12.2. Главный тормозной цилиндр

Общие сведения

Главный тормозной цилиндр
Рис. 12.9. Главный тормозной цилиндр: 1 – крышка бачка тормозной жидкости; 2 – бачок тормозной жидкости; 3 – уплотнительные кольца бачка; 4 – зажимы бачка; 5 – корпус главного тормозного цилиндра; 6 – пропорциональные клапаны; 7 – узел поршня второго контура; 8 – поршень первого контура; 9 – стопорное кольцо поршня; 10 – уплотнительное кольцо


Главный тормозной цилиндр предназначен для использования в тормозной системе с диагональным разделением контуров (один передний тормоз и расположенный по диагонали от него задний тормоз работает от первого поршня, а второй передний тормоз и диагонально расположенный задний тормоз – от второго поршня) (рис. 12.9). Кроме двух поршней, главный цилиндр оборудован датчиком уровня тормозной жидкости и пропорциональными клапанами для регулировки давления.
Для облегчения процесса сборки смажьте все резиновые детали чистой тормозной жидкостью.
Не продувайте детали тормозной системы воздухом от компрессора, содержащим пары масел. Это может привести к повреждению резиновых деталей и узлов.
При разборке узлов гидравлического привода тормозной системы может возникнуть необходимость прокачки всей тормозной системы или ее части.

        ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
При ремонте главного тормозного цилиндра необходимо заменять все детали, включенные в ремонтный набор запасных деталей главного тормозного цилиндра.

Значения моментов затяжки крепежных деталей приведены для сухих, не смазанных резьбовых поверхностей.
Операции по обслуживанию деталей главного тормозного цилиндра должны проводиться на чистом сухом верстаке без опасности загрязнить детали минеральными маслами.

Обслуживание  на автомобиле

Бачок для тормозной жидкости
Снятие
1. Отсоедините разъем датчика аварийного уровня от крышки бачка.
2. Откачайте из бачка тормозную жидкость.

Снятие бачка для тормозной жидкости
Рис. 12.10. Снятие бачка для тормозной жидкости: 1 – бачок; 2 – главный тормозной цилиндр; 3 – отвертка


3. Отверткой 3 (рис. 12.10) отожмите вниз пружины зажимов. Наклоните бачок и снимите его вверх.
4. Снимите уплотнительные кольца бачка из корпуса главного тормозного цилиндра 2.
Установка
1. Смажьте новые уплотнительные кольца чистой тормозной жидкостью и установите их в корпус главного тормозного цилиндра.

Установка на бачок (1) новых хомутов (2)
Рис. 12.11. Установка на бачок (1) новых хомутов (2)


2. Установите новые хомуты на бачок (рис. 12.11).
3. Установите бачок на корпус главного тормозного цилиндра.
4. Прокачайте тормозную систему.
5. Подсоедините электрический разъем датчика.

Пропорциональные клапаны
Замените крышку бачка тормозной жидкости на герметичную заглушку, чтобы в панели приборов не горела контрольная лампа низкого уровня тормозной жидкости.

        ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
При правильной установке бачка на место должен быть слышен щелчок.

Снятие
1. Отсоедините трубопровод тормозной системы от пропорциональных клапанов.
2. Снимите клапаны с главного тормозного цилиндра.

        ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Поскольку эти клапаны отрегулированы совместно, то заменять необходимо сразу оба клапана.

Установка
1. Вверните клапаны в корпус главного тормозного цилиндра и затяните их моментом 40 Н•м.

        ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Обозначение пропорциональных клапанов
Рис. 12.12. Обозначение пропорциональных клапанов


Снятие уплотнительного кольца
Рис. 12.13. Снятие уплотнительного кольца: 1 – отвертка; 2 – уплотнительное кольцо

Перед установкой клапанов убедитесь, что оба клапана имеют одинаковую маркировку из двух чисел, как это показано на рис. 12.13.

2. Подсоедините тормозные трубопроводы к клапанам и затяните соединительные гайки моментом 11 Н•м.
3. Прокачайте тормоза.
4. Проверьте на наличие утечек тормозной жидкости.
5. Проверьте уровень тормозной жидкости в бачке.
6. Снимите герметичную заглушку с бачка и установите крышку бачка для тормозной жидкости.

