5.1. «Сок» со многими талантами – моторное масло

В дальнейшем после этой информации станет ясно: масло является эликсиром молодости для двигателя внутреннего сгорания. Снижается трение и износ поршней, цилиндров, а также всех мест расположения подшипников кривошипно-шатунного механизма и клапанных приводов. Помимо этого моторное масло вызывает уплотнение поршней к стенкам цилиндров. Возникающие «взрывообразно» при сгорании топливной смеси газы благодаря «масляной прокладке» почти без нанесения убытка действуют на коленчатый вал. Этим таланты моторного масла далеко не исчерпываются: моторное масло принимает активное участие в охлаждении двигателя. Кроме того, оно защищает двигатель от ржавчины, удерживает загрязняющие частицы в состоянии равновесия, связывает часть химических продуктов сгорания топлива.

Всесторонне талантливое – всесезонное моторное масло

Современные моторные масла являются смазочными материалами, произведенными из нефти. Однако перед тем как начать свою карьеру в качестве моторного масла, производитель масла примешивает к ним некоторые специальные добавки. В конце цепочки очищения это составляет до 20 % моторного масла. Добавки, например, защищают масло от окисления и предохраняют его вспенивание при высоких частотах вращения. Одними из важнейших добавок являются VI-улучшатели (VI – индекс вязкости). Пояснение: VI-добавки представляют из себя длинные молекулярные цепочки, которые под действием тепла разбухают, а при охлаждении снова сжимаются. Тем самым VI-добавки автоматически «регулируют» моторное масло по температуре двигателя. При умелом смешивании можно объединить сразу несколько классов вязкости. Однако VI-добавки обладают и отрицательным свойством изнашиваемости при высоких температурах, что приводит к потере основной доли их воздействия. Кроме того, вода, топливо и продукты сгорания устанавливают границу срока службы моторного масла. Жидкое минеральное масло не выдерживает с течением времени господствующих в двигателе параметров давления и температуры. Поэтому регулярная замена масла – это не вынужденная роскошь, а попросту технико-химическая необходимость – по меньшей мере тогда, когда ваш двигатель должен функционировать бесперебойно.

Повышенная цена – синтетические масла с хорошими антифрикционными свойствами

В принципе синтетические масла являются не «искусственными», как и существующие минеральные масла, однако они всегда дороже. Причина: в синтетических маслах сохраняется молекулярная структура «натуральной» сырой нефти за счет использования дорогостоящих технологий (Cracken), и они перемешиваются со специальными добавками по другому рецепту. В качестве эквивалента высокой покупной цены их производители сулят малый расход масла и топлива, высокую стабильность и продолжительную стойкость: теоретически это означает увеличенный интервал замены масла. Если вы все-таки желаете получить удовольствие от такого впрыскивающего масла, то должны не столь безгранично превышать и так уж установленный Ford растянутый интервал замены.

 ТЕХНИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

Понятия и нормы, относящиеся к маслу

Вязкость: характеризует меру текучести смазочного масла. Зимой жидкое моторное масло, которое при холодном пуске сразу проникает во все места смазывания двигателя, – первый выбор. В летний период, напротив, запрашивается вязкотекучее моторное масло, которое не срывает смазочную пленку даже при высоких температурах.

Классы масел согласно SAE (Society of Automotive Engineers, США - Общество автотракторных инженеров): обозначает класс вязкости, например, SAE 5W-30. Чем меньше первая цифра, тем лучше течет масло в холодное время года (W – зима). Масло с обозначением 0W смазывает еще при минус 30 °С, а масло класса 5W поднимает это значение до минус 25 °С, 15W – соответственно минус 15 °С. Чем больше второе число, тем более устойчивым к температуре считается масло при высоких температурах.

ACEA (Association des Constructeuers Europeen dAutomobiles): введенные в 1996 году европейские нормы на масло сменили нормы ССМС. Для карбюраторных двигателей предлагаются группа А1 (масло, экономящее горючее), А2 (малонагружаемое масло), А3 (масло для тяжелых условий работы). Для дизельных агрегатов дается здесь подразделение на В1, В2 и В3.

ССМС (Committee des Constructeuers dAutomobiles du Marche Commun): Спецификация состоит из букв G (бензин) и PD (дизельное топливо), а также числа. Чем больше число, тем выше качество масла.

API (American Petroleum Institute): спецификация состоит из буквы S (карбюраторные двигатели) и С (дизельные двигатели), а также последующих букв. Чем выше эта буква стоит по алфавиту, тем выше качество масла.

Моторное масло – «изучайте» по малой печати на банке

Для двигателя вашего Mondeo вполне достаточно традиционного всесезонного масла. Однако здесь важно знать, что этот «сок» отвечает соответствующим нормам. В случаях сомнений запросите своего дилера, так как о пригодности следует судить не по рекламной этикетке на банке масла, а по его содержанию. Поэтому внимательно прочитайте напечатанный мелким шрифтом текст на банке: Ford рекомендует для своих Mondeo моторное масло SAE 5W-30, которое соответствует по меньшей мере спецификации АСЕА А1/В1 и WSS-M2C912-A1 или WSS-M2C913 (дизельное масло WSS-M2C913-A или WSS-M2C912-A). Если вы желаете использовать другие сорта масла, то они должны соответствовать по меньшей мере спецификации АСЕА А3/В3. Масла с обозначением API SC, SD, SE или SF (дизельное API CC) могут даже повредить вашему Mondeo.

Как только смазочный сок будет отвечать названным критериям, можно смешивать сорта масла разных производителей. При этом нужно, однако, считаться с тем, что специфичные свойства первоначальных рецептов ухудшаются. Каждый продукт характеризуется своим специфическим составом, эффективность которого при смешивании с другими маслами может ослабевать. По этой причине комбинация минерального и синтетического масла также не имеет смысла. Равным образом нельзя смешивать чистые дизельные масла с маслами для карбюраторных двигателей – в худшем случае это будет провоцировать появление дефектов двигателя.

Благодаря этому вы на верном пути: двигатели Mondeo не обязательно рассчитаны на дорогое синтетическое масло. Ford рекомендует для нашего диапазона широт моторные масла класса вязкости SAE 5W-30.

Совершенно нормально – малый расход масла

Немного масла расходует любой двигатель. Частично оно попадает в камеру сгорания и там участвует в процессе горения. Негерметичный двигатель, дефектные прокладки стержней клапанов, изношенные маслосъемные кольца, слишком большой зазор между поршнем и цилиндром или большой зазор между направляющими клапана и стержнем клапана приводят к росту обычного нормативного расхода. Когда двигатель вашего Mondeo в техническом порядке, во время предписанных интервалов замены масла следует в крайних случаях дополнять малые количества масла (0,25 – 0,5 литра). Для дизельных двигателей в этом отношении также не стоит делать исключения. Это касается всех двигателей лишь в том случае, если вы регулярно проводите замену масла и не загружаете свой двигатель за счет непомерно резкого способа вождения.

Голубой оттенок отработавшего газа – визуальный показатель износа

По голубому цвету отработанного газа можно судить о наличии одного из указанных выше дефектов. Однако даже если уровень масла регулярно держится постоянным, это еще не основание для радости. Излишки топлива и водяной конденсат разбавляют моторное масло, и его смазочные свойства ухудшаются. Прежде всего в зимний период и преимущественно при движениях на короткие расстояния можно наблюдать такое явление – двигатель все реже через длительный интервал времени достигает своей рабочей температуры и остатки могут не сгорать. В этом случае следует заменять масло через более короткие интервалы; примерно уже через 6000 километров или раз в полгода.