3.4. Проверка уровня рабочих жидкостей

Независимо от сроков выполнения процедур обслуживания автомобиля согласно Графика ТО, регулярно осматривайте автомобиль на наличие признаков наружных утечек рабочих жидкостей, указывающих на присутствие требующих немедленного исправления поломок.

Жидкости являются неотъемлемой составной частью систем смазки, охлаждения, торможения, гидроусиления руля и омывания стекол. Ввиду постепенного расхода и загрязнения жидкостей в процессе нормальной эксплуатации автомобиля, их следует периодически заменять. Используйте для корректировки уровней только отвечающие требованиям Спецификаций Главы Текущий уход и обслуживание жидкости.

При проверке уровня любой жидкости автомобиль должен занимать строго горизонтальное положение.

Двигательное масло

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Проверка уровня двигательного масла производится с помощью измерительного щупа, - местоположение щупа в двигательном отсеке показано на иллюстрации Двигательный отсек (на примере автомобиля, оборудованного бензиновым двигателем). Щуп продет в металлическую направляющую трубку и проходит вниз, достигая дна поддона картера двигателя.
  1. Измерение уровня двигательного масла следует производить перед запуском двигателя или не менее чем через 2 мин после его останова.

Если приступить к измерению уровня двигательного масла сразу после выключения двигателя, часть масла останется в верхней части агрегата и результаты измерения нельзя будет считать достоверными.

  1. Запустите двигатель, прогрейте его до нормальной рабочей температуры, затем заглушите и выждите несколько минут, дав маслу стечь в поддон картера.
  2. Извлеките щуп из направляющей трубки и насухо протрите его лезвие чистой неворсящейся ветошью/бумажным полотенцем. До упора введите щуп обратно и вновь извлеките его из направляющей трубки. Длина смоченного маслом участка конца лезвия будет соответствовать уровню масла в двигателе. При этом край смоченного участка должен находиться между метками F и L на щупе.
  3. Если уровень двигательного масла находится вблизи нижней отметки (L), либо опустился ниже ее, произведите соответствующую корректировку, долив немного масла через оборудованную крышкой заливную горловину, расположенную сверху на крышке головки цилиндров, - помните, что переполнение двигателя маслом может явиться причиной «забрасывания» свечей зажигания, развития утечек масла, выхода из строя сальников, а также повреждения каталитического преобразователя.
  4. Долив масло, выждите несколько минут, дав его уровню стабилизироваться, затем извлеките щуп и повторите процедуру проверки уровня. В случае необходимости произведите соответствующую корректировку. Если на крышке заливной горловины обнаружены загрязнения, промойте ее бензином. Наверните крышку на горловину и затяните от руки.

Охлаждающая жидкость двигателя

Не допускайте попадания антифриза на открытые участки тела и окрашенные поверхности автомобиля. Случайные брызги без промедления смывайте обильным количеством воды. Помните, что антифриз является в высшей степени токсичной жидкостью и попадание его внутрь организма даже в небольших количествах чревато самыми серьезными последствиями, вплоть до летального исхода. Никогда не оставляйте антифриз хранящимся в неплотно закрытой таре, без промедления собирайте пролитую на пол охлаждающую жидкость. Помните, что сладковатый запах антифриза может привлечь к себе внимание детей и животных. О способах утилизациях отработанной охлаждающей жидкости проконсультируйтесь с местными властями, - во многих регионах мира обустроены специальные пункты по приему различного рода отработок. Ни в коем случае не сливайте старую охлаждающую жидкость в канализацию и на землю!

Не снимайте крышку с заливной горловины расширительного бачка/радиатора до полного остывания двигателя!

Рассматриваемые в настоящем Руководстве автомобили оборудованы системой охлаждения компенсационного типа, работающей при избыточном давлении. Пластмассовый расширительный бачок как на бензиновых, так и на дизельных моделях помещается в левом переднем углу двигательного отсека (см. иллюстрацию Двигательный отсек (на примере автомобиля, оборудованного бензиновым двигателем)) и соединен переливным шлангом с радиатором системы охлаждения. По мере разогрева двигателя в процессе его функционирования расширяющаяся охлаждающая жидкость вытесняется в полость бачка. При остывании двигателя жидкость автоматически возвращается по переливному шлангу в рабочий тракт системы охлаждения.

