6.3. Меры предосторожности и рекомендации при ремонте тормозной системы

При выполнении ремонтных операций соблюдайте следующие правила:
1. Промытые и готовые к сборке детали укладывайте на чистую и глянцевую бумагу (не оставляющую ворсинок).
2. Не протирайте детали ветошью.
3. Для удаления тормозной жидкости с поверхности собранного узла можно применять марлю.
4. Не разбирайте узлы, если это не связано с необходимостью их ремонта.
5. Не используйте для ремонта детали, работавшие в других узлах.
6. Чтобы не повредить детали, разборочно-сборочные работы проводите специальным инструментом и приспособлениями.
7. Не смешивайте тормозные жидкости различных марок. При ремонтных работах применяйте жидкость, марка которой соответствует марке жидкости, залитой в тормозную систему.
8. При техническом обслуживании или ремонте тормозную жидкость заменяйте на новую через два года эксплуатации.
9. Рекомендуется независимо от состояния заменить все резиновые детали, применяемые в тормозных узлах, новыми через 60 тыс. км пробега или через три года эксплуатации автомобиля, чтобы предупредить отказы в работе узлов из-за старения и усталостных разрушений резины.
10. Гибкие шланги тормозов замените на новые через 60 тыс. км пробега или через три года, если пробег небольшой.
11. Чтобы не делать лишнюю работу при устранении неисправностей тормозной системы перед демонтажными работами, а также перед непосредственной разборкой узлов, постарайтесь правильно определить предполагаемый дефект.

Главный тормозной цилиндр с вакуумным усилителем
Рис. 6.2. Главный тормозной цилиндр с вакуумным усилителем: 1 – крышка корпуса; 2 – соединительное кольцо; 3 – диафрагма; 4 – основание корпуса; 5 – опорное кольцо диафрагмы; 6 – опорная тарелка диска; 7 – сектор опорного диска диафрагмы; 8 – фиксирующая шайба секторов; 9 - центральный клапан; 10 – направляющее кольцо поршня; 11 – уплотнительная манжета корпуса поршня; 12 – стопорная шайба уплотнительной манжеты; 13 – корпус поршня; 14 – прижимная втулка опоры толкателя; 15 – воздушный фильтр; 16 – толкатель поршня; 17 – регулировочный винт; 18 – упор поршня; 19 – запорное кольцо диафрагмы; 20 – возвратная пружина поршня; 21 – упорная скоба; 22 – шток усилителя; 23 – возвратная пружина секторов; 24 – регулировочный болт; 25 – обратный клапан; 26 – бачок главного цилиндра; 27 – крышка бачка; 28 – трубка соединительной втулки; 29 – соединительная втулка; 30 – упорный штифт; 31 – поршень второй камеры; 32 – возвратная пружина поршня второй камеры; 33 – упорная шайба манжеты; 34 – главная манжета; 35 – клапан поршня; 36 – корпус главного цилиндра; 37– разделительная манжета камер главного цилиндра; 38 – возвратная пружина поршня первой камеры; 39 – поршень первой камеры; 40 – уплотнительное кольцо; 41 – колпачок; А – первая камера; В – вторая камера; С – компенсационное отверстие


12. Неисправности, вызывающие утечку тормозной жидкости, а также некоторые неисправности тормозных механизмов легко определить внешним осмотром. Если о неисправности свидетельствует загорание контрольной лампы, а внешним осмотром не удалось обнаружить подтекание жидкости, то для определения неисправности на стоящем автомобиле с неработающим двигателем нажмите на педаль тормоза; когда контрольная лампочка загорится, удерживая педаль в нажатом положении, отверните клапан выпуска воздуха из цилиндра переднего левого или заднего правого тормоза. Если педаль тормоза получает дополнительный ход при том же усилии, значит, неисправен второй контур тормозной системы. Наиболее вероятная неисправность в данном случае — неудовлетворительное состояние манжеты 37 (рис. 6.2) второй камеры либо зеркала главного цилиндра в рабочей зоне этой манжеты. Возможно также повреждение посадочного места указанной манжеты на поршне.
13. При отсутствии дополнительного хода педали отверните клапан выпуска воздуха из переднего правого или заднего левого тормоза. Если педаль в этом случае получила дополнительный ход, ищите повреждение в уплотнении манжет 34 поршня второй камеры и 37 поршня первой камеры. Если манжета 34 неисправна, тормозная жидкость будет перекачиваться внутри бачка из полости, расположенной рядом с усилителем, в другую полость. В описанных выше случаях снимите главный цилиндр, разберите его и устраните неисправность.
14. Причиной самопроизвольного затормаживания автомобиля может быть перекрытие компенсационных отверстий манжетами. Для проверки снимите бачок главного цилиндра и мягкой проволокой с затупленным концом прощупайте кромки манжет через компенсационные отверстия. Если проволока, не встречая упругого сопротивления, проходит на глубину значительно больше 2 мм, то отверстие не перекрыто кромкой манжеты. В противном случае снимите главный цилиндр. Освобождение компенсационного отверстия после снятия главного цилиндра указывает на неправильную регулировку усилителя. Поскольку главный цилиндр снят, надо несколько раз нажать рукой на поршень главного цилиндра с целью определения интенсивности возврата поршней в исходное положение. Если компенсационные отверстия на снятом с автомобиля главном цилиндре остались перекрытыми кромками манжет, то причинами описанного дефекта могут быть: разбухание манжет главного цилиндра; загрязнение зеркала главного цилиндра; поломка возвратной пружины. Отремонтируйте главный цилиндр.

Предельно допустимый износ в основных сопрягаемых деталях тормозных механизмов и привода к ним