3.2.2. Особенности конструкции коробки передач мод. 2126

Коробка передач состоит из первичного, вторичного, промежуточного валов, картера, задней крышки и механизма переключения передач.

Коробка передач
Рис. 3.26. Коробка передач: 1 – первичный вал; 2 – сухарь; 3 – рычаг включения заднего хода; 4 – редуктор привода спидометра; 5 – болт крепления редуктора спидометра; 6 – шайба; 7 – прокладка верхней крышки; 8 – болт крепления верхней крышки; 9 – блокирующее кольцо третьей и четвертой передач; 10 – ступица третьей и четвертой передач; 11 – шестерня третьей передачи; 12 – ступица пятой передачи; 13 – муфта пятой передачи; 14 – шестерня пятой передачи; 15 – шестерня второй передачи; 16 – подшипник роликовый; 17 – блокирующее кольцо второй передачи; 18 – муфта-шестерня заднего хода; 19 – шестерня первой передачи; 20 – упорная шайба; 21 – подшипник вторичного вала задний; 22 – ступица первой и второй передач; 23 – шпонка; 24 – механизм переключения передач; 25 – распорная втулка; 26 – шестерня ведущая привода спидометра; 27 – манжета; 28 – стопорный шарик; 29 – гайка; 30 – вторичный вал; 31 – стопорное кольцо; 32 – центрирующее кольцо; 33 – уплотнитель; 34 – стопорная шайба; 35 – фланец эластичной муфты; 36 – грязеотражатель; 37 – шайба; 38 – болт промежуточного вала задний; 39 – болт; 40 – гайка; 41 – подшипник промежуточного вала задний; 42 – шарик; 43 – крышка задняя; 44 – прокладка задней крышки; 45 – шестерня промежуточная; 46 – подшипник роликовый; 47 – стопорное кольцо; 48 – ось промежуточной шестерни; 49 – промежуточный вал; 50 – кольцо стопорное; 51 – муфта третьей и четвертой передач; 52 – картер коробки передач; 53 – шайба; 54 – болт промежуточного вала передний; 55 – подшипник промежуточного вала передний; 56 – подшипник первичного вала; 57 – подшипник роликовый вторичного вала; 58 – стопорное кольцо подшипника


Первичный вал 1 (рис. 3.26) изготовлен как одно целое с шестерней постоянного зацепления. Он вращается в двух шариковых подшипниках, передний – запрессован в гнездо торца коленчатого вала, задний подшипник 56 помещен в передней стенке картера 52 коробки передач, поджимается тарельчатой пружиной и уплотняется сальником, расположенным в картере сцепления.
Промежуточный вал 49 изготовлен в виде блока шестерен и опирается на два подшипника.
Передний подшипник 55 роликовый установлен на промежуточном валу и закреплен на нем шайбой 53 и болтом 54. Задний подшипник 41 шариковый двухрядный закреплен на валу шайбой 37 и болтом 38 и фиксируется в картере 52 задней крышкой 43.
Вторичный вал 30 установлен в двух подшипниках. Передний роликовый подшипник 57 расположен в расточке первичного вала, задний подшипник 21 – в задней стенке картера коробки, зафиксирован с помощью задней крышки и упорной шайбы 20 и уплотнен манжетой 27, расположенной в этой же крышке.
На вторичном валу свободно размещены шестерни 11 и 14 третьей и пятой передач, шестерни 19 и 15 первой и второй передач установлены на валу на игольчатых подшипниках. Все шестерни находятся в постоянном зацеплении с соответствующими венцами блока шестерен промежуточного вала 49.
На переднем конце вторичного вала – три шлица, на которых крепятся ступицы скользящих муфт синхронизаторов третьей, четвертой и пятой передач. Ступица синхронизатора первой и второй передач закреплена на валу шпонкой 23. Шестерня заднего хода 18 выполнена на скользящей муфте синхронизатора первой и второй передач. На задней шейке вала размещена ведущая шестерня 26 привода спидометра, фланец эластичной муфты 35 карданного вала напрессован на шлицы вала и фиксируется гайкой 29 со стопорной шайбой 34.
Промежуточная шестерня 45 заднего хода установлена на роликовом подшипнике на оси 48, запрессованной в отверстиях картера коробки передач и зафиксированной от поворота шариком 42. При включении заднего хода шестерня 45 одновременно входит в зацепление с зубьями шестерен заднего хода на промежуточном валу и соответствующим венцом блока шестерен, что обеспечивает передачу крутящего момента от промежуточного вала на вторичный вал.
Синхронизаторы всех передач переднего хода состоят из ступиц 10, 12, 22, скользящих муфт 13, 18, 51, блокирующих колец 9, 17 и пружинных разрезных колец.
Скользящая муфта соединяется с вторичным валом коробки передач через ступицу, жестко связанную с валом.
Блокирующее кольцо соединяется со ступицей через три выступа на торце ступицы и три паза на зубчатом венце блокирующего кольца. Пружинное разрезное кольцо, установленное между блокирующим кольцом и ступицей синхронизатора, тремя своими выступами, проходящими через пазы на ступице, взаимодействует со скользящей муфтой.
При включении передачи муфта через пружинное кольцо поджимает блокирующее кольцо к конусной поверхности шестерни включаемой передачи, происходит сцепление конусов шестерни и блокирующего кольца. Повернувшееся на ограниченный угол относительно ступицы кольцо блокирует дальнейшее продвижение муфты синхронизатора до тех пор, пока не произойдет полное выравнивание относительных скоростей шестерни включаемой передачи и вторичного вала. Тем самым обеспечивается безударное включение передачи.