Проверка уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке должна производиться регулярно, минимум, раз в год (желательно перед наступлением холодов), а также перед каждой длительной поездкой. Уровень жидкости в резервуаре колеблется в зависимости от температуры двигателя и при холодном агрегате должен находиться выше метки «L» на лезвии прикрепленного к крышке щупа.
Оценочно уровень жидкости может быть проверен визуально сквозь полупрозрачные стенки бачка.. По мере нагревания двигателя уровень жидкости должен приближаться к метке MAX, либо подниматься немного выше, - если данное требование не выполняется, дайте двигателю остыть, затем снимите крышку с резервуара и произведите соответствующую корректировку.

Для заправки системы охлаждения обязательно применяйте смесь из воды, антифриза и средства для защиты от коррозии в соответствии с требованиями Спецификаций Главы Текущий уход и обслуживание.

Если возникает необходимость заполнения системы охлаждения в пути, то летом можно применять чистую мягкую воду, - антифриз может быть долит позже, при первой же возможности.


 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Если уровень охлаждающей жидкости быстро понижается, визуально проверьте систему охлаждения на наличие признаков развития утечек:
    • Проверьте состояние шлангов и надежность их крепления на патрубках, поврежденные компоненты замените;
    • Проверьте правильность и плотность посадки крышки расширительного бачка.
  2. Если утечек не обнаружено, произведите проверку герметичности крышки радиатора и всего охладительного тракта (см. Главу Системы охлаждения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха).
  3. Необходимо также проверять состояние охлаждающей жидкости, - она должна быть относительно чистой и прозрачной. Если жидкость имеет бурый или ржавый цвет, ее следует слить, промыть охладительный тракт и заправить систему свежей смесью. Даже если жидкость выглядит нормально, не следует забывать, что входящие в ее состав ингибиторы коррозии со временем теряют свою эффективность, виду чего необходимо время от времени производить замену охлаждающей жидкости.

Присутствие в жидкости пузырей воздуха, хорошо различимых через заливную горловину радиатора свидетельствует о попадании ее в камеры сгорания двигателя, косвенным подтверждением чего является наличие выхлопа в виде густого дыма белого цвета, - замените уплотнительную прокладку головки цилиндров (см. Главу Двигатель).


  1. Для слива охлаждающей жидкости снимите крышку радиатора и откройте сливной вентиль в нижней его части, - приготовьте подходящего объема сливную емкость. После опорожнения системы охлаждения не забудьте промыть ее чистой проточной водой.
  1. Залив в систему свежую смесь, дайте двигателю немного поработать при снятой крышке радиатора, затем, если требуется, два-три раза выжмите педаль газа и подкорректируйте уровень охлаждающей жидкости, доведя его до требуемого значения.
  2. Наверните на место крышку радиатора и проверьте все соединения охладительного тракта на наличие признаков развития утечек, - в случае необходимости подтяните соответствующий крепеж. Спустя несколько дней еще проверьте уровень охлаждающей жидкости, в случае необходимости произведите соответствующую корректировку.

Тормозная жидкость

Тормозная жидкость относится к числу агрессивных химических соединений и способна привести к повреждению окрашенные кузовных поверхностей автомобиля. При попадании тормозной жидкости в глаза и на слизистые оболочки организма пораженные участки следует без промедления промыть обильным количеством вод! Ввиду высокой гигроскопичности, недопустимо использование тормозной жидкости, хранившейся в открытой таре, - набравшая влагу жидкость не способна обеспечить должной эффективности функционирования тормозной системы! Помните, что смешивание тормозных жидкостей различного сорта также категорически недопустимо!

Изготовленный из полупрозрачного пластика резервуар тормозной жидкости закреплен на сборке главного тормозного цилиндра (ГТЦ), помещающейся в левом заднем углу двигательного отсека на его задней переборке (см. иллюстрацию Двигательный отсек (на примере автомобиля, оборудованного бензиновым двигателем)), и разделен на две части, каждая из которых подключена к отдельному гидравлическому контуру.

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Полупрозрачные стенки резервуара позволяют снаружи визуально контролировать уровень тормозной жидкости, который при закрытой крышке должен находиться между нанесенными на одну из стенок метками MIN и MAX. Следите, чтобы уровень тормозной жидкости не опускался ниже отметки MIN.
  1. Прежде чем снимать крышку резервуара с целью выполнения корректировки уровня тормозной жидкости, тщательно протрите ее и прилегающую поверхность резервуара чистой ветошью с целью предотвращения попадания в гидравлический тракт загрязнений. Снимите крышку и долейте в резервуар необходимое количество охлаждающей жидкости требуемого сорта.

