный насос; 6 – воздушный клапан; 7 – выключатель топливного насоса; 8 – стартер


Реле размыкания цепи, установленное на правой стороне перегородки, подает ток для топливного насоса и воздушного клапана только при пуске и работе двигателя (рис. 14.17). После остановки двигателя цепь размыкается выключателем топливного насоса на измерителе расхода воздуха.

Расположение контактов разъема реле размыкания цепи топливного насоса
Рис. 14.18. Расположение контактов разъема реле размыкания цепи топливного насоса:
Fp – к топливному насосу; Fc – к выключателю топливного насоса; В – к выключателю зажигания; STA – к выключателю зажигания (ST); Е1 – «масса»


При включенном зажигании вольтметром измерьте напряжение между контактами на реле (рис. 14.18). Напряжение между контактами «Fс» и «В» должно быть равно 12 В. Откройте измерительную пластину измерителя расхода воздуха и убедитесь, что напряжение между контактами «Fр» и «В» равно 12 В.
Отсоедините и соедините с «массой» провод «НТ» катушки зажигания, затем попросите помощника повернуть ключ в выключателе зажигания в положение пуска двигателя и проверьте, чтобы между контактами «Fр», «В» и «STA» было напряжение 12 В.
Отсоедините разъем от реле и омметром измерьте сопротивление между контактами «STA» и «Е1», которое должно находиться в пределах 15–30 Ом, между контактами «В» и «Fс» – 80–150 Ом и между контактами «В» и «Fр» равно бесконечности.
При необходимости замените реле.
Проверка давления топлива
Для проверки давления необходимы манометр, тройник и трубка.
Отсоедините провод от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи.
Отсоедините топливный шланг от топливного фильтра со стороны двигателя и подсоедините вместо него манометр.
Подсоедините провод к отрицательной клемме аккумуляторной батареи и включите зажигание.
Отрезком провода соедините между собой контакты контрольного разъема топливного насоса (см. рис. 14.15) и проверьте давление топлива, которое должно быть 2,5–2,85 кг/см2.
Пустите двигатель и оставьте его работать в режиме холостого хода, после чего убедитесь, что давление топлива находится в пределах 1,9–2,3 кг/см2.
Если давление топлива не соответствует требуемому, проверьте топливный фильтр, насос и регулятор давления.
Выключите зажигание, снимите соединительный провод и манометр, после чего установите на место топливный шланг.

Топливные форсунки
Топливные форсунки впрыскивают топливо во входные каналы. Количество впрыскиваемого топлива определяется временем, в течение которого открыт игольчатый клапан форсунки, что, в свою очередь, определяется сигналом, получаемым от блока управления системы РВТ.
Все четыре форсунки открываются одновременно, один раз за оборот коленчатого вала, что обеспечивает два впрыска топлива за каждый цикл.
Проверка, снятие и установка
Пустите двигатель и прогрейте его до нормальной рабочей температуры, затем оставьте работать в режиме холостого хода.
Для быстрой проверки приставьте лезвие длинной отвертки по очереди к корпусу каждой из форсунок и прислушайтесь к щелчкам, идущим от игольчатых клапанов. Неисправная форсунка не будет щелкать, в этом случае необходима дальнейшая проверка.
Оставьте двигатель работать в режиме холостого хода и по очереди отсоедините разъемы от каждой форсунки. Частота вращения коленчатого вала двигателя должна уменьшаться на 100–2200 мин-1 при отсоединении разъема от каждой форсунки.
Остановите двигатель и отсоедините разъемы от форсунок. С помощью омметра убедитесь, что сопротивление между двумя контактами каждой из форсунок равно 12–16 Ом. В противном случае форсунка неисправна, ее необходимо заменить.
Для снятия форсунки отсоедините провод от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи.
Если двигатель горячий, подождите, пока он остынет.
Отсоедините топливные шланги от топливного фильтра и регулятора давления. Для предотвращения разбрызгивания топлива обмотайте шланги тканью перед их разъединением.
Отсоедините разъемы от всех форсунок.
Выверните болты крепления регулятора давления к торцу топливной распределительной магистрали.
Выверните болты и снимите топливную распределительную магистраль с форсунок.
Снимите резиновые уплотнительные кольца и втулки, форсунки и изоляторы.

Форсунки, прикрепленные к топливной распределительной магистрали для проверки
Рис. 14.19. Форсунки, прикрепленные к топливной распределительной магистрали для проверки


Для дальнейшей проверки форсунок установите их на топливную распределительную магистраль и закрепите проводами (рис. 14.19).
Временно подсоедините топливную распределительную магистраль между топливным фильтром и трубопроводом возврата топлива.
Подсоедините провод к отрицательной клемме аккумуляторной батареи и включите зажигание.
Соедините между собой клеммы контрольного разъема топливного насоса отрезком провода и убедитесь, что из концов форсунок не сочится бензин (см. рис. 14.16). Появление небольшого количества бензина через 5 мин допустимо.
Для проверки объема топлива, впрыскиваемого форсункой, необходимы измерительный сосуд, провода и источник питания на 12 В.
Работая по очереди с каждой форсункой, наденьте конец пластиковой трубки на конец форсунки и поместите второй конец в измерительный сосуд.
Соедините клеммы контрольного разъема топливного насоса и включите зажигание.
Подайте на форсунку напряжение 12 В на 15 с и убедитесь, что объем впрыскиваемого топлива равен 44–62 см3.

Расположение уплотнений форсунки
Рис. 14.20. Расположение уплотнений форсунки: 1 – уплотнительное кольцо; 2 – топливная распределительная магистраль; 3 – уплотнительная втулка; 4 – впускной коллектор; 5 – изолятор


Снимите контрольно-измерительное оборудование и установите форсунки на место. Установка проводится в последовательности, обратной снятию, при этом установите новые резиновые уплотнительные кольца (рис. 14.20). Опустите их в бензин прямо перед их установкой и установкой топливной распределительной магистрали.

Регулятор давления топлива
Если бы давление топлива в форсунках было всегда постоянным, то колебания разрежения во впускном коллекторе вызвали бы подачу неверного количества топлива, даже если бы период впрыска был правильным. Чтобы устранить этот недостаток, предусмотрен регулятор давления топлива, который поддерживает давление топлива на 2,7 кг/см2 выше, чем давление во впускном коллекторе.

Топливный фильтр
Топливный фильтр расположен в моторном отсеке на топливном трубопроводе, идущем к форсункам. Он очищает топливо от мелких частиц, которые могут помешать работе игольчатых клапанов форсунок.

Блок управления системы РВТ
Блок управления системы РВТ обрабатывает информацию, поступающую от датчиков, и управляет работой форсунок и электромагнитного клапана прогрева двигателя в режиме холостого хода. Он снабжен также цифровой системой проверки, распознающей неисправности в цепях датчиков. Блок управления системы РВТ расположен под панелью приборов.

Регулировка троса акселератора  системы РВТ

Трос акселератора системы РВТ
Рис. 14.21. Трос акселератора системы РВТ:
1 – гайки регулировки свободного хода; 2 – болт регулировки полного открытия дроссельной заслонки


Убедитесь, что, когда педаль акселератора полностью отпущена, свободный ход троса акселератора равен 1,0–3,0 мм. Если необходимо, ослабьте гайки крепления оболочки троса со стороны двигателя и закрепите его так, чтобы свободный ход был равен требуемому (рис. 14.21). После регулировки затяните гайки.
Полностью нажмите на педаль акселератора и убедитесь, что дроссельная заслонка полностью открыта. Если необходимо, отрегулируйте положение ограничительного болта педали акселератора.

Проверка элементов системы  электронного контроля впрыска
Блок управления системы РВТ подает управляющие сигналы к форсункам и электромагнитному клапану прогрева двигателя на основании информации от следующих элементов:
– катушки зажигания;
– измерителя расхода воздуха;
– датчика температуры поступающего воздуха;
– датчика температуры охлаждающей жидкости;
– датчика положения дроссельной заслонки;
– переключателя на педали тормоза;
– выключателя кондиционера;
– выключателя вентилятора радиатора;
– двигателя вентилятора радиатора;
– выключателя обогревателя заднего стекла;
– выключателя фар;
– датчика проворачивания коленчатого вала двигателя стартером;
– аккумуляторной батареи.
У дилеров Mazda и в специализированных мастерских по ремонту автомобилей Mazda есть прибор для проверки цифровых кодов, который позволяет быстро определить источник неисправности в системе РВТ и устранить неисправность.
Не забывайте, что запрещается подключать тестер к блоку управления.

