2.1.18. Проверка состояния тормозных механизмов (каждые 12 000 км (7500 миль) пробега, или раз в 6 месяцев)

Подробные иллюстрации расположения компонентов тормозных механизмов приведены в Главе Тормозная система.


Вырабатываемая в тормозных механизмах пыль может содержать вредный для здоровья асбест. Ни в коем случае не сдувайте тормозную пыль сжатым воздухом и старайтесь не вдыхать ее. При выполнении работ по ремонту и обслуживанию тормозных механизмов пользуйтесь специальной фильтрующей маской или респиратором. Ни при каких обстоятельствах не применяйте для чистки компонентов тормозных механизмов растворители на нефтяной основе. Для этой цели должен использоваться только специальный чистящий состав или денатурированный спирт!

В дополнение к оговоренным графиком текущего обслуживания автомобиля срокам проверки тормозной системы, состояние тормозных механизмов должно проверяться каждый раз при снятии колес или при проявлении признаков неисправности тормозов.

Для проверки состояния компонентов тормозных механизмов автомобиль должен быть поднят над землей и установлен на подпорки. Снимите колеса (см. Раздел Поддомкрачивание и буксировка в начале Руководства).

Дисковые тормозные механизмы

Дисковыми тормозными механизмами обычно оборудуются передние колеса автомобиля, но в некоторых случаях - и задние. Износ тормозных колодок свыше оговоренных в Спецификациях пределов может привести к необратимому повреждению тормозных дисков.

Суппорты дисковых тормозных механизмов, в которые установлены колодки, после снятия колес становятся хорошо видны. В каждом суппорте имеется одна наружная тормозная колодка и одна внутренняя. Должно быть проверено состояние всех четырех колодок.

Каждый суппорт оборудован смотровым окном или отверстием, через которое может быть проверено состояние колодок. Толщина накладок колодок должна проверяться путем заглядывания в суппорт с каждого из его торцов, а также через верхнее смотровое окно. Если материал колодок изношен ниже допустимого предела (ниже 7,9 мм), весь комплект колодок подлежит замене.

Колодки дисковых тормозных механизмов могут быть осмотрены сквозь специально предусмотренное в корпусе суппорта отверстие - для проведения измерения приложите к смотровому окну линейку.


 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Если Вы сталкиваетесь с трудностями при определении толщины оставшегося фрикционного материала, снимите колодки для более подробного исследования (Глава Тормозная система).
  2. Перед установкой колес на место удостоверьтесь в отсутствии утечек тормозной жидкости и/или повреждений тормозных шлангов (трещин, расщеплений и т.п.) в районе подсоединении их к штуцерам суппортов. В случае необходимости замените шланги (или штуцеры) (Глава Тормозная система).
  3. Проверьте состояние тормозных дисков. В случае обнаружения глубоких царапин, борозд и следов перегрева, сборку ступицы с диском необходимо снять для проведения восстановительных работ (Глава Тормозная система).

Барабанные тормозные механизмы

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. На задних тормозных механизмах снимите барабаны, стянув их с цапф приводных валов/полуосей и тормозных сборок. Если барабан не поддается снятию, удостоверьтесь в том, что стояночный тормоз отпущен, затем смочите проникающим маслом стык между ступицей и барабаном и повторите попытку снять барабан.
  2. Если барабан по прежнему не поддается снятию, необходимо слегка «отпустить» механизм саморегулятора. Для этого сперва необходимо извлечь из щита тормозного механизма маленькую пробку.
  3. Сняв пробку, вставьте в отверстие тонкую отвертку и приподнимите рычаг регулятора, отведя его от зубчатого колесика, затем при помощи специального регулировочного инструмента или опять-таки отвертки поверните колесико назад на несколько оборотов. Это приведет к отодвиганию тормозных башмаков от стенок барабана. Если барабан не снимается и теперь, обстучите его изнутри по всему периметру молотком с мягким бойком.
  1. Тонкой отверткой приподнимите рычаг регулятора, затем специальным инструментом или другой отверткой поверните освободившееся зубчатое колесико назад на несколько оборотов.
  1. Сняв барабан, следите за тем, чтобы не прикасаться к тормозной пыли (см. предупреждение в начале Раздела).
  2. Проверьте толщину и состояние фрикционных накладок обоих (переднего и заднего) тормозных башмаков. Если материал накладок изношен ниже допустимого предела (1.6 мм), башмаки должны быть заменены. Башмаки подлежат замене также и в случае обнаружения в них трещин или наличия заполированных до блеска или загрязненных маслом/тормозной жидкостью участков накладок.
  1. Если накладки наклеены на башмаки, измерение их толщины производится от верхнего края металлической подложки до наружного края накладки, как показано на рисунке, если же накладка приклепана, то измерение производится от наружного края накладки до поверхности головок заклепок.
  1. Удостоверьтесь, что все пружины тормозного механизма подсоединены и находятся в удовлетворительном состоянии.
  2. Проверьте компоненты тормозного механизма на наличие следов утечек тормозной жидкости. Осторожно подденьте резиновые пыльники колесных цилиндров, расположенных в верхней части башмаков. Наличие любых признаков утечек требует немедленного проведения капитального ремонта колесных цилиндров (Глава Тормозная система). Проверьте также на наличие признаков утечек тормозные шланги и их штуцерные соединения.
  1. Для проверки состояния колесного цилиндра маленькой отверткой осторожно подденьте резиновый пыльник цилиндра.
  1. Протрите внутреннюю поверхность барабана чистой ветошью, смоченной специальным очистителем или метиловым спиртом. Помните, что асбест очень вреден для здоровья - не вдыхайте тормозную пыль!
  2. Проверьте внутреннюю поверхность барабана на наличие трещин, каверн, глубоких царапин и участков перегрева, которые заметны по изменению окраски поверхности. Если дефекты не могут быть устранены при помощи тонкой наждачной бумаги, барабан следует доставить в мастерскую автосервиса для проточки.
  3. Если в ходе проверки все компоненты найдены в удовлетворительном состоянии, установите барабан на место.
  4. Установите колеса и опустите автомобиль на землю.

Стояночный тормоз

Управление стояночным тормозом осуществляется вручную, посредством рычага. Воздействует стояночный тормоз на тормозные механизмы задних колес. Простейшим и наиболее наглядным способом проверки исправности функционирования стояночного тормоза является остановка автомобиля на наклонной плоскости. Если после взведения рычага управления стояночным тормозом автомобиль не удерживается на уклоне неподвижно, тормоз нуждается в регулировке (Глава Тормозная система).