8.1. Общие сведения

Дополнительная система безопасности (SRS – подушка безопасности) предназначена в дополнение к ремням безопасности для уменьшения риска получения травм, сохранения жизни и здоровья водителя и пассажира в случае аварии путем активации и раскрытия подушек безопасности водителя, пассажиров и боковых подушек безопасности, а также срабатывания преднатяжителей ремней в определенных лобовых или боковых столкновениях.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Максимальное защитное действие ремней безопасности и подушек безопасности достигается только при правильной регулировке сидений.

Подушки безопасности, являющиеся одним из важных элементов пассивной безопасности автомобиля, ни в коем случае не заменяют ремни безопасности. Следует иметь в виду, что наибольшая эффективность действия подушек безопасности достигается только при совместном использовании их с ремнями безопасности.
При срабатывании системы воздушные мешки наполняются газом и, надуваясь, разворачиваются перед водителем и пассажиром.
При упоре водителя и переднего пассажира в полностью надутые воздушные мешки движение их тел вперед по инерции гасится, и риск получения травм головы и верхней части тела существенно уменьшается.
Воздушный мешок сконструирован таким образом, что при лобовом ударе под воздействием силы тяжести тела водителя или сидящего рядом с ним пассажира происходит контролируемый выпуск газа из подушки для смягчения удара головы и верхней части тела. После столкновения подушка становится пустой и не мешает обзору.
Наполнение подушки происходит с высокой скоростью в считанные доли секунды, что и обеспечивает при аварии надежную защиту.
Появление в салоне облака мелкой пыли при надувании подушек безопасности считается нормальным и не может служить причиной для беспокойства.
Система SRS AIRBAG состоит из следующих элементов:
– модуля подушки безопасности со стороны водителя, расположенного в центре рулевого колеса, который включает в себя сложенную подушку и устройство для ее наполнения;
– модуля подушки безопасности со стороны переднего пассажира, расположенного в декоративной подушке перед пассажиром, который включает в себя сложенную подушку и устройство для ее наполнения;
– боковых модулей подушек безопасности, расположенных в сиденьях водителя и пассажира, которые включают в себя сложенные подушки и устройства для их наполнения;
– блока управления системой безопасности SRSCM, расположенного в центральной консоли;
– датчика замедления, контролирующего замедление автомобиля;
– соединительной (часовой) пружины, расположенной внутри рулевой колонки;
– проводов и контактных разъемов системы;
– коленного буфера, расположенного под рулевой колонкой.
Функцию контроля удара SRSCM выполняет с помощью электронного акселерометра, который постоянно измеряет ускорение автомобиля и подает соответствующий сигнал через усилительные и фильтрующие цепи на микропроцессор.
Раскрытие подушки безопасности должно происходить при лобовом или почти боковом ударе для смягчения его последствий.
С элементами системы безопасности (SRS) должны работать только специально обученные специалисты. При работе с элементами системы SRS необходимо быть очень внимательным, чтобы не получить травму при случайном раскрытии подушки безопасности.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
Между сидящим на переднем сиденье пассажиром и подушкой не должны размещаться люди, животные или различные предметы. Кроме того, к дверям нельзя прикреплять различные аксессуары, например подстаканники.
На крючки для одежды можно вешать только небольшие и легкие вещи.
В карманах для мелких вещей нельзя хранить тяжелые или с острыми гранями предметы.
Боковые стороны спинок сидений нельзя подвергать воздействию больших сил, например, сильным ударам или нажатию – так можно повредить систему боковых подушек безопасности.
Ни в коем случае нельзя надевать на передние сиденья чехлы, не рекомендованные заводом-изготовителем, иначе при раскрытии боковых подушек безопасности их защитное действие будет существенно ограничено.

Меры безопасности  при обслуживании  подушек безопасности
Несоблюдение указаний по порядку проведения операций обслуживания может привести к неожиданному раскрытию подушки безопасности, что может послужить причиной травмы.
Более того, если при обслуживании подушки безопасности допущена ошибка, то подушка может не сработать в нужный момент.
При обслуживании подушек (в том числе снятии или установке, проверке или замене элементов) выполняйте следующие требования.
1. Проведение операций по обслуживанию подушки безопасности допускается только через 30 с или более после поворота ключа в выключателе зажигания в положение «LOCK» и отсоединения провода от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи. Система подушки безопасности оснащена резервным источником питания для ее срабатывания, если провод отсоединяется от аккумуляторной батареи при аварии. Резервный блок питания обеспечивает питание в течение 150 мс.
2. Если от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи отсоединяется провод, данные памяти часов и аудиосистемы будут стерты. Перед началом работы запишите данные памяти этих систем. После окончания работы настройте аудиосистему и часы.
3. Признаки неисправности системы подушки безопасности трудно определить, поэтому в случае диагностики неисправности диагностические коды становятся наиболее важным источником информации.
4. Никогда не используйте детали подушки безопасности от другого автомобиля. При замене деталей всегда устанавливайте только новые детали.
5. Никогда не пытайтесь разбирать и ремонтировать модули подушек безопасности (DAB, РАВ, ВРТ), часовую пружину и провода для их повторного использования.
6. Если какие-либо детали SRS падали или на них есть трещины, выбоины или другие повреждения на корпусе, кронштейне или контактном разъеме, замените их новыми.
7. После завершения работы с подушкой безопасности проведите проверку SRS. Контрольная лампа подушки безопасности в некоторых случаях может срабатывать из-за неисправностей других цепей. Следовательно, если загорится контрольная лампа, сотрите диагностические коды (DTS) с помощью сканера Hi-Scan сразу же после ремонта или замены деталей, в том числе и предохранителя.
8. При выполнении электросварочных работ всегда отсоединяйте провод от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи.