2.2. Приемы эксплуатации

Замок зажигания/блокировки руля

Замок зажигания имеет четыре основных положения: S, А, М и D.

При повороте ключа в положение S осуществляется блокировка рулевой колонки. Для того, чтобы разблокировать колонку, покрутите слегка руль, одновременно без усилия поворачивая ключ. Данное положение - единственное, при котором ключ может быть извлечен из замка.
Поворот ключа в положение А обеспечивает возможность использования аксессуаров на запаркованном автомобиле (радиоприемник, стеклоподъемники, регулировка сидений и пр.). на приборном щитке загорается контрольная лампа заряда аккумулятора (5) (см. иллюстрацию Схема расположения и обозначение контрольных ламп комбинации приборов ).

Зажигание включается поворотом ключа в положение М . При этом на приборном щитке должны загореться следующие контрольные лампы: заряда, ABS, уровня и давления масла, стояночного тормоза, температуры и уровня охлаждающей жидкости, самодиагностики двигателя, давления и уровня гидравлической жидкости, передних и боковых подушек безопасности, преднакала (дизельные модели), электронного ключа и STOP.

Контрольные лампы, которые должны загораться при включении зажигания

Как только погаснет контрольная лампа “электронный ключ”, можно приступать к запуску двигателя.

Отказ контрольных ламп от включения при повороте ключа в положение М свидетельствует о присутствии неполадок в соответствующих системах.

Поворотом ключа в положение D осуществляется запуск двигателя стартером. Как только двигатель запустится, ключ следует отпустить, позволив ему вернуться обратно в положение М , отвечающее состоянию работающего двигателя.

Ни в коем случае не поворачивайте ключ в положение D при работающем двигателе!


Ни в коем случае не извлекайте ключ из замка зажигания до полной остановки автомобиля. Во избежание потери контроля над управлением и торможением, двигайтесь всегда с работающим двигателем.

Запарковав автомобиль и вынув ключ из замка зажигания, удостоверьтесь в надежности блокировки рулевой колонки, для чего слегка повращайте рулевое колесо.

Начало движения

Удостоверьтесь, что рычаг переключения передач/селектора находится в нейтральном положении.

Бензиновый двигатель

Запуск двигателя

Запуск двигателя следует производить при отпущенной педали газа. Продолжайте проворачивать двигатель стартером до тех пор, пока он не запустится, однако, не более 10 секунд за попытку.

При температуре воздуха ниже 0°С, с целью облегчения запуска двигателя, выжмите педаль сцепления, затем медленно отпустите ее.

Повторный запуск двигателя

Заливание двигателя избыточным количеством топлива приводит к затруднениям при его запуске. В такой ситуации выжмите до упора педаль газа и удерживайте ее в этом положении до запуска двигателя. Проворачивайте стартером не более 10 секунд подряд. Сразу после осуществления запуска отпустите ключ зажигания.

Еще запуск не удается осуществить после нескольких попыток, обратитесь за консультацией к специалистам автосервиса.

Если запуск двигателя не произвелся с первого раза, прежде чем повторять попытку, обождите около 10 секунд, удерживая педаль акселератора отжатой.

Дизельный двигатель

Запуск двигателя

Поверните ключ в положение М (зажигание, преднакал), дождитесь, пока погаснет контрольная лампа преднакала, затем начинайте проворачивать двигатель стартером до осуществления запуска.

При температуре воздуха ниже 0°С, с целью облегчения запуска двигателя, выжмите педаль сцепления, затем медленно отпустите ее.

Не выжимайте во время запуска педаль газа.

Прежде чем начинать движение после осуществления запуска двигателя, дождитесь, пока погаснет контрольная лампа давления и уровня гидравлической жидкости.

Оборудованные системой турбонаддувом модели

Не глушите двигатель, предварительно не дав ему поработать некоторое время на холостых оборотах: необходимо позволить упасть до приемлемого значения оборотам турбокомпрессора.

Выжимание педали газа в момент выключения зажигания чревато серьезными повреждениями турбокомпрессора!

Ни в коем случае не оставляйте автомобиль с работающим двигателем в плохо вентилируемом помещении!

Рычаг переключения передач

Модели с РКПП

Рычаг переключения передач установлен на центральной консоли автомобиля.

Схема переключения нанесена на торец рукоятки рычага. Переключайте передачи плавно, стараясь избегать скрежета и вибраций.

Ни в коем случае не включайте заднюю передачу до полной остановки автомобиля!

Модели с АТ

Рычаг селектора АТ, так же как и рычаг переключения передач на моделях с РКПП, установлен на центральной консоли автомобиля. Конструкцией автоматической трансмиссии предусмотрены следующие возможные скоростные режимы:
Р
- Парковка;
R
- Реверс (задняя передача);
N
- Нейтральное положение;
D
- Движение в полном диапазоне передних передач;
3
- Движение в диапазоне, ограниченном тремя первыми передними передачами;
2
- Движение в диапазоне, ограниченном двумя первыми передними передачами;
1
- Движение в диапазоне первой передней передачи.