Главный тормозной цилиндр
Снятие
1. Отсоедините разъем датчика аварийного уровня от крышки бачка.
2. Отсоедините тормозные трубопроводы от корпуса главного тормозного цилиндра и пропорциональных клапанов. Чтобы предотвратить вытекание или загрязнение тормозной жидкости, закройте пластмассовыми заглушками открытые концы тормозных трубопроводов.
3. Выверните две крепежные гайки.
4. Снимите главный тормозной цилиндр.
Установка
1. Установите главный тормозной цилиндр, закрепите новыми самоконтрящимися гайками и затяните их моментом 18 Н•м.
2. Подсоедините тормозные трубопроводы к пропорциональным клапанам корпуса главного тормозного цилиндра и затяните соединительные гайки моментом 11 Н•м.
3. Подсоедините электрический разъем датчика.
4. Долейте тормозную жидкость в бачок.
5. Прокачайте тормоза.
6. Еще раз проверьте уровень тормозной жидкости.

Ремонт узлов

Ремонт главного тормозного  цилиндра
Разборка
Сжатым воздухом, подаваемым от компрессора, осушите главный тормозной цилиндр.
1. Снимите главный тормозной цилиндр.
2. Зажмите главный тормозной цилиндр в тисках и снимите бачок.
3. Достаньте уплотнительное кольцо из корпуса главного тормозного цилиндра (рис. 12.13).

Вдавливание поршней в главный тормозной цилиндр
Рис. 12.14. Вдавливание поршней в главный тормозной цилиндр: 1 – деревянная или пластмассовая выколотка; 2 – главный тормозной цилиндр; 3 – сварочный электрод диаметром 3 мм


Извлечение стопорного кольца
Рис. 12.15. Извлечение стопорного кольца: 1 – стопорное кольцо; 2 – отвертка; 3 – сварочный электрод диаметром 3 мм


4. С помощью подходящей деревянной или пластмассовой выколотки 1 (рис. 12.14) вдавите поршни примерно на 10 мм внутрь цилиндра. Для того чтобы удержать цилиндры в нажатом положении, вставьте в компенсационное отверстие сварочный электрод диаметром 3 мм или что-нибудь аналогичное.

Извлечение второго поршня
Рис. 12.16. Извлечение второго поршня: 1 – второй поршень; 2 – сжатый воздух


5. С помощью подходящей отвертки извлеките стопорное кольцо 1 (рис. 12.16) из корпуса главного тормозного цилиндра.

        ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Не повредите стенки главного тормозного цилиндра или поверхность поршня. Стопорное кольцо не подлежит повторному использованию.

6. Нажмите поршни с помощью деревянной/пластмассовой выколотки внутрь цилиндра и извлеките электрод из компенсационного отверстия.
7. Достаньте первый поршень из корпуса главного тормозного цилиндра. Для этого постучите цилиндром о деревянную поверхность, пока поршень не сможет быть извлечен.
8. Достаньте второй поршень 1 (рис. 12.16) из корпуса цилиндра. Аккуратно извлеките второй поршень с помощью сжатого воздуха, подаваемого от компрессора.
9. Промойте и очистите все детали с помощью чистой тормозной жидкости или денатурата.
Проверка

        ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Проверьте внутреннюю поверхность главного тормозного цилиндра на предмет царапин и коррозии. При обнаружении – замените главный тормозной цилиндр.

Обработка внутренней поверхности главного цилиндра абразивными материалами не допускается.

        ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
После разборки не разрешается повторная установка резиновых деталей и уплотнительных колец главного тормозного цилиндра.

Сборка
1. Смажьте внутреннюю поверхность главного тормозного цилиндра чистой тормозной жидкостью.
2. Зажмите корпус главного тормозного цилиндра в тиски отверстиями для бачка вверх.
3. Аккуратно вставьте второй поршень внутрь главного тормозного цилиндра и протолкните до упора в основание корпуса цилиндра. В качестве инструмента используйте деревянную/пластмассовую выколотку.
4. Вставьте первый поршень.
Нажмите на поршни и вставьте сварочный электрод или аналогичный предмет в компенсационное отверстие для того, чтобы удержать поршни в этом положении при установке стопорного кольца.
5. Установите стопорное кольцо в канавку на внутренней поверхности цилиндра.

        ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Не повредите внутреннюю поверхность цилиндра.

6. С помощью деревянной/пластмассовой выколотки нажмите на поршни и достаньте сварочный электрод.
7. После установки подвигайте поршни назад/вперед для проверки их свободного перемещения.
8. Смажьте тормозной жидкостью уплотнительное кольцо и вставьте его в отверстие цилиндра открытой стороной наружу до посадки кольца на поршень.
9. Установите главный тормозной цилиндр на место.
10. Прокачайте тормоза.

Моменты затяжки
Пропорциональные клапаны.........40 Н•м
Тормозные трубопроводы........11 Н•м
Гайки крепления главного тормозного цилиндра........18 Н•м