3. Система смазки двигателя

Загрязнение моторного масла

В зависимости от условий эксплуатации моторные масла подвергаются меняющемуся воздействию. Поэтому очень трудно определить воздействие различных условий на смазку. Двигатели, работающие долгое время на высоких оборотах или с полной нагрузкой, достигают высокой температуры. Под воздействием высокой температуры и кислорода воздуха масло начинает окисляться. Продукты окисления делают масло более густым и могут откладываться на верхней части поршня, в пазах поршневых колец и на стержнях клапанов. Это может вызвать образование нагара на тарелках клапанов.

Разжижение масла на бензиновых двигателях

Если цилиндры получают слишком обогащенную смесь, двигатель не может развивать максимальную мощность или постоянно эксплуатируется слишком холодный двигатель (городской цикл), неизбежно образуется нагар. Копоть, сгоревшее масло и другие продукты, само несгоревшее топливо и конденсация жидкости ведут к образованию шлама, кислоты и асфальта. Несгоревшее топливо оседает на зеркале цилиндров и стекает в картер, при этом смывается масляная пленка на цилиндрах и поршнях. Последствия: недостаточная смазка рабочей поверхности поршней и разжижение масла, которое снижает смазочные свойства масла в зависимости от количества проникшего топлива. При слишком высоком разжижении, возможно, потребуется преждевременная замена масла. Так как в горячем двигателе частицы бензина испаряются из масла, следует контролировать уровень масла, прежде всего зимой (много холодных запусков — повышенное содержание топлива в масле).

Вязкость моторного масла

Вязкостью называют сопротивление жидкости внутреннему перемещению ее слоев. В зависимости от температуры каждое масло склонно к изменению своей вязкости. С возрастанием температуры масло становится более жидким. Из-за этого ухудшается сцепляемость и прочность масляной пленки. При холоде масло становится вязким, при этом увеличивается внутреннее сопротивление трению.

Область применения/классы вязкости

На холодном двигателе масло должно быть достаточно жидким, чтобы не затруднять работу стартера и при запуске по возможности быстрее поступать во все точки смазки. Это требует применения моторного масла с вязкостью, наименьшим образом изменяющейся при различных температурах. Вязкость масла имеет то же значение, что и внутреннее трение масла, и обозначается по системе SAE (Society of Automotive Engineers), например, SAE 30, SAE 10 и т. д. Высокие числа SAE на густое, низкие — на жидкое масло. Вязкость не дает представления о смазочных свойствах масла.

Всесезонное масло

Для двигателей MAZDA 323 следует применять всесезонное масло. Всесезонные масла имеют то преимущество, что они могут использоваться и в зимнее, и в летнее время. Всесезонные масла базируются на жидких сезонных маслах (например, 15 W). За счет так называемых сгустителей масло стабилизируется в горячем состоянии, так что для каждого состояния обеспечиваются необходимые смазочные свойства. "W" в системе SAE указывает на то, что масло может использоваться зимой.

Масла с антифрикционными присадками (легкоходные масла)

Легкоходные масла представляют собой всесезонные масла с антифрикционными присадками, так что возможна экономия топлива до 2%. Легкоходные масла имеют низкую вязкость (например, 10 W - 30. Для них используется необычная основа (синтетические масла). При покупке легкоходного масла следует обратить внимание на то, чтобы это масло подходило для MAZDA. Так как соседние классы SAE перекрываются, допустимы кратковременные колебания температуры. Допускается смешивать масла различных классов вязкости между собой, если требуется долить масло и внешние температуры не соответствуют классу вязкости масла, находящегося в двигателе. Ни в топливо, ни в масло не должны примешиваться никакие добавки.

Спецификация моторного масла

Для современных двигателей допускается применение только масел HD. Масла HD — это масла, чьи смазочные свойства существенно улучшены за счет добавления в них различных веществ. Эти добавки обуславливают более сильную защиту от коррозии, окисления, особенно пониженную склонность к образованию шлама в картере, лучшую вязкость, очищающие и растворяющие свойства. Очищающие и растворяющие присадки снижают не только образование осадка в двигателе, но и обладают способностью растворять осадки и разделять их и другие загрязнения на мелкие частицы и удерживать в поддоне картера во взвешенном состоянии, так что при замене масла загрязнения сливаются вместе с ним. Качество масла HD обозначается по классификации API (American Petroleum Institute). Европейские производители ориентируются также на эту систему.

Обозначение состоит из двух букв.

Первая буква указывает на область применения:

Вторая буква обозначает качество в алфавитном порядке.

Самое высокое качество имеют по спецификации API масла SG для бензиновых двигателей и СЕ для дизелей.

Моторные масла, определенные производителем для дизельных двигателей, для бензиновых двигателей не подходят. Существуют масла, подходящие и для дизельных двигателей, и для бензиновых. В этом случае на банке стоят оба обозначения (например, SF/CD). Для MAZDA 323 с бензиновыми двигателями определены моторные масла SE, SF и SG по спецификации API, для дизельных двигателей API - CC и CD.

Расход масла

Говоря о расходе масла в двигателе внутреннего сгорания, имеется в виду то количество масла, которое расходуется вследствие процесса сгорания. Ни в коем случае не следует путать расход масла с потерей масла, происходящей из-за негерметичности поддона картера, крышки головки цилиндров и т. д. Нормальный расход масла возникает из-за сгорания небольшого количества в цилиндрах, из-за отвода остатков сгорания и частиц продуктов износа. Масло изнашивается из-за высоких температур и высокого давления, возникающего в двигателе. На расход масла также оказывают большое влияние внешние факторы, манера вождения, а также точность изготовления деталей. Расход масла может составлять максимум 1,0 л на 1000 км.

По достижении граничной отметки масло должно обязательно доливаться.

Не заливать сразу большое количество масла. Если в автомобиль с катализатором было залито слишком много масла, лишняя часть должна быть слита, иначе несгоревшее масло проникнет в систему выпуска отработавших газов и может разрушить катализатор.