Проверка, снятие и установка датчика  температуры охлаждающей жидкости
Снимите резиновый кожух с разъема на датчике температуры охлаждающей жидкости.
Пустите двигатель и прогрейте его до нормальной рабочей температуры, после чего оставьте его работать в режиме холостого хода.
Вольтметром убедитесь, что напряжение между контактом «LR» и «массой» около 0,5 В.
Для проверки работы датчика слейте охлаждающую жидкость, отсоедините разъем и выверните датчик. Подвесьте его в емкости с водой и подсоедините омметр между его контактами. Нагрейте воду, термометром измеряя ее температуру. При температуре 20 °С сопротивление датчика должно быть 2210–2690 Ом, при температуре 80 °С сопротивление должно быть 290–354 Ом.
Замените датчик, если он неисправен.
Установка проводится в последовательности, обратной снятию. Залейте охлаждающую жидкость.

Проверка центрального реле

Центральное реле старого (1) и нового (2) типов
Рис. 14.22. Центральное реле старого (1) и нового (2) типов


Центральное реле расположено с левой стороны моторного отсека и крепится гайкой к кронштейну (рис. 14.22).

Расположение контактов на разъеме центрального реле
Рис. 14.23. Расположение контактов на разъеме центрального реле


При включенном зажигании с помощью вольтметра убедитесь, что напряжение на контактах «А», «С» и «D» равно напряжению аккумуляторной батареи (контакт «В» – «масса») (рис. 14.23).
Для дальнейшей проверки реле снимите его и подсоедините омметр между контактами «А» и «В» – омметр должен показать сопротивление 70 Ом.
Подсоедините провод «массы» к контакту «В» и подайте напряжение 12 В на контакт «А».
Подсоедините омметр между контактами «С» и «D» и проверьте сопротивление. Оно должно равняться нулю.
Выполнив проверку, установите реле на место.

Регулировка клапана прогрева  двигателя
Пустите двигатель и прогрейте его до нормальной рабочей температуры.
Остановите двигатель и подсоедините тахометр.

Схема системы прогрева двигателя системы РВТ
Рис. 14.24. Схема системы прогрева двигателя системы РВТ: 1 – выключатель кондиционера; 2, 4, 5 – электромагнитные клапаны; 3 – электромагнитный клапан усилителя рулевого управления; 6 – выключатель вентилятора; 7 – блок управления; 8 – фары; 9 – двигатель вентилятора радиатора; 10 – двигатель вентилятора; 11 – выключатель зажигания


Отсоедините разъемы от двигателя вентилятора радиатора и магнитной муфты кондиционера (рис. 14.24).

Расположение контактов разъема клапана прогрева двигателя
Рис. 14.25. Расположение контактов разъема клапана прогрева двигателя


Подайте напряжение от аккумуляторной батареи к контакту «GB» клапана прогрева двигателя и пустите двигатель (рис. 14.25). Если выключены все потребители электроэнергии, частота вращения коленчатого вала двигателя должна быть 1200–1300 мин-1. В противном случае отрегулируйте клапан, вращая регулировочный винт.
Остановите двигатель, подсоедините разъемы и снимите тахометр.

Регулировка клапана усилителя  рулевого управления
Подсоедините тахометр к двигателю, затем пустите и прогрейте двигатель до нормальной рабочей температуры.
Отсоедините разъем от клапана усилителя рулевого управления.

Расположение контактов разъема клапана усилителя рулевого управления
Рис. 14.26. Расположение контактов разъема клапана усилителя рулевого управления


Подсоедините провод «массы» к контакту «GR» (рис. 14.26). Если выключены все потребители электроэнергии, частота вращения коленчатого вала двигателя на холостом ходу должна быть 950–1050 мин-1. В противном случае отрегулируйте клапан, вращая регулировочный винт.
Выключите двигатель, подсоедините разъемы и снимите тахометр.

Регулировка клапана регулировки  нагрузки
Подсоедините тахометр к двигателю, пустите и прогрейте двигатель до нормальной рабочей температуры.
Отсоедините разъем от клапана регулировки нагрузки.

Подсоединение провода «массы» к контакту «BrY» разъема клапана регулировки нагрузки
Рис. 14.27. Подсоединение провода «массы» к контакту «BrY» разъема клапана регулировки нагрузки


Подсоедините провод «массы» к контакту «BrY» (рис. 14.27). Если выключены все
потребители электроэнергии, частота вращения коленчатого вала двигателя на холостом ходу должна быть 950–1000 мин-1. В противном случае отрегулируйте клапан, вращая регулировочный винт.
Остановите двигатель и снимите тахометр.
Перед подсоединением разъема омметров измерьте сопротивление между контактами разъема клапана. Сопротивление должно быть около 30 Ом.