5.16.4. Дефектовка и ремонт блока цилиндров

Для определения технического состояния и ремонта блока цилиндров снимите двигатель с автомобиля (см. «Снятие и установка двигателя») и разберите его. Снимите головку блока цилиндров (см. «Замена прокладки головки блока цилиндров»), коленчатый вал (см. «Снятие, ремонт и установка коленчатого вала»), шатунно-поршневую группу (см. «Снятие, ремонт и установка шатунно-поршневой группы»), масляный картер и масляный насос (см. «Снятие, ремонт и установка масляного насоса»), а также все навесное оборудование.
1. Осмотрите блок цилиндров. Если обнаружены трещины, замените его.
2. Проверьте герметичность рубашки охлаждения блока способом опрессовки. Для этого заглушите деревянными пробками все отверстия в блоке, кроме одного, к которому подведите шланг подачи сжатого воздуха. Опустите блок в ванну с водой и подайте сжатый воздух под давлением 1,5 атм. Из поврежденных мест будут выходить воздушные пузырьки. При нарушении герметичности замените блок.
3. Аналогичным образом проверьте герметичность масляных каналов блока.
4. Осмотрите цилиндры. Если на зеркале цилиндров есть задиры и другие дефекты, расточите цилиндры под ремонтный размер и отхонингуйте. Предусмотрены два ремонтных размера цилиндров. В запасные части поставляют поршни и поршневые кольца соответствующих ремонтных размеров.

Примечание
Под ремонтный размер нужно растачивать все цилиндры, даже если дефекты обнаружены только в одном из них.

5. Проверьте зазоры между цилиндрами и поршнями. Номинальный зазор равен 0,024–0,048 мм, предельно допустимый – 0,25 мм. Цилиндры и поршни разбиты по диаметру на пять размерных групп: А, Б, В, Г, Д. Буква, обозначающая группу цилиндра, нанесена краской на левую наружную сторону блока напротив каждого цилиндра. Зазор можно определить замером диаметров поршня и цилиндра. Диаметр поршня измеряют в плоскости, перпендикулярной оси поршневого пальца, на 8,0 мм ниже этой оси. Диаметр цилиндра измеряют не менее чем в трех поясах в пределах 15–100 мм от верхней плоскости блока в двух перпендикулярных направлениях.