5.16.1. Особенности конструкции

Отработавшие газы выводятся из двигателя через выпускной коллектор (рис. 5.15) и приемную трубу 7 (рис. 5.16), нейтрализатор 3, дополнительный 1 и основной 2 (рис. 5.17) глушители.

Выпускной коллектор (термоэкран для наглядности снят)
Рис. 5.15. Выпускной коллектор (термоэкран для наглядности снят)

Расположение узлов системы выпуска отработавших газов в передней части автомобиля
Рис. 5.16. Расположение узлов системы выпуска отработавших газов в передней части автомобиля: 1 – дополнительный глушитель; 2 – термоэкран нейтрализатора отработавших газов и дополнительного глушителя; 3 – нейтрализатор отработавших газов; 4 – подушки подвески системы выпуска отработавших газов; 5 – сильфон; 6 – датчик концентрации кислорода; 7 – приемная труба

Расположение узлов системы выпуска отработавших газов в задней части автомобиля
Рис. 5.17. Расположение узлов системы выпуска отработавших газов в задней части автомобиля: 1 – подушки подвески системы выпуска отработавших газов; 2 – основной глушитель; 3 – термоэкран основного глушителя

На приемной трубе установлен датчик 6 (см. рис. 5.16) концентрации кислорода.
Выпускной коллектор закреплен гайками на шпильках головки блока цилиндров. Между головкой блока цилиндров и фланцем выпускного коллектора установлены две металлоармированные прокладки 1 (рис. 5.18).

Узлы системы выпуска отработавших газов
Рис. 5.18. Узлы системы выпуска отработавших газов: 1 – уплотнительные прокладки выпускного коллектора; 2 – прокладка фланца нейтрализатора отработавших газов; 3 – выпускной коллектор; 4 – каталитический нейтрализатор отработавших газов; 5 – уплотнительная прокладка приемной трубы; 6 – хомуты; 7 – приемная труба; 8 – датчик концентрации кислорода; 9 – сильфон; 10 – подушки узлов системы выпуска отработавших газов; 11 – дополнительный глушитель; 12 – основной глушитель; 13 – соединительная труба

Приемная труба соединена с фланцами выпускного коллектора и нейтрализатора. Фланцевые соединения уплотнены металлоармированными прокладками 2 и 5. Нейтрализатор соединен с приемной трубой дополнительного глушителя с помощью трубы, обжатой двумя хомутами. Выпускная труба дополнительного глушителя вставлена в приемную трубу основного глушителя, а место их соединения обжато хомутом. Соединения глушителей с трубами неразборные. Каждый из элементов системы можно снять в отдельности без демонтажа остальных элементов.
Для уменьшения передачи вибраций от силового агрегата на систему выпуска и кузов в приемную трубу вмонтирован виброкомпенсирующий гофрированный сильфон 9 в металлической оплетке.
Особенности конструкции
Элементы системы подвешены к кузову на шести резиновых подушках 10, причем две подушки а подвески приемной трубы, две подушки б подвески основного глушителя и две подушки в задней подвески основного глушителя и подвески основного и дополнительного глушителей имеют разную форму.
Для защиты двигателя, деталей моторного отсека и основания кузова установлены стальные термоэкраны над выпускным коллектором, термоэкраны 2 (см. рис. 5.16) над нейтрализатором и дополнительным глушителем и 3 (см. рис. 5.17) над основным глушителем.
Система выпуска отработавших газов не требует специального обслуживания. Достаточно периодически проверять надежность затяжки резьбовых соединений и целость подушек подвески. В случае повреждения элементов системы, сквозной коррозии или прогара их заменяют в сборе, так как глушители вместе с трубами представляют собой неразборные узлы.

Полезный совет
Периодически проверяйте систему выпуска отработавших газов. При повышенном уровне шума от системы выпуска проверьте ее герметичность. Для этого пустите двигатель и осмотрите всю систему. Проведя рукой над местами возможной утечки, не касаясь узлов, вы сразу ощутите утечку газов. При необходимости замените проржавевшие и прогоревшие узлы.

Предупреждения
Перед ремонтом дайте системе выпуска остыть, так как во время работы двигателя она нагревается до высокой температуры.
Отработавшие газы ядовиты, отравление ими происходит незаметно, поэтому перед пуском двигателя в гараже обязательно откройте ворота!