Разблокировка

При переключении скоростных режимов АТ в указанных стрелками направлениях (см. номограмму на иллюстрации выше) необходимо выжимать кнопку блокиратора (В) на рукоятке рычага (см. там же).

Осуществление запуска двигателя возможно только в двух положениях рычага: Р или N. Во всех прочих положениях запуск не представляется возможным.

Сразу после осуществления запуска двигателя выжмите на педаль ножного тормоза, затем при помощи рычага селектора выберите требуемый скоростной режим АТ.

Меры предосторожности

Осуществляйте переключение скоростных режимов только при выжатой педали ножного тормоза.

Перед тем как покинуть автомобиль, удостоверьтесь, что рычаг селектора находится в положении Р. Если рычаг селектора не переведен в положение Р, то при открывании любой из дверей автомобиля прозвучит сигнальный зуммер.

Режимы вождения

На некоторых моделях предусмотрена возможность выбора двух дополнительных режимов вождения (помимо нормального). Справа от панели рычага селектора расположены два кнопочных выключателя, , позволяющих переводить трансмиссию в режимы спортивного вождения и вождения в зимних условиях. Выбранный режим вождения, равно как и все скоростные режимы трансмиссии отражаются на включенном в комбинацию индикаторе.

Выключатели выбора спортивного и зимнего режимов вождения (внизу справа) и индикатор выбора режимов комбинации приборов (вверху)

При нормальном режиме вождения обе кнопки и должны быть отжаты, а соответствующие им символы на индикаторе комбинации приборов - загашены.

Спортивный режим является более динамичным, зимний способствует более мягкому вождению, адаптированному к скользким дорогам.

При выжимании кнопки , на соответствующем индикаторе в комбинации приборов загорается символ , и трансмиссия переводится в более динамичный режим переключения передач.

Выжиманием кнопки осуществляется выбор зимнего режима вождения (на индикаторе комбинации приборов загорается соответствующий символ). В данном режиме первая передача не используется. Начало движения автомобиля при переводе рычага селектора в положение D осуществляется сразу на второй передаче. Переключение передач происходит медленнее.

На некоторых моделях, помимо кнопок и в ту же панель добавлена еще одна кнопка (1) , позволяющая осуществлять движение на первой передаче при выборе скоростного режима 2 . Переведите рычаг селектора в положение 2 и нажмите на кнопку (1) . На индикаторе в комбинации приборов должны погаснуть оба символа и . Чтобы выйти из режима (1) переведите рычаг в положение D или повторно нажмите кнопку (1) .

Следующее нажатие на кнопку (1) приводит к переходу к нормальному режиму вождения (оба символа и ).

Одновременное мигание символов и индикатора комбинации приборов указывают на неполадку. В этом случае включение реверса (R) может сопровождаться чувствительным толчком. Проконсультируйтесь у специалистов автосервиса.

Правила пользования автоматической трансмиссией

Парковка (Р)

Перевод рычага селектора АТ в положение Р позволяет избежать риска самопроизвольного отката запаркованного автомобиля за счет блокировки ведущих колес. Включение режима должно осуществляться только после полной остановки автомобиля. Удостоверившись, что рычаг селектора переведен в режим Р , взведите стояночный тормоз.

Движение задним ходом (R)

Включение реверса (перевод рычага селектора в положение R ) должно осуществляться только после полной остановки автомобиля. В момент включения необходимо удерживать выжатой педаль ножного тормоза. Не выжимайте педаль газа сразу после переключения режима.

Нейтральное положение (N)

Ни в коем случае не переводите рычаг селектора в положение N во время движения (даже на короткое время).

Движение вперед в полном диапазоне передач (D)

В данном положении (D) трансмиссия автоматически производит переключение между четырьмя передними передачами в зависимости от скорости движения автомобиля и оборотов двигателя. При обгоне предусмотрена возможность автоматического переключения трансмиссии на пониженную передачу при выжимании до упора педали газа (режим kick-down).

Движение вперед в диапазоне, ограниченном тремя первыми передачами (3)

Данный режим включается переводом рычага селектора в положение 3 и обычно используется при движении по скользкому покрытию, извилистой дороге, а также при буксировке прицепа.

Движение вперед в диапазоне, ограниченном двумя первыми передачами (2)

Данный режим используется при движении по серпантину с прицепом, в составе колонны, либо по пересеченной местности. Переведите рычаг селектора в положение (2) .

Движение вперед в диапазоне, ограниченном первой передачей (1)

Режим должен использоваться только при движении по крутым склонам со скоростью ниже 50 км/ч.

Все режимы

Не переключайте трансмиссию принудительно на пониженную передачу, если обороты двигателя превышают значение 4000 в минуту.

Переключение передач из положения N в положения R, D, 2 и 1 должно осуществляться только при двигателе, работающем на малых оборотах, во избежание разрушения коробки передач.

Запуск двигателя возможен только в положениях Р или N .

Система управления скоростью (темпостат)

Общие сведения

Темпостат позволяет автоматически поддерживать постоянной, выбранную по усмотрению водителя (но не ниже значения 40 км/ч), скорость движения автомобиля.

Система должна использоваться только в таких дорожных условиях, когда ничто не мешает автомобилю двигаться с постоянной скоростью.

Не включайте темпостат на дорогах с оживленным движением, а также на извилистых дорогах и дорогах со скользким покрытием.

Рукоятка управления темпостатом (А) вмонтирована в рулевую колонку ниже левого подрулевого переключателя. Рядом, в панель приборов вмонтирован кнопочный выключатель темпостата (В) .

Включение темпостата

При выжимании кнопочного выключателя (В) должна загореться вмонтированная в нее контрольная лампа. Повторным нажатием кнопки осуществляется выключение темпостата (лампа должна погаснуть).

Выбор крейсерской скорости движения

Выжав педаль газа, разгоните автомобиль до требуемой скорости, которую хотите затем поддерживать при помощи темпостата. Подтолкните рукоятку А вверх или вниз: выбранная скорость внесется в память системы.

Во время движения в случае необходимости водитель всегда может повысить скорость, нажав на педаль газа (например, при обгоне). При отпускании педали скорость автоматически вернется к выбранному значению.

Коротким движением рукоятки управления вверх можно осуществить корректировку поддерживаемого темпостатом крейсерского значения скорости в сторону увеличения. При отжимании рукоятки вниз поддерживаемая скорость, соответственно, снизится.

При включенном темпостате не мешайте самопроизвольным перемещениям педали газа, держа на ней ногу.

Отмена выбранного крейсерского режима может быть осуществлен двумя способами: потяните на себя рукоятку А (см. иллюстрацию выше), либо выжмите педаль ножного тормоза.

Возврат к запомненному темпостатом скоростному режиму после его отмены может быть осуществлен повторным быстрым смещением рукоятки вверх.

Стояночный тормоз и система антиблокировки тормозов

Стояночный тормоз

Чтобы привести в действие стояночный тормоз, необходимо взвести рычаг его управления, расположенный в задней части центральной консоли автомобиля. Чем больше уклон площадки, на которой запаркован автомобиль, тем сильнее необходимо взводить рычаг. Облегчению взведения рычага способствует предварительное выжимание ножного тормоза.

В любом случае, в целях дополнительной гарантии безопасности, помимо стояночного тормоза включите также первую/заднюю передачу (модели с РКПП), либо переведите рычаг селектора в положение Р (модели с АТ). Передние колеса разверните таким образом, чтобы в случае самопроизвольного отката автомобиля они сразу же уперлись в бордюр тротуара (при наличии такового).

Для отпускания стояночного тормоза потяните рычаг управления вверх и нажмите на вмонтированную в его торец кнопку (см. стрелку на иллюстрации).

Если при включенном зажигании стояночный тормоз взведен, либо отпущен не до конца, на приборном щитке загорится соответствующая контрольная лампа (см. левый нижний угол иллюстрации).

Система антиблокировки тормозов (ABS)

Данная система устанавливается на некоторых моделях и в значительной мере повышает безопасность движения, предотвращая преждевременную блокировку колес автомобиля при резком торможении или при слабом сцеплении колес с дорогой.

Система позволяет сохранять контроль над управлением даже при резком торможении на очень скользком покрытии.

Функциональные возможности всех основных элементов ABS контролируются электронным блоком управления (ECU) ABS. Опрос состояния компонентов системы производится блоком как в момент включения зажигания, так и в процессе движения.

Контрольная лампа ABS загорается при включении зажигания и должна погаснуть через 2 секунды. Если лампа продолжает гореть, это свидетельствует о неполадках в системе. Срабатывание контрольной лампы во время движения также означает обнаружение системой самоконтроля отказов. ABS при этом отключается, однако, тормозная система продолжает не менее функционировать в обычном своем режиме.

Во избежание более серьезных отказов системы автомобиль следует отогнать для проведения диагностики необходимого ремонта в мастерскую автосервиса.

Помните, что ABS ни в коей мере нельзя считать панацеей от любых неожиданностей! Двигаясь по скользкому дорожному покрытию (гололед, мелкий гравий, влага и т.п.), соблюдайте предельную осторожность!