При выявлении признаков присутствия в тракте системы грязи или влаги, тормозную жидкость следует заменить, - не забудьте по окончании процедуры прокачать гидравлический тракт (см. Главу Тормозная система).

  1. Закончив корректировку, наверните на место и вручную затяните крышку резервуара, проследив за плотностью ее посадки.
  2. Некоторое опускание уровня тормозной жидкости в резервуаре будет наблюдаться по ходу изнашивания фрикционных накладок тормозных колодок, - при замене последних уровень должен восстановиться автоматически. Постоянное опускание падение уровня тормозной жидкости свидетельствует о развитии внешних утечек в тракте, - обследуйте тормозные линии, шланги и штуцерные соединения гидравлического тракта, оцените состояние ГТЦ, осмотрите тормозные суппорты и колесные цилиндры, удостоверьтесь в отсутствии следов утечек на внутренних сторонах колесных сборок.
  3. Если имело место чрезмерное опускание тормозной жидкости, гидравлический тракт системы после корректировки уровня должен быть прокачан с целью удаления попавшего в него воздуха (см. Главу Тормозная система).

Жидкость гидроусилителя руля (ГУР)

Возникновение потребности в доливании жидкости ГУР указывает на развитие утечек в системе, - для проверки обратитесь на СТО!

Резервуар ГУР помещается в левом переднем углу двигательного отсека, непосредственно позади расширительного бачка системы охлаждения (см. иллюстрацию Двигательный отсек (на примере автомобиля, оборудованного бензиновым двигателем)).

Резервуар оборудован резьбовой крышкой со встроенным измерительным щупом, - уровень жидкости должен находиться между отметками Н и L на щупе.

Альтернативно резервуар может быть не оборудован щупом, - в этом случае уровневая шкала наносится непосредственно на его полупрозрачные стенки. Опускание жидкости ниже отметки L недопустимо. В случае необходимости произведите соответствующую корректировку, долив в резервуар требуемое количество жидкости оговоренного в Спецификациях сорта.

Во избежание вспенивания, не взбалтывайте тару с жидкостью перед применением, старайтесь заливать жидкость медленно, сводя к минимуму вероятность образования пузырей. Применяйте только свежую жидкость, одобренного производителями автомобиля сорта (см. Спецификации Главы Текущий уход и обслуживание).


 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Закончив корректировку, запустите двигатель и несколько раз поверните рулевое колесо от упора до упора, выпуская из гидравлического тракта воздушные пробки.

Жидкость омывания стекол

Жидкость для омывания ветрового стекла заливается в оборудованный откидной крышкой пластмассовый резервуар, установленный в правом переднем углу двигательного отсека (см. иллюстрацию Двигательный отсек (на примере автомобиля, оборудованного бензиновым двигателем)).

Резервуар жидкости омывателя заднего стекла помещается под панелью внутренней обивки правой задней стойки, - откройте дверь задка и снимите небольшую заглушку, расположенную на уровне нижнего среза бокового стекла. В горловину бачка заправлен съемный гофрированный удлинитель, применение которого в существенной мере облегчает процесс заливания жидкости.

В районах с умеренным климатом в качестве омывающей жидкости может использоваться обычная чистая вода с добавкой небольшого количества средства для мытья стекол. В холодную погоду резервуары следует заполнять не более чем на две трети, оставляя запас объема на расширение смеси при ее замерзании. В районах с холодным климатом в зимнее время года следует использовать для омывания стекол специальный устойчивый к замерзанию спиртовой раствор, - который всегда можно приобрести в магазинах автомобильных аксессуаров.

Выпускается также специальный концентрат, который следует смешивать в должном соотношении с водой, - действуйте в соответствии с инструкциями изготовителей средства.

