2.5.4. Тормозная система

Тормозная система рассматриваемых автомобилей оборудована вакуумным усилителем, позволяющим для торможения с определенной интенсивностью прикладывать к педали тормоза меньшее усилие, чем потребовалось бы без усилителя. Если усилитель не работает (при неработающем двигателе или по другой причине), рабочая тормозная система остается исправной, однако давить на педаль тормоза потребуется со значительно большей силой, а тормозной путь увеличится.

При неработающем двигателе при каждом нажатии на педаль тормоза дополнительное усилие торможения уменьшается, поэтому не следует нажимать на педаль тормоза при неработающем вакуумном усилителе без необходимости (например, при удержании автомобиля на скользкой дороге).

В случае отказа тормозов во время движения допускается торможение при помощи стояночного тормоза, однако следует всегда помнить о том, что тормозной путь в этом случае будет намного превышать тормозной путь при использовании рабочих тормозов.

Использование стояночного тормоза при движении автомобиля с нормальной скоростью может вызвать потерю управления автомобилем, поэтому если приходится использовать стояночный тормоз для остановки движущегося автомобиля, действуйте особенно аккуратно.

Не следует держать ногу на педали тормоза при движении автомобиля, т.к. это приводит к нагреву и преждевременному износу тормозных механизмов и увеличению тормозного пути. При движении на склоне не пользуйтесь тормозами слишком долго, вместо этого используйте торможение двигателем, переключаясь на понижающие передачи. После движения в дождь, а также после преодоления водной преграды следует просушить тормозные механизмы, слегка нажав на педаль тормоза и удерживая ее до тех пор, пока производительность тормозов не вернется на нормальный уровень.

Стояночный тормоз

Расположение педали привода и ручки отпускания стояночного тормоза. Для взведения стояночного тормоза нажмите на педаль; для отпускания стояночного тормоза потяните на себя ручку.

Не используйте вместо стояночного тормоза трансмиссию, установленную на передачу. На парковке обязательно взводите стояночный тормоз и устанавливайте рычаг селектора АТ в положение «P».

При остановке на подъеме паркуйте автомобиль как можно ближе к тротуару или обочине и поворачивайте колеса к центру дороги, чтобы при случайном движении автомобиля назад передние колеса уперлись бы в бордюрный камень.

При остановке на спуске паркуйте автомобиль как можно ближе к тротуару или обочине и поворачивайте колеса к обочине, чтобы при случайном движении автомобиля назад передние колеса уперлись бы в бордюрный камень.

При каждом запуске двигателя проверяйте К/Л тормозной системы (см. Часть Оборудование автомобиля, расположение приборов и органов управления) – при взведенном стояночном тормозе К/Л должна гореть, а после его отпускания К/Л должна гаснуть.

Система антиблокировки тормозов (ABS)

Система ABS при достижении скорости автомобиля более 10 км/ч постоянно отслеживает скорость вращения колес автомобиля и при их блокировании многократно модулирует гидравлическое давление в тормозной системе. Регулирование давления осуществляется раздельно для каждого переднего колеса и для обоих задних колес. Благодаря такой схеме торможение обоих задних колес одинаково и устойчивость автомобиля не ухудшается.

При торможении в условиях, которые могут привести к блокированию колес, а также при самодиагностике системы, можно слышать щелчки в тормозных механизмах, либо почувствовать пульсации педали тормоза. Перечисленные явления являются следствием нормальной работы системы ABS и означают ее активность. Не следует при этом менять усилие давления на педаль тормоза, т.к. это помешает системе ABS работать с максимальной эффективностью.

Следует всегда помнить о следующих мерах предосторожности:

Проверяйте К/Л системы ABS при запуске двигателя, – она должна загореться на несколько секунд, а затем погаснуть. Если К/Л не гаснет, значит ABS неисправна, при этом рабочая тормозная система может функционировать нормально.

При падении скорости автомобиля ниже 6 км/ч ABS отключается.