Механизм и привод переключения передач: 1 – крышка верхняя; 2 – шарик; 3 – пружина; 4 – пробка фиксатора; 5 – прокладка шаровой опоры; 6 – чашка направляющая; 7 – штифт; 8 – рычаг переключения передач; 9 – опора шаровая; 10 – шайба сферическая; 11 – стопорное кольцо; 12 – фланец крепления чехла; 13 – шайба; 14 – гайка; 15 – чехол рычага; 16 – опорная шайба; 17 – пружина рычага
Рис. 3.27. Механизм и привод переключения передач: 1 – крышка верхняя; 2 – шарик; 3 – пружина; 4 – пробка фиксатора; 5 – прокладка шаровой опоры; 6 – чашка направляющая; 7 – штифт; 8 – рычаг переключения передач; 9 – опора шаровая; 10 – шайба сферическая; 11 – стопорное кольцо; 12 – фланец крепления чехла; 13 – шайба; 14 – гайка; 15 – чехол рычага; 16 – опорная шайба; 17 – пружина рычага: 18 – хомут внутреннего чехла; 19 – чехол изолирующий; 20 – хомут изолирующего чехла; 21 – скоба оттяжной пружины; 22 – оттяжная пружина; 23 – крышка защитная; 24 – шайба пружинная; 25 – стопорный болт; 26 – прокладка изолирующая; 27 – вилка первой и второй передач; 28 – запорная втулка; 29 – втулка демпфера; 30 – втулка дистанционная; 31 – упорная подушка демпфера; 32 – стержень рычага; 33 – рукоятка рычага управления; 34 – чехол рычага; 35 – рамка; 36 – винт; 37 – шайба пружинная; 38 – шток первой и второй передач; 39 – плунжер головки; 40 – головка штока первой и второй передач; 41 – пробка штоков; 42 – толкатель; 43 – шток третьей и четвертой передач; 44 – головка штока третьей и четвертой передач; 45 – шток пятой передачи; 46 – головка штока пятой передачи; 47 – головка штока заднего хода; 48 – шайба; 49 – стопорный болт; 50 – шток заднего хода; 51 – вилка заднего хода; 52 – прокладка изолирующая; 53 – крышка защитная; 54 – винт; 55 – шайба; 56 – вилка включения пятой передачи; 57 – вилка включения третьей и четвертой передач; 58 – выключатель света заднего хода; 59 – прокладка верхней крышки


Механизм переключения передач размещен в верхней крышке 1 (рис. 3.27), в него входят:
1) составной рычаг переключения передач 8, 28, 29, 30, 31, 32;
2) четыре штока 38, 43, 45, 50, на которых закреплены вилки переключения передач 27, 51, 56, 57;
3) фиксаторы 2, 3, 4 штоков;
4) замковое устройство 2, 42 штоков. Передачи переключаются с помощью стержня 32 рычага переключения передач 8, выведенного через пол кузова справа от места водителя.
Стержень рычага переключения передач снабжен демпфирующим устройством, поглощающим вибрации и обеспечивающим плавное включение передач.
Для предотвращения самопроизвольного выключения передач служат фиксаторы, состоящие из шариков 2 и пружин 3. Блокировочное устройство, состоящее из двух толкателей 42 и трех шариков 2, предохраняет коробку от одновременного включения двух передач. При помощи пружины 22 нижняя головка рычага переключения всегда располагается в нейтральном положении в головке 44 штока включения третьей и четвертой передач.
С левой стороны механизма переключения располагается выключатель 58 света заднего хода.

Номинальные размеры, допуски и посадки узлов и деталей коробки передач даны в табл. 3.4.