Трансмиссионное масло РКПП

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Щуп для измерения уровня масла конструкцией коробки не предусмотрен.
  2. Загоните автомобиль на эстакаду, либо вывесьте горизонтально на подъемнике.
  1. Очистите от грязи поверхность картера РКПП вокруг контрольного отверстия и выверните из последнего пробку.
  1. Уровень масла должен доходить до нижнего среза контрольного отверстия, - для проверки воспользуйтесь куском проволоки с загнутым под прямым углом концом, либо введите в отверстие мизинец.
  2. В случае необходимости через то же отверстие долейте в коробку трансмиссионное масло рекомендованного типа, - корректировку производите поэтапно, заливая масло небольшими порциями, каждый раз проверяя уровень, предварительно позволив маслу стечь внутрь картера.
  3. Добившись требуемого результата, протрите пробку, посадите на нее новую уплотнительную шайбу, затем вверните в отверстие и затяните с усилием 30 Нм.
  4. Опустите автомобиль на землю и удостоверьтесь в отсутствии признаков утечек трансмиссионного масла, особое внимание уделив местам положения пробки контрольного/заливного отверстия и сочленения картера РКПП с двигателем, - картер следует тщательно протереть, затем обсыпать указанные участки тальком или известью и, совершив на автомобиле короткую поездку (порядка 30 км) с использованием всего диапазона переключений коробки, произвести повторный визуальный осмотр. В случае выявления утечек причина их развития должна быть без промедления устранена.
  5. Если необходимость в корректировке уровня трансмиссионного масла возникает регулярно, это свидетельствует о наличии неисправности, которую необходимо незамедлительно обнаружить и устранить.

Жидкость автоматической трансмиссии (ATF)

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. В ходе короткой 30-минутной поездки прогрей ATF до нормальной рабочей температуры, затем запаркуйте автомобиль на ровной горизонтальной площадке.
  2. При работающем двигателе последовательно проведите рычаг селектора АТ через все рабочие положения, в заключение вернув его в положение «Р».
  3. Взведите стояночный тормоз и дайте двигателю пару минут поработать на холостых оборотах.
  1. Протрите ручку измерительного щупа и конец направляющей трубки с целью устранения риска попадания внутрь трансмиссии грязи.

  1. Извлеките щуп, протрите его лезвие чистой неворсящейся ветошью и вновь аккуратно заправьте до упора в направляющую трубку. Снова извлеките щуп и проверьте уровень ATF по разметке, нанесенной на его лезвие, - конец смоченного участка лезвия должен находиться между двумя рисками, отмечающими границы «горячей» (75°С) шкалы.

Если уровень прогретой ATF не доходит до нижней границы «горячей» шкалы, автомобиль не должен быть допущен к эксплуатации!

  1. В случае необходимости откорректируйте уровень ATF, добавляя жидкость требуемого сорта (см. Спецификации Главы Текущий уход и обслуживание) при помощи воронки через направляющую трубку измерительного щупа, - заливайте ATF небольшими порциями, давая ей полностью стечь в картер трансмиссии. Закончив корректировку, повторите проверку уровня ATF.

Превышение допустимого уровня ATF может привести к выходу трансмиссии из строя, - избыток жидкости следует откачать из картера АТ!

Смазка раздаточной коробки

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Загоните автомобиль на эстакаду, либо вывесьте горизонтально на подъемнике.
  2. На моделях с раздаточной коробкой, оснащенной одним контрольным отверстием, отпустите две болтовых пары и снимите боковую опору подвески коробки.
  1. Очистите от грязи поверхность картера раздаточной коробки вокруг контрольного отверстия и выверните из последнего пробку.
  1. Уровень масла должен доходить до нижнего среза контрольного отверстия, - для проверки воспользуйтесь куском проволоки с загнутым под прямым углом концом, либо введите в отверстие мизинец.
  2. В случае необходимости через то же отверстие долейте в коробку масло рекомендованного типа.
  3. Добившись требуемого результата, протрите пробку, посадите на нее новую уплотнительную шайбу, затем вверните в отверстие и затяните с усилием 30 Нм.
  4. На моделях соответствующей комплектации установите на место боковую опору подвески раздаточной коробки.

Смазка дифференциалов

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Загоните автомобиль на эстакаду, либо вывесьте его горизонтально на подъемнике.
  2. Контрольные/заливные отверстия помещаются на торцевых поверхностях картеров дифференциалов с передней стороны у переднего дифференциала и с задней у заднего. Проверка уровня масла производится по аналогии с проверками для РКПП и раздаточной коробки. Усилия затягивания пробок составляют 39 ÷ 54 Нм.