3.11. Снятие, проверка состояния и установка распределительного вала, подшипников и гидравлических толкателей

Измерение высоты рабочих выступов (подъема) кулачков распределительного вала

Проверка высоты рабочих выступов кулачков производится с целью оценки степени износа вала и выполняется перед снятием вала с двигателя. Снимите крышку головки цилиндров (Раздел Снятие и установка крышки головки цилиндров).

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Приведите поршень первого цилиндра в положение ВМТ такта сжатия (Раздел Приведение в положение ВМТ такта сжатия поршня первого цилиндра).
  2. Начиная с первого цилиндра, закрепите циферблатный измеритель на двигателе таким образом, чтобы его плунжер оказался соосен штанге толкателя и упирался в коромысло первого поршня.
  1. Для проверки высоты подъема кулачка циферблатный измеритель должен быть закреплен непосредственно над штангой толкателя, а его плунжер - соосен штанге.
  1. Обнулите измеритель и начинайте очень медленно проворачивать распределительный вал в нормальном направлении до тех пор, пока стрелка прибора не замрет на максимальном показании и не начнет опускаться обратно. Максимальное показание измерителя соответствует высоте подъема кулачка.
  2. Запишите показание, затем верните поршень в положение ВМТ такта сжатия.
  3. Установите измеритель над коромыслом второго клапана первого цилиндра и повторите процедуру. Аккуратно записывайте результаты всех измерений.
  4. Повторите проверку для клапанов оставшихся цилиндров. Так как каждый их поршней в ходе проверки должен находиться в положении ВМТ такта сжатия, переходить от одного из них к другому проще всего в порядке зажигания (см. Спецификации).
  5. По завершении измерений сравните все результаты с требованиями Спецификации. Если подъем кулачка оказывается меньше допустимого значения, кулачок изношен и распределительный вал подлежит замене.

Снятие распределительного вала

Данные модели автомобилей оборудованы подушками безопасности. Подушка постоянно находится в готовности и может сработать (надуться) в любой момент при подключенной батарее. Во избежание случайного срабатывания системы (и получения в результате травмы) каждый раз при работе с компонентами подушки безопасности (включая датчики удара, которые могут быть расположены вблизи передней решетки/бампера) отсоединяйте от батареи отрицательный провод. После отключения батареи перед тем как приступать к работе следует выждать не менее 2 минут (система оборудована конденсатором задержки, который должен полностью разрядиться). Подробнее см. Главу Система бортового электрооборудования.


Система кондиционирования воздуха постоянно находится под давлением. Не ослабляйте штуцерные соединения линий и не отсоединяйте никакие из компонентов системы до проведения ее разрядки. Хладагент должен быть выкачан из системы в особый компенсационно-восстановительный ЕРА-блок на станции дилерского отделения или в специализированной мастерской автосервиса. При рассоединении линий системы обязательно надевайте защитные очки!


 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Если автомобиль оборудован системой кондиционирования воздуха, произведите ее разрядку на станции дилерского отделения или в специализированной мастерской автосервиса. Отсоедините отрицательный провод от батареи.
  2. Опорожните систему охлаждения, снимите радиатор, вентилятор и его кожух (Глава Системы охлаждения, отопления и кондиционирования воздуха).
  3. Снимите переднюю (радиаторную) решетку (Глава Кузов).
  4. На моделях, оборудованных кондиционером воздуха снимите конденсатор системы (Глава Системы охлаждения, отопления и кондиционирования воздуха).
  5. Промаркируйте и отсоедините от свечей зажигания свечные провода.
  6. Снимите распределитель (Глава Система электрооборудования двигателя).
  7. Снимите головку цилиндров (Раздел Снятие и установка головки цилиндров).
  8. Снимите гидравлические толкатели и сложите их в организованном порядке таким образом, чтобы при сборке они могли быть установлены на свои прежние места.
  1. При помощи магнитного инструмента (как показано на снимке) или специального съемника извлеките толкатели.
  1. Снимите распределительную цепь со звездочками (Раздел Проверка состояния, снятие и установка крышки распределительной цепи, цепи и ее звездочек).
  2. Осторожно извлеките распределительный вал. В качестве рукоятке в его торец временно может быть ввинчен длинный болт. Во избежание повреждения подшипников при продевании сквозь них кулачков вала, поддерживайте вал второй рукой.
  1. Медленно извлекая, поддерживайте распределительный вал второй рукой как можно ближе к стенке блока - для удобства в торец вала может ввинчен длинный болт.

Проверка состояния

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. После того, как распределительный вал будет извлечен из двигателя, его необходимо промыть в растворителе и высушить, затем проверить шейки подшипников на наличие каверн, следов заклинивания и неравномерного износа. Если шейки повреждены, возможно повреждены окажутся и вкладыши соответствующих подшипников в блоке. Замене в этом случае подлежат как вал, так и вкладыши.
  2. Если шейки найдены в удовлетворительном состоянии, измерьте микрометром их диаметры. Запишите результаты измерений. Измерение диаметра должно производиться в нескольких точках каждой шейки (как по длине шейки, так и по ее образующей поверхности) - это поможет выявить ее овальность и конусность.
  3. Измерьте внутренний диаметр каждого из подшипников при помощи телескопического нутромера и микрометра. Вычтите из диаметров подшипников диаметры соответствующих шеек. Результат будет соответствовать величине зазоров в подшипниках.
  4. Сравните результаты вычислений с требованиями Спецификаций. Если зазор любого из подшипников превышает допустимое значение, следует обратиться в мастерскую автосервиса для замены подшипников.
  5. Осмотрите приводную шестерню распределителя на наличие признаков износа. В случае обнаружения таковых замените распределительный вал.
  6. Проверьте кулачки вала на наличие следов перегрева (участки с изменившейся окраской), задиров, сколов, каверн и следов неравномерного износа. Если кулачки найдены в удовлетворительном состоянии, и результаты измерений высоты их рабочих выступов удовлетворяют требованиям Спецификаций, распределительный вал подлежит дальнейшему использованию.
  7. Проведение замены подшипников распределительного вала требует использования специальных инструментов и наличия определенного опыта, поэтом лежит вне пределов квалификации среднестатистического механика-любителя. Снимите двигатель и доставьте блок для качественного выполнения процедуры в мастерскую автосервиса.

Если имеются признаки сильного трения распределительного вала о крышку распределительной цепи, в первую очередь проверьте состояние его упорного пальца с пружиной, затем проверьте проходимость отверстий сброса давления масла в задней шейке вала.

Установка

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Смажьте шейки и кулачки и шейки вала сборочной двигательной смазкой.
  2. Вставьте вал в двигатель. Старайтесь надежно поддерживать вал в процессе установки во избежание повреждения подшипников при продевании сквозь них кулачков.
  3. Установку оставшихся компонентов производите в порядке, обратном порядку их снятия.

Распределительный вал и гидравлические толкатели должны соответствовать друг другу по характеру износа, поэтому в случае замены вала, в обязательном следует заменять и толкатели.

  1. Перед запуском двигателя замените двигательное масло и масляный фильтр (Глава Настройки и текущее обслуживание).
  2. Если в ходе ремонта были установлены новые распределительный вал и гидравлические толкатели, двигатель должен быть разогрет до нормальной рабочей температуры и оставлен работающим в течение некоторого времени (15 - 20 минут) на оборотах быстрого холостого хода для приработки компонентов. После этого следует вновь сменить масло и масляный фильтр.